Реєстрація    Увійти
Авторизація

Парта мучений

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Парта мучений Кто придумал, что если дети без принуждения не будут ничему учиться, то останутся тупыми? Подозреваю, учителя и придумали, и распространили эту дезинформацию. Вспоминаю свои школьные годы – ничего хорошего, хотя была успевающей ученицей. Взахлеб читала книги, даже хрестоматийные, но мое восприятие прочитанного очень отличалось от того, чего требовала школьная программа.

 

Из поколения в поколение родители отправляют чад в школу, ошибочно полагая, что именно это нужно их детям для пользы и счастья во взрослой жизни. Не обходится, правда, и без сомнений касательно качества преподавания учителей. И многие платят деньги в школьный фонд, обманываясь (или их обманывают) в том, что это каким-то чудесным образом позитивно повлияет на образовательный процесс и сделает более комфортным пребывание ученика во «втором доме».

 

 

 

Ничего подобного. Школа – это то место, находиться в котором детей принуждают, и где их свобода во многом ограничивается, причем ограничивается намного больше, чем на это согласились бы взрослые на своих собственных рабочих местах. Школы в сегодняшнем виде давно уже пора выбросить на свалку как «продукт истории». Применяемые сегодня школьные методики разрабатывались несколько веков назад, во времена протестантской Реформации – когда школы создавались для того, чтобы дети учились читать Библию, без вопросов верили в Священное Писание и безо всяких сомнений подчинялись власть имущим. Создатели первых школ предельно ясно говорили об этом в своих трудах. Они даже не подозревали, что школа может стать тем местом, где ученикам следует прививать критическое мышление, творческую инициативу и способность учиться самостоятельно – то есть все то, что крайне необходимо для достижения успеха в сегодняшней жизни. Для них своеволие было грехом, и его необходимо было выбивать из детей палкой, а ни в коей мере не поощрять.


Со временем контроль над школами взяло государство, сделавшее образование обязательным, но структурно и воспитательно школа мало изменилась. Чего удивляться, если многие из величайших предпринимателей и новаторов нашего мира либо рано покидали школу (Томас Эдисон), либо говорили, что ненавидели ее и учились не благодаря школе, а вопреки ей (Альберт Эйнштейн).


Для меня каждый день в школе был непрерывным стрессом. Не только для меня, подозреваю, одноклассники тоже страдали, но как и я, виду не подавали. Этот непрекращающийся депрессивно-стрессово-школьный фон был привычен и неизбежен, как день, сменяющий ночь, и неумолим, как время. Нам невдомек, что на протяжении десяти лет обучения с нашими детьми происходит что-то ужасное – с детства и до юности каждодневное «варево» в учительских окриках, страхе «двойки» из-за невыученного стишка, стебе одноклассников. Это все вкупе отравляет жизнь и дух ребенка.


Учителя – это первое, что отравляет жизнь в школе. Они приставлены, чтобы над учеником иметь власть, и самая недалекая часть педагогов ею пользуется не во благо детей. Вариаций демонстрации власти навалом: незаслуженно плохие оценки, оскорбления, нарочито издевательское внимание, а еще настраивание против ребенка одноклассников. А вот если ребенок нуждается в помощи и даже просит об этом, то учителю в этот момент крайне важно определить его место во внутриученической иерархии. Если ученик заслуживает внимания – учитель снизойдет, нет – как-то перебьется.


Родители также добавляют «головной боли». Им же главное – слово учителя. Если возник конфликт «учитель – ученик», то пострадавшая сторона «ученик» (более чем в этом убеждена) – уже не в счет. На веру принимают «более авторитетное мнение». А если бы хоть раз заткнули рот учителю и приняли сторону собственного ребенка, небось поубавилось бы трагедий, связанных c самоубийствами школьников. Их столько по Украине совершается, что уже пора не то что детально разбираться, а в набаты бить.


Одноклассники – еще тот источник стресса для юного человека. Отношения между ними, часто густо, не сильно отличаются от отношений между людьми в маргинальной среде. При этом стоит отметить, что отношения эти в большинстве формируют классные руководители.


Удивительно, что все эти школьные процессы проходят совершенно незаметно. Незаметно, потому что весь этот стресс протекает на фоне огромного количества позитивных эмоций, без которых дети просто не могут жить, которые естественно возникают в них просто потому, что человек еще только родился, он полон энергии. И так у всех, во всех школах, во все времена. Водить детей в такую школу, какую сейчас мы имеем – значит убивать их. При этом многие дети стремятся ходить даже в такую школу, ведь именно там их приятели, там впечатления, там какая-то жизнь.


В целом о школе у меня остались приятные воспоминания, и в целом отношения в классе были мирные и даже приятельские. Сейчас переписываюсь с одноклассниками на одноименном ресурсе, не благодаря плохому школьному микроклимату, а вопреки ему.


А пытки за школьной партой новых поколений все еще продолжаются…

 

От редакции:

Возможно, точка зрения нашего автора кому-то покажется спорной или излишне эмоциональной, однако те из родителей, кто прошел «второй курс обучения» вместе со своими детьми, могут и согласиться с ней. В любом случае, ждем от наших читателей откликов на эту животрепещущую тему. И от поддерживающих, и от несогласных.

 

 

 

Наталья ЕРМАКОВА