Братья-апостолы Петр и Андрей: кто старше?
10 грудня 2014 22:18
Переглядів: 1249
Коментарів: 1
Надрукувати
13 декабря весь православный мир отмечает день апостола
Андрея Первозванного, который первым был призван и последовал за Иисусом
Христом. Многие историки церкви считают, что старшим из двух сыновей
галилейского рыбака Ионы был Петр. Но так ли это на самом деле?
Основной довод в пользу
старшинства Петра таков. Еще до знакомства с Иисусом у него была теща (Мф.
VIII, 14; Лк. IV, 38), стало быть, и жена (не исключено, что и дети тоже). Это
очень весомый аргумент. Ведь простые иудеи, вынужденные добывать хлеб насущный
тяжким трудом, видели свою опору именно в старшем сыне. Потому что он первым из
всех остальных продолжателей рода крепко станет на ноги. Да и где гарантия, что
после него в семье не родятся только девочки? Именно по этой причине основную
часть отцовского наследства у древних евреев получал старший сын.
Кроме того, это о Петре сам
Христос сказал: «На камене семъ созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея»
(Мф. XVI, 18). Как известно, этими словами Спасителя Ватикан пытается
обосновать свои претензии на особую роль в христианском мире. Между тем, данный
аргумент является косвенным, так как указание на уникальную миссию Симона-Петра
не обязательно связано с его предполагаемым старшинством по возрасту. Тут речь
идет скорее о темпераменте, характере, харизме, лидерских качествах человека. И
действительно, из Евангелий и Деяний апостольских мы знаем, что Петр был
энергичен, деятелен, ревностен в вере, горяч (иной раз не в меру, как в случае
со слугой первосвященника Малхом в Гефсиманском саду).
А что же Андрей? Почему
именно ему выпала честь первым из простых смертных удостовериться в том, что
Иисус из Назарета и есть предсказанный пророками Мессия (Ио. I, 36-41)? Почему
на другой день после Крещения Господня именно Андрея (и, по всей видимости,
будущего апостола Иоанна Богослова) Христос не только пригласил к себе в дом,
но и провел с ними целый день в беседе (Ио. I, 39)? Очевидно, потому, что из
всех учеников Иоанна Предтечи Андрей оказался самым подготовленным к признанию
30-летнего плотника Иешуа ха-Ноцри долгожданным Спасителем.
В чем заключалась и выражалась
эта подготовленность? Скорее всего, юный богоискатель Андрей, подражая Иоанну
Крестителю, принял обет назорейства, хотя ни в одном из Евангелий об этом не
говорится ни в прямую, ни намеком. То есть потомственный юный рыбак из Вифсаиды
был строгим аскетом, блюдущим в чистоте свою душу. Но если даже он и не принял
обет по формальной процедуре («назорейство в Ветхом завете было редким
явлением», отмечает протоиерей Георгий Дьяченко, составитель «Полного
церковно-славянского словаря», с. 330), то стал им по сути. Недаром о таких,
как Первозванный, в чинопоследовании Божественной Литургии на Малом Входе
сказано: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Являлась ли сердечная
чистота Андрея его врожденным свойством, то есть, в сущности, не его личной
заслугой? Или она – следствие его работы над собственным внутренним миром?
В глазах Петра Андрей обладал
несомненным авторитетом. Об этом ясно говорит тот факт, что Петр безоговорочно
поверил рассказу Андрея о мессианстве Иисуса, вследствие чего позволил брату
привести себя к нему (Ио. I, 42). И хотя из контекста Четвероевангелия следует,
что и Андрей, и Петр примерно одного возраста (похоже, погодки 17-20 лет), в
плане духовного развития Первозванный на тот момент явно лидирует – при всем
нашем благоговении к Первоверховному апостолу. О чем это говорит? О том, что в
дни Иоанновой проповеди на Иордане Петр признавал над собой старшинство Андрея
– по крайней мере, интеллектуальное.
Что касается возрастного, то
до Второго Пришествия данный вопрос, очевидно, так и останется открытым. Тут
два варианта. Первый: Андрей появился на свет раньше Симона (впоследствии
Петра); однако, видя и уважая его склонность к религиозным исканиям, родители
возложили роль старшего брата на младшего. Вариант второй: старшим по факту
рождения был все-таки Петр. Хотя принципиального значения все это само по себе
не имеет. Недаром авторы всех четырех Евангелий не акцентируют на данном
обстоятельстве ни малейшего внимания. Мы же с вами равным образом чтим обоих
сыновей галилейского рыбаря Ионы.
Данный вопрос приобрел
своеобразное (сугубо политическое) значение в контексте давнего выяснения
отношений между православием и папизмом. Последний, ведя свою родословную от
апостола Петра, претендует на безусловное главенство во всем христианском мире.
Это при том, что, если следовать логике латинян, главенствовать над всеми, в
т.ч. и католиками, должен бы патриарх святого града Иерусалима и всея
Палестины. Не исключено, что тему старшинства вновь начнут педалировать в свете
де факто новой унии между Ватиканом и Фанаром (резиденцией Константинопольского
патриарха), а также анонсированного на 2016 год Восьмого Вселенского Собора Поместных
Православных Церквей, в повестку дня которого Стамбульский патриарх Варфоломей
пытается поставить вопрос о порядке предоставления автокефалии (независимости)
тем, кто таковую возжелают (имея в виду, очевидно, легализацию и подчинение
себе разного рода раскольничьих группировок).
Впрочем, на вероятные потуги
противопоставить друг другу, с одной стороны, апостолов Андрея и Петра, а с
другой – их общий авторитет духовной власти ряда Поместных Церквей можно
ответить следующим образом. Во-первых, христианская община в Риме, основанная
предположительно Петром, и христианская община в Византии (будущем
Константинополе-Царьграде), основанная абсолютно точно Андреем, возникли
приблизительно одновременно, в промежутке между 52-м и 64-м годами н.э. Причем
Византийская община, которую возглавил рукоположенный лично Андреем епископ
Стахий, возникла не позже 60-го года, если учесть тот факт, что сам
Первозванный был распят 13 декабря (по н. ст.) 62-го года. Более того, как
утверждает М. Э. Поснов в своей «Истории Христианской Церкви (до разделения
Церквей – 1054 г.)», «об основании Римской церкви ап. Петром... не может быть и
речи». Согласно вычислениям Михаила Эммануиловича, в богослужебном отношении
христиане отделились от иудейских синагог, по-видимому, после 54-го года. Во
всяком случае, «Тацит знает христиан, как отдельно живущих, обособленных
(Annal., XV, 44). Это относится к 64-му году».
Во-вторых, христианская
община в Херсонесе Таврическом, основанная опять же Андреем Первозванным, на
несколько лет старше, чем Византийская. Потому как последнюю он учредил после
своего миссионерского хождения вверх по Днепру через Великую Скифию. В
Херсонесе же принял веру Христову святой равноапостольный князь Владимир,
Креститель Руси. Уже хотя бы поэтому любые потуги со стороны указать
канонической Православной Церкви Руси-Украины, что означает для нее поместность,
заведомо обречены на неуспех.
|