Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Братья-апостолы Петр и Андрей: кто старше?

Братья-апостолы Петр и Андрей: кто старше?

Категорія: Позиція » Статті » Культура
Братья-апостолы Петр и Андрей: кто старше? 

13 декабря весь православный мир отмечает день апостола Андрея Первозванного, который первым был призван и последовал за Иисусом Христом. Многие историки церкви считают, что старшим из двух сыновей галилейского рыбака Ионы был Петр. Но так ли это на самом деле?

 

Основной довод в пользу старшинства Петра таков. Еще до знакомства с Иисусом у него была теща (Мф. VIII, 14; Лк. IV, 38), стало быть, и жена (не исключено, что и дети тоже). Это очень весомый аргумент. Ведь простые иудеи, вынужденные добывать хлеб насущный тяжким трудом, видели свою опору именно в старшем сыне. Потому что он первым из всех остальных продолжателей рода крепко станет на ноги. Да и где гарантия, что после него в семье не родятся только девочки? Именно по этой причине основную часть отцовского наследства у древних евреев получал старший сын.

 

Кроме того, это о Петре сам Христос сказал: «На камене семъ созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея» (Мф. XVI, 18). Как известно, этими словами Спасителя Ватикан пытается обосновать свои претензии на особую роль в христианском мире. Между тем, данный аргумент является косвенным, так как указание на уникальную миссию Симона-Петра не обязательно связано с его предполагаемым старшинством по возрасту. Тут речь идет скорее о темпераменте, характере, харизме, лидерских качествах человека. И действительно, из Евангелий и Деяний апостольских мы знаем, что Петр был энергичен, деятелен, ревностен в вере, горяч (иной раз не в меру, как в случае со слугой первосвященника Малхом в Гефсиманском саду).

 

А что же Андрей? Почему именно ему выпала честь первым из простых смертных удостовериться в том, что Иисус из Назарета и есть предсказанный пророками Мессия (Ио. I, 36-41)? Почему на другой день после Крещения Господня именно Андрея (и, по всей видимости, будущего апостола Иоанна Богослова) Христос не только пригласил к себе в дом, но и провел с ними целый день в беседе (Ио. I, 39)? Очевидно, потому, что из всех учеников Иоанна Предтечи Андрей оказался самым подготовленным к признанию 30-летнего плотника Иешуа ха-Ноцри долгожданным Спасителем.

 

В чем заключалась и выражалась эта подготовленность? Скорее всего, юный богоискатель Андрей, подражая Иоанну Крестителю, принял обет назорейства, хотя ни в одном из Евангелий об этом не говорится ни в прямую, ни намеком. То есть потомственный юный рыбак из Вифсаиды был строгим аскетом, блюдущим в чистоте свою душу. Но если даже он и не принял обет по формальной процедуре («назорейство в Ветхом завете было редким явлением», отмечает протоиерей Георгий Дьяченко, составитель «Полного церковно-славянского словаря», с. 330), то стал им по сути. Недаром о таких, как Первозванный, в чинопоследовании Божественной Литургии на Малом Входе сказано: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Являлась ли сердечная чистота Андрея его врожденным свойством, то есть, в сущности, не его личной заслугой? Или она – следствие его работы над собственным внутренним миром?

 

В глазах Петра Андрей обладал несомненным авторитетом. Об этом ясно говорит тот факт, что Петр безоговорочно поверил рассказу Андрея о мессианстве Иисуса, вследствие чего позволил брату привести себя к нему (Ио. I, 42). И хотя из контекста Четвероевангелия следует, что и Андрей, и Петр примерно одного возраста (похоже, погодки 17-20 лет), в плане духовного развития Первозванный на тот момент явно лидирует – при всем нашем благоговении к Первоверховному апостолу. О чем это говорит? О том, что в дни Иоанновой проповеди на Иордане Петр признавал над собой старшинство Андрея – по крайней мере, интеллектуальное.

 

Что касается возрастного, то до Второго Пришествия данный вопрос, очевидно, так и останется открытым. Тут два варианта. Первый: Андрей появился на свет раньше Симона (впоследствии Петра); однако, видя и уважая его склонность к религиозным исканиям, родители возложили роль старшего брата на младшего. Вариант второй: старшим по факту рождения был все-таки Петр. Хотя принципиального значения все это само по себе не имеет. Недаром авторы всех четырех Евангелий не акцентируют на данном обстоятельстве ни малейшего внимания. Мы же с вами равным образом чтим обоих сыновей галилейского рыбаря Ионы.

 

Данный вопрос приобрел своеобразное (сугубо политическое) значение в контексте давнего выяснения отношений между православием и папизмом. Последний, ведя свою родословную от апостола Петра, претендует на безусловное главенство во всем христианском мире. Это при том, что, если следовать логике латинян, главенствовать над всеми, в т.ч. и католиками, должен бы патриарх святого града Иерусалима и всея Палестины. Не исключено, что тему старшинства вновь начнут педалировать в свете де факто новой унии между Ватиканом и Фанаром (резиденцией Константинопольского патриарха), а также анонсированного на 2016 год Восьмого Вселенского Собора Поместных Православных Церквей, в повестку дня которого Стамбульский патриарх Варфоломей пытается поставить вопрос о порядке предоставления автокефалии (независимости) тем, кто таковую возжелают (имея в виду, очевидно, легализацию и подчинение себе разного рода раскольничьих группировок).

 

Впрочем, на вероятные потуги противопоставить друг другу, с одной стороны, апостолов Андрея и Петра, а с другой – их общий авторитет духовной власти ряда Поместных Церквей можно ответить следующим образом. Во-первых, христианская община в Риме, основанная предположительно Петром, и христианская община в Византии (будущем Константинополе-Царьграде), основанная абсолютно точно Андреем, возникли приблизительно одновременно, в промежутке между 52-м и 64-м годами н.э. Причем Византийская община, которую возглавил рукоположенный лично Андреем епископ Стахий, возникла не позже 60-го года, если учесть тот факт, что сам Первозванный был распят 13 декабря (по н. ст.) 62-го года. Более того, как утверждает М. Э. Поснов в своей «Истории Христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.)», «об основании Римской церкви ап. Петром... не может быть и речи». Согласно вычислениям Михаила Эммануиловича, в богослужебном отношении христиане отделились от иудейских синагог, по-видимому, после 54-го года. Во всяком случае, «Тацит знает христиан, как отдельно живущих, обособленных (Annal., XV, 44). Это относится к 64-му году».

 

Во-вторых, христианская община в Херсонесе Таврическом, основанная опять же Андреем Первозванным, на несколько лет старше, чем Византийская. Потому как последнюю он учредил после своего миссионерского хождения вверх по Днепру через Великую Скифию. В Херсонесе же принял веру Христову святой равноапостольный князь Владимир, Креститель Руси. Уже хотя бы поэтому любые потуги со стороны указать канонической Православной Церкви Руси-Украины, что означает для нее поместность, заведомо обречены на неуспех.

 

 
КОМЕНТАРІ (1)
Дьяков Сергей 28 квітня 2016 09:28
В иудаизме с библейских времен сохранился обычай "Пидион га-бен" (церемония "выкупа сына"). В библейские времена перворождённые сыновья имели особый религиозный статус и должен были стать священниками.
За исключением тех детей, которые принадлежали к семье священника, первенцы могли быть "выкуплены" отцом из священнической службы.
Так как Андрей посвятил себя богу, то можно предположить, что его отец не стал "выкупать" сына.
Отсюда следует вывод, что Андрей был первенцем, т.е. старшим братом Петра.
 
Информация дана по книге: С.М. Пилкингтон, Иудаизм, Москва, 1998, с. 152
          1