Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Переступить границу…

Переступить границу…

Категорія: Позиція » Статті » Вікно у світ
Переступить границу… Почти три месяца я преодолевал на велосипеде евразийское пространство. Летел по утренней прохладе – через степи, балки, перелески, тайгу, реки. Вдруг поймал себя на том, что стал мыслить географически, а время мерять отрезками пути. Как-то позабылось, что существуют еще и границы между государствами.
 
 

Sapienti sat

Мудрому достаточно

 

Почти три месяца я преодолевал на велосипеде евразийское пространство. Летел по утренней прохладе – через степи, балки, перелески, тайгу, реки. Вдруг поймал себя на том, что стал мыслить географически, а время мерять отрезками пути. Как-то позабылось, что существуют еще и границы между государствами.

 

С первых шагов по планете человек чувствовал необходимость в разграничивании своей среды обитания. Собственно сама природа диктовала необходимость проведения неких пусть незримых, но реально существующих демаркационных линий. Берег – граница воды и суши, опушка – разделительная полоса между степью и лесом, перевал – рубеж между долинами, горными системами. Всему в природе и жизни есть предел. Достигая его, ты как бы приближаешься к некоей границе. Что за ней? Следующий предел. Жизнь – это чересполосица. Часто пестрая, разноцветная. Черная полоса – белая, белая полоса – черная. Чаще, конечно, с оттенками.   

 

Человеку на роду написано во всем ограничивать свою жизнь – в еде, делах, поступках, душевных порывах. Без ограды не собина (собственность), без межи не вотчина. С соседом дружись, а за плетень (забор, тын) держись. Только у времени нет границы. Есть терпение. Или даже долготерпение. Однако и у него есть предел. Собственно умение оградить себя от опасностей, на пределе сил (но не переходя этого предела) достигнуть цели, если так сложатся обстоятельства, сделать бесповоротный шаг и перейти Рубикон, мудро и справедливо разграничить сферу своего и чужого влияния, провести границу так, чтоб не обидеть соседа, вовремя подвести черту в отношениях, намечать рубежи и достигать их – и есть искусство достойно прожить жизнь, обустроить ее для себя и других по законам высшей (если, правда, такая существует) справедливости. Беспредел ни в обществе, ни в личных деяниях, ни даже в мысленных потугах и мечтах недопустим.

 

Рубеж не всегда по нитке, а межа по межевым столбам. В разных жизненных обстоятельствах граница часто никак не обозначена, и ты не в состоянии ее не то что лицезреть, но даже ощутить. Вот – явь, а вот – сон. Что между ними? Дрема? Тоже не факт, что это граница. Может, пограничье? Где и в чем грань между добром и злом, глупостью и умом, невежеством и знанием, своим и чужим? Тут еще можно в чем-то разобраться, что-то очертить, разграничить. Сложнее, когда речь заходит о жизни и смерти, бытие и небытие, мире явном и потустороннем. Кто знает, кто скажет, кто испытал, кто уверен, где между ними граница? Очень часто нам везет, мы в радости и розовых мечтах, не подозревая, что уже за гранью, в сумеречном преддверии. Еще один шаг, другой и ты перешел границу, белое стало черным, свет вдруг померк – вокруг не видно ни зги.

 

Легко перейти границу, когда знаешь, где, в каком месте, каким способом это сделать. А если обстоятельства складываются так, что нужно оказаться по ту сторону срочно, без прикидок и раздумий? Тогда, возможно, выручит опыт. Помните, как в детстве мы проникали в чужие сады, делали набеги на огороды. Любой забор с дырой был для нас как бы полным отсутствием ограды. А вообще переход границы, преодоление рубежа – дело серьезное. Где? В каком месте? С какими усилиями? А, может, вообще не стоит этого делать и лучше остаться в границах, определенных тебе судьбой? Вопросы жизненно важные для многих.

 

Змеевы валы, засечные черты, китайские стены, железные занавесы, разделяющие территории и разноплеменные общности, нередко являются одновременно и пределами, рубежами, что разделяют людей. Наверное, это не совсем правильно, но так есть. Граница между государствами, равно как и межа между владениями соседей – святое дело. Так же свята и личная жизнь человека, в пределы которой без ведома и желания хозяина никому не дано право вторгаться. Тем более со своим уставом. Граница – это тайна, секрет. Как и чужая душа. В своей, правда, тоже загадок хватает. Как и границ. То можно, а то нельзя, того хочется и, вроде, близко, а не укусишь, о том мечтается, а уже и силы на пределе, и возможности ограничены. На страже государственной границы – часовой-пограничник (старинное «граничник»). На страже пределов, в которых дышит, мыслит, чувствует человек, границ его «я» стоят законы, обычное право, общественная мораль, совесть, в конце концов.  

 

Граница уважающего себя государства всегда на замке. Открыть его можно с помощью пароля, который известен пограничной страже. Войти в доверие к человеку, расположить к себе, преодолеть его отчуждение и стать желанным гостем в границах его владений можно с помощью паролей вежливости, заветных добрых слов благодарности и похвальбы, которые легко (убедился на собственном опыте в скитаниях по разноязычным странам) преодолевают любые пограничные преграды. В нейтральных водах курсируют корабли разных стран. На нейтральных жизненных полосах люди общаются друг с другом, не боясь грубого нарушения межличностных границ. В семье, кстати, такой нейтральной полосой могут быть дети. Они, как известно, цветы нашей жизни, а как сказал поэт, именно на «нейтральной полосе цветы необычайной красоты». Рядом с детьми, в их кругу затихают распри и ссоры между родителями, стирается граница вражды между разведенными супругами.

 

Журавль межи не знает, а через ступает, орел парит над расчерченной границами землей, облака резвятся в небе, а их земные тени прыгают через заборы и хребты. В очередной раз, покидая границы своей среды обитания, я тороплюсь заглянуть за горизонт, увидеть, прикоснуться душевно к тому непривычному, неизведанному, что находится в другой реальности, в сказочной чудесной стране, что называется Пограничье. Река, на другом берегу лес, за ним степь, которая вспучивается холмами и, наконец, переходит в горы, а там перевалы, за которыми новые края и новые люди, – вот так и двигаюсь от границы к границе. Путник всегда между ними. Пограничье – его судьба. Где бы он ни находился, всегда перед ним – горизонт, к которому надо стремиться, рубеж, который надо преодолеть, граница, которую надо пересечь. Сделать это непросто. Но еще сложнее вернуться обратно. В свои границы. На круги своя...

 

А, может, не стоит возвращаться?

 

Владимир СУПРУНЕНКО