Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Изначальный вкус простоты

Изначальный вкус простоты

Категорія: Позиція » Статті » Вікно у світ

Изначальный вкус простоты…Однажды в молодости, путешествуя по Кавказу, я спросил у пастуха, окруженного баранами и лохматыми овчарками, как пройти к перевалу.
 

 

– Иди просто…, – сказал старик и махнул рукой на юг. Подумав, что я не понял, добавил: – Просто иди по этой дороге вверх…


Но я понял, сразу понял, по какой тропе, куда идти и что делать. Это было просто. Я продолжил путь, и через несколько часов достиг седловины. Привалившись к шершавому валуну, сидел, обозревал лесистые дали, и маленькими глотками смаковал родниковую воду – просто сидел, просто обозревал и просто смаковал. Потом, когда успокоилось сердце, стали появляться мысли – пусть обрывочные, но почему-то ясные и простые.


Много было таких состояний. Вот после знойного дня лежу на теплом ракушечнике, слушаю тихий голос прибоя и смотрю в запорошенное звездами небо. Просто лежу, просто слушаю и просто смотрю. Иногда, правда, возникают картинки и образы прошлого. Просто возникают и тут же просто исчезают из памяти. Или после ледяной пустыни просто разжигаю костер, греюсь возле печки и просто наблюдаю за огнем. Или просто гребу вдоль островного берега, привычно выбирая место для высадки…


Возвращался домой, и мне хотелось продлить те простые состояния, хотелось, чтоб простота, которой я жил, заняла достойное место в моей жизни, всегда была мне и близким опорой, фундаментом. Получалось. Но не всегда и не везде…


Простые люди, простая обстановка и еда, простые отношения, простая… даже не так…просто простая работа – для многих это примитивизм, некультурность, отсталость, задворки нашей стремительной мозаичной жизни. И вот однажды, кажется, посреди знойной степи в балочке, где я отдыхал возле родничка под раскидистой грушей, возникла мысль реабилитировать простоту, определить ей надлежащее достойное место в жизни. Кстати, путешествия по диким местам – это, пожалуй, самый простой способ уловить, поймать свой естественный ритм жизни, научиться радоваться простым и естественным вещам, понять философскую глубину, значимость и одновременно… сложность (!) простого образа жизни…


В большинстве случаев желание жить проще, просто для современного человека – это не стремление, не конкретная цель, а потаенная мечта, некое томление духа. Одна моя знакомая вдруг стала слово «просто» употреблять чуть ли не через предложение. Я как-то ей сказал об этом, она пожала плечами и виновато улыбнулась: «Понимаешь, сложности заели, как с ними справиться не знаю, так хоть на словах…». Пытаясь разобраться в ликах простоты (а их оказалось, ой, как много!), я призвал на помощь премудрость наших предков. Подумалось, что если за простоту принять некую изначальность, первичность, точку отсчета, то, возможно, ответ подскажут философы древности. Диоген увидев, как мальчик пьет воду из ладони, выбросил чашку и воскликнул: «Он превзошел меня в простоте!» С греком, избравшим своим местожительством обыкновенную бочку (климат вполне позволял), был согласен его не менее знаменитый земляк Платон, авторитетно заявивший: «Сколько же есть вещей, без которых можно жить!» Личным примером это доказали многие его последователи. В частности, Григорий Сковорода. «Ничего я не желатель, кроме хлеба и воды, нищета мне есть приятель – давно мы с ней сваты», – писал он, примостившись с котомкой под кустиком. Украинский философ-бродяга был весьма почитаем Львом Толстым, для которого вдруг обузой оказалась графская личина, и целью жизни стало опрощение. «Наконец он один наедине с собой в своей рабочей комнате, – полумонашеской-полукрестьянской келье. На голых стенах ее висят коса, грабли и топор, на хорошо сколоченном полу крепко стоит перед неуклюжим столом тяжелое кресло, скорее чурбан, чем сидение», – писал о нем биограф.


Что объединяет всех этих людей? Они были мыслителями. И внешняя простота (а вместе с ней – покой и воля!) им нужна была для сложной мыслительной работы. Народ по этому поводу высказался просто: сытое брюхо к учению глухо. Голодное, правда, тоже не слишком поддается вразумлению. Но это уже другая тема…


Отсюда очевидный вывод: простота и сложность – это как бы две стороны одной медали, два берега одной реки, под названием Жизнь. Сплошь простой она быть не может, как и постоянно во всем сложной. Освободиться от ненужных вещей, максимально упростить приготовление пищи, уборку в квартире, обстановку в ней можно и нужно, скажем, для написания сложной книги, где много всяких разных мудрых мыслей, или для врачевания сложного недуга. А кто-то наоборот полки должен очистить от книг, а голову от «трудных» мыслей, чтобы заняться приготовлением яств, украшением жилища.


Куда бы ни забрасывала судьба, где бы ни приходилось бывать во время путешествий, в какие бы медвежьи углы ни забирался, везде обращал внимание на простые способы добычи дикой живности, сохранения продуктов, их обработки, приготовления различных блюд из дикоросов. Человек всегда будет оглядываться на пройденный путь. И не только потому, что там осталось его детство. Неустойчивость мира и своей судьбы заставляла древних создавать такие этические нормы, которые бы позволяли в любой ситуации сохранять данную природой изначальную энергию и силу, внутреннюю гармонию. Очень часто это достигалось с помощью простоты, которая при любой ситуации позволяла выходить победителем, оставаться на коне. Стоики, например, учили, что человек обретет счастье не через накопленное богатство, а через простоту и добродетель. Эпикур считал, что только самосовершенствование даст спокойствие, а активная деятельность порождает сложности и проблемы. «Живи незаметно, – говорил он. – Кому не довольно малого, тому всего мало». Киники те даже призывали к нищенству, подтверждая свои слова собственным примером. А непобедимая сильная Спарта вообще возвела простоту и воздержание от богатства в государственный принцип. Там, в первобытном далеком, древнем мире, средневековье и даже старине, которая (к счастью!) еще помнится нашими бабушками и дедушками, остались те трудовые навыки, тот опыт выживания, которые могут быть востребованы в любую минуту. Ведь мы по-прежнему слабее природы, зависимы от нее. В мгновение стихия может разрушить все достижения цивилизации, и людям прийдется как бы заново учиться простым вещам. Во многих уголках планеты уже приходится. Вполне возможно, что к гибели человечества приведет его непомерный аппетит, гонка потребления. Если сегодня раздать людям все то, что им необходимо, то все равно останется еще три четверти товаров. Ежегодно человечество накапливает свыше 140 миллиардов тонн отходов производства и потребления. Именно этот мусор и разрушает среду обитания. Так что выйти из кризиса, утверждают пессимисты, как не опрощайся (тем более, что сделать это всем скопом и невозможно) уже не реально.


Между прочим, труды тех же ученых, которые строят столь пессимистические прогнозы, часто представляют собой нагромождение сложных умозаключений. Нередко, кстати, малопонятных даже для их коллег. Стало даже обязательным при защите диссертаций важность, значимость изобретения, открытия преподнести через сложные словесные построения. А между тем, великие умы прошлого, настоящие подвижники науки призывали к лаконизму изложения того или иного научного постулата, простым формулировкам. В первом издании «Математических начал натуральной философии» И. Ньютон сформулировал основные правила философских (в принятом тогда в Англии смысле это означает естественнонаучных) умозаключений. Вот его первое правило: «Не должно требовать в природе других причин сверх тех, которые истинны и достаточны для объяснения явлений. По этому поводу философы утверждают, что природа ничего не делает напрасно, но было бы напрасным совершать многим то, что может быть сделано меньшим. Природа проста и не роскошествует излишними причинами вещей». Лаплас писал, что он в своих научных изысканиях постоянно разыскивал «ту прекрасную простоту, которая пленяет нас в средствах, употребляемых природой». Неоднократно, и с большим уважением о принципе простоты естественнонаучных концепций высказывался К.А. Тимирязев, любивший часто повторять выражающее этот принцип правило Оккама, так называемую «бритву Оккама»: сущности не должны быть умножаемы сверх необходимости.


Полезно вспомнить старину и в связи с развитием и воспитанием наших чад. Многие родители покупают детям сложные электронные игрушки, снабженные различными функциями, считая, что именно они подходят для современных мальчиков и девочек. Однако психологи утверждают, что простые игрушки типа кубиков, мозаики, конструктора, пазлов более полезны для развития, так как позволяют самостоятельно решать творческие задачи. Ребенок начинает строить самостоятельные (нередко довольно сложные!) миры вокруг этих простых игрушек. Они вынуждают его поступать так или иначе, а ребенок ими командует, управляет, чтобы получить тот или иной результат.


«Где едят просто, там живут лет по сто», – утверждали мои казацкие предки, которые много времени проводили в походах, ведя здоровый образ жизни и питаясь простыми продуктами. Что ж, давно известно, что обжорство отнюдь не способствует здравию. Как вредны для него и суета, спешка, нагромождение бытовых проблем и социальных сложностей, которых порою не выдерживает ни организм, ни психика. Что в жизни тяготит, усложняет, что слишком, то прежде всего не здраво. Поживи проще, попостись, ограничь себя в еде (равнозначно как и в непосильной работе, ненужных знакомствах, вещах, душевных терзаниях по поводу и без, даже в деньгах), попробуй определи меру своим потребностям и ты телесено и духовно оздоровишься. Ф. Ницше приводит в пример Юлия Цезаря, который посредством простейшего образа жизни предохранял себя от болезней и головной боли. Простота, писал он, это самый верный и надежный способ «предохранять от порчи эту хрупкую, чувствительную, работающую под высоким давленим машину, которая называется гением». Кстати, в связи с вредностью излишеств, наверное, стоит помнить, что простота тоже имеет свой предел. Что может быть проще простого? Что бы это ни было, но это уже не простота. Скорее, ее антипод. Да еще в квадрате. Лучшее – враг хорошего.


В заключении – вывод (решусь даже его возвести в ранг совета): просто – значит решительно. Как подступиться к сложному? Просто сделать первый шаг. Бывает проще его не сделать. Но тогда простоты не достигнешь. Все еще больше усложнится. Сделал, совершил поступок, и все действительно упростилось. Ведь трудность – это не обязательно сложность. Если ты осознал нужность трудного дела, которым занят, если уверен в важности результата и упорно добиваешься его – все для тебя, может быть, и не легко, но достаточно просто. Если же нужность даже самого простого дела весьма сомнительна, тем более оно не твое, навязанное чужой волей, сложность тут как тут – и мысли путает, и в тоску вгоняет. Простота – это тоже вершина. К ней можно стремиться, ее можно покорять точно также как и другие жизненные высоты. Только путь бывает посложнее. Достигнув же простоты, ее еще нужно удержать, сохранить, пронести через всю жизнь. А это уже не так просто.

 

По теме: Путешествие за границу. Как сэкономить на проживании

 

Владимир СУПРУНЕНКО