Александр КОЛОМОЙЦЕВ: «За качество своей продукции перед иностранцами не краснеем»
Какие сложные периоды не приходилось бы переживать украинскому
государству, оно неизменно находило в себе силы не прогибаться до конца
перед лицом обстоятельств и негативных факторов. Даже находясь на грани
выживания, отечественное производство не было стерто с карты не только
нашей страны, но и мира, причем некоторые его отрасли по-прежнему
занимают передовые позиции. Особняком стоит авиационная сфера, в которой
Украина является одним из признанных лидеров в масштабах всей планеты.
Год назад ПОЗИЦИЯ побывала на Запорожском машиностроительном заводе им. В. И. Омельченко, в 2013-м отмечавшим свой 25-летний юбилей. Учитывая сложные экономические реалии, мы снова посетили это предприятие, чтобы выяснить, как отразился общенациональный кризис на его работе. И, признаться, оказались удивлены: ЗМЗ, во-первых, ничуть не растерял потенциал, а во-вторых, с не меньшим упорством и рвением наращивает производственные мощности.
– Несмотря на все трудности, которые постигли Украину и всю ее промышленность, наше предприятие продолжает полноценно функционировать, – рассказывает директор
Запорожского машиностроительного завода им. В. И. Омельченко, заслуженный работник промышленности Украины Александр Коломойцев. – Так, в прошлом году выполнили план на 102,3%, за первый квартал 2014-го – на 105%. С 2002 года общий объем производства на ЗМЗ вырос на 175%, то есть мы динамично развиваемся, что на фоне показателей других предприятий, в том числе запорожского региона, большой плюс. Напомню, что завод заработал в 1988 году, а создавался он непосредственно под производство турбореактивного двухконтурного авиационного двигателя Д-18Т. Сегодня он успешно используется на самолетах АН-124 «Руслан» и АН-225 «Мрия». И, как видите, за годы независимости мы не утратили технологию производства агрегатов такого класса.
Отмечу, что на постсоветском пространстве самолет «Руслан» сейчас активно модернизируется, изменения коснутся, в том числе, и его двигателя. Планируется, что уже в 2015 году ЗМЗ будет выпускать более мощные двигатели Д-18Т. Сейчас на наших испытательных стендах проходят проверку на «прочность» два двигателя этого класса. Кстати, один стенд оборудован по последнему слову техники, с цифровой системой управления, а второй планируем модернизировать в ближайшее время. Сейчас эти боксы – самые крупные на территории СНГ: здесь проходят испытания авиационные двигатели мощностью от 12 тонн тяги и выше.
– Александр Георгиевич, насколько я помню, первым на вашем предприятии был запущен цех для литья крупногабаритных деталей по выплавляемым моделям. – Верно, и это без преувеличения уникальное производство. Здесь налажена отливка огромного числа номенклатуры деталей разной сложности, без которых невозможно создание авиационных двигателей нового поколения. Безусловно, процесс очень затратный, поскольку жаропрочные сплавы стоят недешево. Но зато на выходе мы получаем практически на 90% готовую деталь – остается лишь немного доработать ее механическим способом. Что характерно, из обычного куска металла выточить такую сложную деталь невозможно, даже если применить самое современное оборудование. Представьте себе, что на станке придется вытачивать элемент, скажем, около полутора метров в диаметре. С помощью литья производить такие детали гораздо удобнее, а их ресурс не уступает, а нередко по качеству и превосходит импортные аналоги.
– Однако не меньшим успехом у потребителя пользуется и наземная продукция Запорожского машиностроительного завода... – Мы очень активно и плодотворно занимаемся производством газотурбинных электростанций. Изначально на базе авиадвигателя АИ-20 спроектировали мобильную электростанцию мощностью 2,5 мВт, но сегодня уже наладили выпуск привод ГТЭ 6,3-МС, который устанавливается на агрегаты мощностью от 6 до 8 мВт. Каждый из них делается с учетом конкретных пожеланий заказчика, проходит обязательное тестирование на испытательных стендах, чтобы соответствовать всем характеристикам. Более того, с учетом требований потребителя стали производить электростанции, работающие на двух видах топлива. Например, сейчас сотрудничаем с клиентами из Бразилии: в этой стране мало природного газа, но с избытком биотоплива. Они заказали ЗМЗ именно такие станции, и наши конструкторы создали эту модель.
К сожалению, в Украине осталось не так много предприятий, осваивающих и внедряющих в производство нечто принципиально новое. Но АО «МОТОР СИЧ», в структуру которого входит Запорожский машиностроительный завод, понимает, что малейший простой чреват вытеснением с международного рынка. Рано или поздно устаревает любая модель, конкуренты постоянно наступают на пятки, вот предприятие и вкладывает средства в технические разработки. Без лишней скромности скажу, что нам не приходится краснеть за свою продукцию, и заказчики из других стран (России, Беларуси, Казахстана, Ирана и других) претензий к ее качеству не предъявляют.
– Как обстоят дела с модернизацией производства на ЗМЗ? – В плановом порядке. Если говорить об оборудовании, сейчас группа наших специалистов находится в Польше, где принимает заказанную нами плавильную печь для отливки жаропрочных сплавов – через несколько месяцев планируем ввести ее в эксплуатацию. Постепенно меняем и усовершенствуем производственные подходы, потому что работой завод загружен. Я в структуре АО «МОТОР СИЧ» уже 38 лет, и не помню ни одного года, чтобы предприятие ничего не приобретало или не модернизировало. Кроме того, руководство старается обеспечить трудящимся нормальные условия: в следующем году полностью завершим процесс замены старых окон на металлопластиковые во всех помещениях, произвели капитальный ремонт в заводской столовой и установили системы кондиционирования... Часто приходится, как говорится, выходить и за рамки предприятия, оказывать помощь инфраструктуре Хортицкого района Запорожья, где мы базируемся. Разруха, сами понимаете, ничей глаз не радует – приходится по мере возможностей с ней бороться, помогать местной власти.
– Александр Георгиевич, в свете последних политических событий не могу не задать следующий вопрос: повлиял ли каким-то образом конфликт Украины с Россией на работу ЗМЗ? Ведь РФ – один из основных заказчиков вашей продукции... – Знаете, в целом не повлиял. Во-первых, мы производим продукцию гражданского назначения, и упрекнуть нас в том, что мы вооружаем агрессивного соседа, сложно. К тому же, есть понятие контрактных обязательств, да и вообще – неразумно отказываться от сотрудничества только из-за того, какую страну представляет клиент. Не будем забывать, что крупное производство – это не только продукция, но и отчисления в бюджеты всех уровней, а на эти деньги живут десятки миллионов украинцев.
Так вот, ЗМЗ не имеет задолженностей перед людьми и бюджетом, как многие другие предприятия Запорожья и области. На заводе сейчас трудятся 1200 человек, создаются новые рабочие места, в то время как многие хорошие специалисты остаются на улице в связи с сокращениями, средняя зарплата по предприятию – порядка 3500 гривен. Надеюсь, не случится таких кризисов и провалов в экономике, которые заставят нас пересматривать все эти параметры: политика политикой, но люди страдать не должны ни при каких обстоятельствах.
Ну, а раз уж этот номер ПОЗИЦИИ выходит в канун 1 Мая, желаю всем запорожцам и украинцам иметь хорошую и достойно оплачиваемую работу, а государству – поддерживать национального производителя и не забывать о тех, кто уже своим трудом внес лепту в развитие своей страны.
Максим КОРОБЕЦ, фото Владимира САЛЬНИКОВА
|
ВИБІР РЕДАКЦІЇ
КОМЕНТУЮТЬ
А ЗАВТРА ЗАКОНЧИЛАСЬ ВОЙНА
15506
0
ЯДРЕНОЕ УТРО
14486
0
ЗИГЗАГИ ИСТОРИИ
14303
0
КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ ВОЙНА?
14756
0
НАША ИСТОРИЯ-ЗАБУДЬТЕ!
14688
0
ФАКТОР БЕЛАРУСИ
14230
0
БОЯТСЯ НЕ УСПЕТЬ?
14329
0
НУ, ПОДУМАЕШЬ, УКОЛ!
15667
0
ЗА КУЛИСАМИ ВОЙНЫ
14339
0
Колонка редактора
Шеф-редактор
Сергій ЗНАМЕНСЬКИЙ
Сергій ЗНАМЕНСЬКИЙ
Остання додана стаття:
ОПИТУВАННЯ
В какой Украине вы предпочли бы жить?
Партнери
Автор: administrator
Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач. Ми рекомендуємо Вам зареєструватись або зайти на сайт під своїм ім'ям.
|