Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Путевые заметки. Шри Ланка

Путевые заметки. Шри Ланка

Категорія: Позиція » Статті » Вікно у світ

Путевые заметки. Шри Ланка 

Сотворить кентавра…

«Противоположности не исключают, а дополняют друг друга».

Нильс Бор

 

 

 

На Шри-Ланке после традиционного приветствия меня нередко спрашивали: «Хотел?». Мое желание-хотение, которое с удовольствием выполнят гостеприимные островитяне, конечно, учитывалось, однако, прежде всего, имелся в виду отель, в котором я остановился. Я хлопал по рюкзаку, который сросся с багажником велосипеда, и говорил: «Вот мой «хотел». Шриланкиец, как правило, смущался, обескураженно замалкивал, не понимая, шучу я или нет, однако быстро приходил в себя – у европейцев свои причуды. Потом все-таки до него доходило, что мой отель – это палатка, которая умещалась у меня на багажнике велосипеда.

 

Мы живем в одноцветном, однополюсном, одномерном и одновекторном мире, хотя он на самом деле и разноцветный, и, по крайней мере, двуполюсный, и многомерный, и многовекторный. Причем эти разности существуют одновременно в одних и тех же предметах и явлениях. Но мы почему-то предпочитаем об этом не ведать. Так проще, так легче. До поры, до времени, правда. Пока гром не грянет или жареный петух не клюнет. Тогда спохватываемся. Увы, чаще бывает поздно. Речь конкретно – о комбинациях разностей, о существовании под одной оболочкой разнородных несочитаемых предметов, естественном их слиянии.

 

Я – человек, наделенный разумом и душой, и велосипед подо мной – бесчувственный железный конь, слились в одно и стали одним существом – кентавром. Вот классический мировой образ сочетания несочетаемого. Человек давно интуитивно нащупывал пути к сочетаемости разнородных предметов и явлений. В мифах и сказках это легко удавалось, в жизни было посложнее.

 

Законы Дороги просты, мудры и очень насущны. Чем длиннее пройденный путь, чем сложнее его преодоление, тем увереннее шаг по жизни. В Индии меня удивило простое и естественное соседство (даже симбиоз!) различных религий, например, я несколько раз на дню то слышал колокольный звон, доносящийся из католического храма, то доносились песнопения буддистов, то звучал голос муллы.

 

Нигде так не проявляет себя изощренный ум человека, как во время застолья. Особенно наглядно сочетание несочетаемого в кулинарных пристрастиях различных народов. Та же индийская кухня немыслима без разнообразных специй, которые помогают выявлять скрытые вкусовые оттенки самых обычных продуктов и их комбинаций. Негласное правило индийских алхимиков от кулинарии: любое блюдо должно одновременно содержать в себе все три вкуса – сладкий, кислый и горький. Однажды в Киргизии приютившая меня хозяйка приготовила блюдо, которое она назвала «нан-палав». «Нан» – это хлеб, «палав» – плов. А вместе? Сначала тушится картошка с луком, туда крупно режется капуста, добавляется ложка-другая томата и в конце ломается сухая лепешка. Получилось довольно вкусно, хотя к плову это блюдо не имело никакого отношения. В Монголии, когда я в одной семье заикнулся про борщ, хозяйка принялась крошить в казанок, в котором кипело мясо, все, что было у нее под рукой. В ход пошли даже свежие огурцы.

 

Часто в путешествиях мне вспоминается мой родной край за днепровскими порогами, его история, быт и нравы его жителей – моих земляков. Французский писатель Оноре де Бальзак, который в середине девятнадцатого столетия побывал на Украине, писал, что это «рай земной», где он «приметил уже 77 способов приготовления хлеба, что дает высокую идею про изобретательность населения комбинировать самые простые вещи». Бесхлебье в голодные «тесные» годы заставляло селян соединять в одном блюде самые несочетаемые продукты. «Кухарка мудрой стала, когда хлеба не стало» – говорили по этому поводу у меня на родине в приднепровских селах. Одесское диалектное словечко «перекалапуцать» как раз и определяет способность хозяйки сотворить кулинарное чудо, перемешав в одном блюде все продукты, что принесены со щедрого на дары огорода и сада.

 

Разное бывает сочетание. Все зависит от человека, его способности вскормить в себе кентавра. Тяготы дальней и трудной дороги, походная нужда часто ломают стереотипы, заставляют «комбинировать самые простые вещи». В жаркой Индии я грыз сухари с чесноком, запивая их сладким чаем. На берегу океана варил рис в смеси пресной и соленой морской воды. На Памире дальнобойщики, расположившиеся на обочине тракта перед перевалом Ак-Байтал, угостили меня вкуснейшей горячей шурпой. Потом в те же пиалы налили чай.

 

Перед этим посмотрели на меня вопросительно: лить? Я махнул рукой: конечно, лить! И не к такому привык в пути. В нем – постоянный выбор возможностей. Вот я и выбираю. А выбирая, соединяю, сочетаю. Это касается всего: еды, одежды, постели, крова. Мне надолго запомнится сибирская банька, в которой товарищ отхлестал меня двумя вениками и тут же заставил нырнуть в ледяную реку. Сырая земля, скальная полка, вокзальная скамья – все подходит для полноценного отдыха. Однако именно там, располагаясь на ночлег, я часто испытывал величайшее наслаждение покоем и волей. На маршруте, на спусках, подъемах, перевальных серпантинах я быстро и легко меняю темп, чередую ритм. Где галопом двигаюсь, где рысью, но все время и головой, и сердцем.

 

Мы нередко напрочь отвергаем (или нам внушают, что нужно отвергнуть) другое, чужеродное, непривычное. Это своеобразная форма самозащиты. Часто она срабатывает. Однако сплошь и рядом возникают ситуации, когда наоборот надо соединить противоположности, принять разности, впустить их в себя, примирить, органично вплести в узор твоего бытия. Собственно умение, а главное готовность так поступать (пусть не всегда и не везде, но очень часто), так действовать и с такой меркой подходить к происходящему вокруг и есть способность творения жизни не по чьему-то образу и подобию, а исключительно по потребности и достаточности своей природы.

 

Все в мире (по крайней мере, насущное, очень важное для жизни людей) соединяется со всем. Только нужно знать, как это сделать, каким способом, с помощью каких средств, механизмов, в какой последовательности и комбинации. Пусть даже эклектика, химерность, но не белыми нитками, без швов и потенциально разрушительных трещин, конфликтной векторности. Лебедя, рака и щуку нельзя запрячь в одну телегу, как невозможно сделать музыкантов из волков, медведей и лисиц, тем более объединить их в одном оркестре. Однако вполне допустимо и даже желаемо соседство этих зверушек, скажем, в…зоопарке.

 

Примеров в нашей бурной действительности, которая тем или иным краем затрагивает насущные интересы каждого, вокруг предостаточно. «Запад есть Запад, Восток есть

Восток, и с мест они не сойдут», – эти строки Редьярда Киплинга как бы о несовместимости западной и восточной цивилизации. Однако тот же Киплинг подсказал и вариант совместимости, провозгласив, что «должен мой дом, и должен твой дом жить в сердечном согласье». У нас на Украине свой Запад и свой Восток. И понятно, что «с мест они не сойдут». То есть, у каждого региона своя история, свой уклад, свой обиходный язык, свои герои. И может для достижения «сердечного согласья» не стоит смешивать (тем более, это смешение выпячивать) ни истории, ни языков, ни героев. Может, фундаментом естественного и доброго соседства правого и левого берега Днепра в рамках одного государства должно стать сохранение различий, противоположностей между ними.

 

Время все расставит по своим местам, оно, кстати, часто самый искуссный мастер соединять противоположности. Поэтому ради соборности Украины, мирного и плодотворного проживания под одной государственной крышей, ради сегодняшнего и будущего мирного соседства, национальной и социальной общности, давайте пока сохраним условную разделительную черту. В некоторых взглядах на историю, в бытовом укладе, традициях, языках, героях. Если в будущем нации и ее государственности суждено сохраниться, то это и будет самым крепким и надежным раствором, цементирующим «сердечное согласье» народа.

 

Многие наши бытовые, социальные, политические, национальные проблемы были бы разрешимы, если бы мы овладели технологией сочетаемости несочитаемого. И, возможно, не лобовое столкновение, не взрыв, не конфликтность, а мирная сочетаемость, взаимопроникновение, срастание, путь к прогрессу, как в обществе, так и в наших душах.

 

 

Владимир СУПРУНЕНКО

 

По теме: Как правильно путешествовать