Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Ассоциация несостоявшихся ожиданий

Ассоциация несостоявшихся ожиданий

Категорія: Позиція » Статті » Вікно у світ

Ассоциация несостоявшихся ожиданийУкраина в последний момент спрыгнула с подножки европейского локомотива. Соседние же страны – Молдова и Грузия подписали ассоциацию с ЕС. Однако, что касается Молдовы, то здесь Евросоюзу не удалось решить главную задачу, которую он ставил перед собой относительно этой страны: вывести Приднестровье из зоны российского влияния и втянуть его в Молдавию в процессе ассоциации с ЕС. 

 

Зачем это Молдове?

Экономические последствия ассоциации Молдавии с Евросоюзом, кажется, никто всерьез сегодня не рассматривает. Эта страна, признанная самой бедной в Европе, уже давно практически ничего не производит. Половина ее 3,5-миллионного населения постоянно находится на заработках в России и в странах ЕС, а оставшиеся живут в деревнях натуральным хозяйством, при этом половина ВВП страны (весь ВВП – 7,2 млрд. долларов) приходится на переводимые гастарбайтерами деньги. Сменяющие друг друга политики воспринимаются населением скорее как главы преступных кланов, нежели как государственные деятели, а предоставляемая госорганами финансовая статистика практически полностью «нарисована». Из бывших республик СССР Молдавия, похоже, хуже всего распорядилась своей самостоятельностью и за прошедшие 20 лет сделалась хрестоматийным примером несостоявшегося государства.


Договор об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС воспринимается молдаванами как благо: они надеются, что внешнее управление страной ограничит самоуправство властных кланов, европейские товары на внутреннем рынке станут дешевле, а если все-таки отменят визы, еще треть населения сможет уехать работать в ЕС. Разрушить тот или иной бизнес в Молдавии практически невозможно, потому что его уже нет, даже действующее винное производство давно принадлежит европейцам. У молдаван практически нет иллюзий по поводу последствий соглашения об ассоциации для экономики. «Молдавский бюджет на 70 процентов состоит не из прямых налогов на прибыль, а из таможенных пошлин, поэтому их отмена станет сокрушительным ударом для нашего бюджета», – говорит молдавский политолог Богдан Цырдя.

А Евросоюзу?

Знакомство с положением дел в Молдавии делает непонятной радость Евросоюза. Как будто ЕС мало проблем, которые создают ему Румыния и Болгария, экспортирующие свою бедность и коррупцию на территории других стран. Однако столь теплое отношение Евросоюза к Молдавии объясняется не его любовью к молдаванам, а стремлением исключить эту территорию из российской сферы влияния и разрешить замороженный приднестровский конфликт в свою пользу. Иначе говоря, главным объектом европейской политики в данной ситуации была не столько сама Молдавия, которая уже 20 лет готова отдаться Евросоюзу в любом виде, сколько мятежное русскоязычное Приднестровье, в котором после вспышки вооруженного противостояния с Молдавией, попытавшейся силой подчинить себе русскоязычную часть, так и остались стоять российские военные части.


Цель работы «Восточного партнерства» с Молдавией заключалась в том, чтобы она интегрировалась с ЕС целиком, вместе с Приднестровьем. По сравнению с Молдавией непризнанная автономия выглядит значительно более прилично. Если численность населения Приднестровской Молдавской Республики – это всего 17% (555 тыс. жителей) от числа жителей бывшей Молдавской ССР, то доля промышленности составляет 40%, энергетики – 90%, при этом 90% населения живет в городах.


Все последнее десятилетие ЕС предпринимал попытки выкурить российские войска из Приднестровья и заставить непризнанную республику вернуться в юрисдикцию Молдавии. Для этого предпринимались и экономические шаги: так, в 2006 году Украина по просьбе ЕС закрыла свою территорию для провоза приднестровской продукции в Россию, чрезвычайно осложнив жизнь приднестровского бизнеса. ЕС также инвестировал собственные деньги в строительство текстильного и обувного производства в Приднестровье, продукты которого экспортируются на рынок ЕС. Эти два шага привели к тому, что экспорт приднестровской продукции в ЕС вырос, а в Россию – сократился, и теперь Евросоюз использует это как элемент давления на Приднестровье. С учреждением «Восточного партнерства» работа с Приднестровьем стала еще более плотной. Идея была в том, чтобы заинтересовать местное население интеграцией в ЕС и заставить его отказаться от миротворческих услуг и поддержки России.


Многие эксперты называют соглашение об ассоциации с ЕС несиловым инструментом, который призван вынудить Приднестровье вернуться в состав Молдавии. Экономика ПМР сильно зависит от экспорта, за рубеж уходит до 90% производимой здесь продукции, при этом две трети экспорта самопровозглашенной республики – именно в страны ЕС и в Молдавию. В настоящее время на Приднестровье распространяется режим автономных торговых преференций ЕС, однако продлить его без возвращения в молдавскую юрисдикцию европейцы собираются только до конца 2015 года, ведь они подписали соглашение о зоне свободной торговли только с Молдавией. Приднестровцам объясняют, что если за два года они не передумают, то тарифы на их продукцию поднимутся в среднем на 12–15%, особенно на ключевые для ПМР отрасли: электроэнергетику, металлообработку, текстиль. ЕС также намекает, что в случае отказа к Приднестровью могут быть применены еще и санкции.

Совсем без Молдавии

Однако тонкому плану ЕС, по всей видимости, сбыться не суждено. И главное препятствие вовсе не давление России, а политика румынизации, проводимая Молдавией и фактически идущая вразрез с тонкой дипломатией Брюсселя. Парафирование соглашения об ассоциации с ЕС Молдавия восприняла как одобрение ее проевропейских чаяний, которые до этого проявлялись в ее стремлении самоуничтожиться как государство и присоединиться к Румынии (совсем недавно Молдавия заявила, что молдавского языка больше нет, а есть только румынский).


Подобные устремления молдаван поддерживает и румынский президент Траян Бэсеску, который на протяжении уже почти десяти лет, что он находится у власти, апеллирует к общему историческому прошлому двух народов и призывает создать Великую Румынию. Согласно официальной позиции Румынии, Молдавия является вторым румынским государством, молдаване – румынами, молдавский язык – румынским. «Первым фундаментальным государственным проектом Румынии было вступление в НАТО. Вторым – вступление в ЕС. Третьим должно стать объединение с Молдовой. Бесспорно», – сказал президент Румынии во время саммита в Вильнюсе.


Румыния уже давно проводит целенаправленную политику расширения своего влияния на соседа. В 2009 году она предоставила всем жителям Молдавии, которые смогут доказать свое румынское происхождение, право получить румынское гражданство. В настоящее время 500 тыс. молдаван имеют румынское гражданство, а еще десятки тысяч стоят в очереди. Румынское правительство каждый год выделяет 5 тыс. стипендий молдавским студентам для обучения в Румынии. В молдавских школах уже на протяжении 20 лет ведется предмет «История румын». В прошлом году в Молдавии были легализованы партии, выступающие за объединение с Румынией, деятельность которых ранее была запрещена, ведь они выступали за уничтожение молдавской государственности. Нормой стали даже совместные заседания правительств.


«Такая работа уже имеет результаты: сейчас в Молдавии активно идет программа переплавки молдавской идентичности в румынскую: тех, кто считает себя молдаванами, называют ретроградами и продуктом советской оккупации, а румыны – это люди продвинутые и с новым мышлением. Когда наберется критическая масса, объединение произойдет, румынский президент Бэсеску говорил, что для этого понадобится 20–25 пять лет».

Не все хотят в Румынию

Однако планы румынизации Молдавии делают фактически невозможным возвращение под ее юрисдикцию Приднестровья, несмотря на экономическое давление Евросоюза. Ведь сам факт отделения Приднестровья от Молдавии в 1990-е, вслед за которым последовала серия вооруженных столкновений между приднестровскими и молдавскими войсками, произошел после того, как Молдавия заявила о признании единственным государственным языком молдавского и о своей приверженности интеграции с Румынией. В этой ситуации приднестровцам не остается ничего, кроме как любой ценой настаивать на интеграции с Россией. Приднестровье и так сильно связано с Россией, которая является для него основным поставщиком энергоресурсов. ПМР – давний должник «Газпрома». Многими ключевыми предприятиями Приднестровья владеют россияне, в первую очередь это Молдавская ГРЭС, которая вырабатывает львиную долю энергии и отправляет ее на экспорт в Молдавию и Румынию, Рыбинский цементный комбинат, машиностроительное предприятия «Прибор» и Бендерский машиностроительный завод; в частичной собственности россиян и Молдавский металлургический завод, дающий большую часть ВВП. Уже сегодня около 200 тыс. приднестровцев имеют российские паспорта, а после саммита в Вильнюсе президент ПМР Евгений Шевчук даже предложил унифицировать правовую систему с Россией. «Мы до сих пор живем как в окопах и готовы вступить в Россию или в Таможенный союз хоть сегодня. Мы готовы быть вашим вторым Калининградом», – говорит вице-президент Торгово-промышленной палаты ПМР Юрий Ганин.

 

 

 

 

 

Нина ИЛЬИНА