Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Большой Барьерный риф

Большой Барьерный риф

Категорія: Позиція » Статті » Вікно у світ

Большой Барьерный риф

Запорожский писатель, путешественник – продолжает знакомить с далекой Австралией. Сегодня его записки о дайвинге на Большом Барьерном рифе

 

 

Это крупнейший в мире коралловый риф, насчитывающий более 2900 коралловых рифов и 900 островов в Коралловом море. Его протяженность вдоль северо-восточного побережья Австралии – 2500 километров, площадь – более 344 тысяч квадратных километров. Он образован живыми организмами – коралловыми полипами. Большая часть рифов находится под водой. Расстояние от берега разное – от 30 до 300 километров. Часть рифов под воздействием моря превратилась в коралловые острова. Большой Барьерный риф в 1981 году выбран ЮНЕСКО в качестве объекта Всемирного наследия.

 

…На трехпалубноим катамаране Outer Barrier Reef движемся в Коралловое море. Я не забываю смазать лицо и руки солнцезащитным кремом. Слегка покачивает. Наконец причаливаем к платформе. Меня как новичка, впервые идущего под воду, закрепляют за Юкитой, молодым японцем. Кстати, я оказался первым украинцем в его практике. Нас, не совершавших еще дайвинга, четверо, трое молодых ребят (один, с кем перемолвился несколькими фразами, из Тайваня) и я – очень даже немолодой, особенно для таких штучек. Юкита просвещает всех еще раз, обо всем переспрашивает. Конечно, многое мне неясно, но надеюсь на лучшее, однако при этом сигналы запомнил четко – уверен, они мне понадобятся. На меня надевают пояс с грузом, затем акваланг, дают маску и ласты. Относительно очков Юкита показывает, как их затягивать или ослаблять, однако советует не затягивать сильно, это создаст боль и дискомфорт. Ну, боже, помоги! Не могу даже вспомнить, когда преодолевал подобный страх.


Подходим к платформе. Юкита делает жест – прыгай в воду! Вот я в воде, надеваю маску, крепко сжимаю загубник акваланга. Крепко держусь за канат, опускаюсь. Однако в маске снова вода, лезет в нос. Затем, наверное, сделал неправильное движение с загубником, вода попала в рот. Это уже совсем нехорошо. Делаю знак Юките – непорядок (something is wrong). Он тут же нажимает кнопку подачи воздуха в жилет, и я всплываю. Привожу себя в порядок, выливаю воду из очков, давая дыхание носу, избавляюсь от воды во рту. Японец внимательно смотрит на меня: действительно ли я в порядке? Это была самая тяжелая секунда – я был на волоске от того, чтобы отказаться от дайвинга. Но Юкита вел себя так, что я решил попробовать себя преодолеть (да и что он подумает о своем первом в жизни украинце, которого обучал дайвингу?). Вновь надеваю маску, дышу через акваланг, и осторожно, держась за канат, опускаюсь под воду.


Не знаю, как, но удалось себя преодолеть. На воздух, уходящий вверх, заставляю себя не обращать внимание, губы сжаты, вода в рот не попадает, а то, что она лезет в нос, как-то выдерживаю, выдувая воду тем приемом, какой мне показали: прижать пальцами маску выше глаз и сделать резкий выдох носом, в этом случае большая часть воды выходит через нижнюю часть маски. И мы медленно погружаемся, по-прежнему держась за канат. Метр, два, три… Наверное, после трех метров начинается боль в ушах, особенно в левом ухе. Кажется, сейчас лопнут барабанные перепонки. Условным жестом показываю Юките на свою проблему – уши. Он знаком объясняет, что надо зажать нос. Так и делаю – ура, помогло! Боль уменьшилась. Одновременно этой же рукой прижимаю загубник ко рту, так меньше шансов, что случайно наберу в рот воды. Юкита постоянно знаком спрашивает: ОК? Отвечаю: да! И мы по канату идем вниз.


Появляется фотограф, делает снимки подводной камерой. Только не знаю, фото или видео, но в любом случае здорово! Впервые увижу себя под водой.


Точно не скажу, насколько опустились, здесь органы чувств помочь не могли, ибо все было впервые, однако, полагаю, метров на семь-восемь, может, на шесть. Канат где-то на глубине трех метров резко пошел вниз, почти отвесно, и мы какое-то время следовали за ним. Допускаю, что наш максимум мог быть и в десять метров, но, конечно, не более. Уши еще раза три начинали сильно болеть, однако указанный японцем прием помогал, и я выдержал, не став делать аварийного сигнала. При этом следил, чтобы случайно не втянуть носом воду – к счастью, этого не произошло.


Мы уже глубоко, тут японец разрешил нам отпустить канат, и мы вчетвером, держась по двое за каждую из его рук, поплыли над кораллами. Теперь я мог позволить себе предаться наслаждению видом сказочных по красоте картин подводного мира Большого Барьерного рифа. При этом помнил, что никаких ошибок с моей стороны быть не должно. А красота там необыкновенная! Самые разные ажурные сплетения нитей, толстые и тонкие образования всей цветовой гаммы, множество красивейших рыб, а вот, едва не касаясь нас, проплывает метровая морская черепаха. Моментами кажется, что заденем кораллы, но, опустив руку, вижу, что до них еще есть расстояние. Юкита через время отпустил тайваньца и еще одного парня, а меня и другого вел почти до конца, разрешив самостоятельно проплыть лишь с десяток последних метров до каната. Кстати, я был приятно удивлен, что движения ластами не вызвали у меня судорог мышц ног, это была реальная опасность, которая все испортила бы.


Теперь я держусь за канат и, медленно перебирая руками, всплываю. На поверхности Юкита всем нам четверым жмет руки (мне покрепче, он видел, насколько непросто мне далось это погружение), затем помогает подняться на платформу. Свершилось! Впервые в жизни надев ласты и акваланг, второй раз в жизни маску, я сумел совершить двадцатиминутное подводное путешествие.


Мне помогают снять акваланг и груз на поясе, затем я избавляюсь от лайкра-костюма. Костюм в любом случае не нужен, а вот очки и трубка могут пригодиться. Я их вместе с ластами ложу в определенное место. Затем переодеваюсь в сухое и некоторое время отдыхаю. Впрочем, уже начался ланч, так что покушать лучше сухому. Пока занимался едой, достигли нового места, остановились, и народ (на катамаране человек сто, не больше) начал сноркелинг (плавание под поверхностью воды с маской и дыхательной трубкой). Дайвинг сейчас совершали только те, кто поопытнее, а не новички. Опять-таки, половина из ныряльщиков женщины. Я подумал-подумал и решил поплавать. Сперва проплыл только в очках – красиво, но надо отплыть на тридцать-сорок метров от судна, оно не могло остановиться над самими кораллами. Затем попробовал с трубкой. Плохо, в рот попала вода, вернулся назад с трубкой в руке. Третья попытка – вновь с трубкой. И на этот раз получилось, проплыл с полсотни метров, наслаждаясь близкой красотой (почти на расстоянии вытянутой руки) этого уникального подводного мира.


Знакомство с Большим Барьерным рифом состоялось, берем обратный курс на Форт-Дуглас. Появляется фотограф, которому я заказываю видео. Оно дорогое (восемьдесят шесть долларов), но сегодняшнее погружение – событие в моей жизни уникальное, жалеть денег не хочу. Однако позже этот молодой человек сказал, что моего видео нет, только фото, которые надо найти и заказать на печать. Я долго искал, но не смог себя узнать. Вот так проблема!


Мимо шел Юкита, я попросил его помочь. Японец с этим справился лучше меня, найдя три моих фото: два под водой, одно перед погружением. Кстати, все это недешево – по шестнадцать долларов за снимок, еще десять я заплатил, чтобы на мою сим-карту Сони записали эти фото в электронном виде.


Чуть позже Юкита вручил мне свидетельство, что я совершил дайвинг. Мелочь, а приятно! Я спросил его, здесь ли он родился. Нет, родился в Японии, но проживает в Австралии. Я поблагодарил его за всю ту помощь, что он мне оказывал. А себя в душе поздравил с первым удачным опытом дайвинга в одном из замечательных мест на планете.

 

 

 

Василий ИВАЩЕНКО, фото автора