Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Восточные танцы

Восточные танцы

Категорія: Позиція » Статті » Вікно у світ
Восточные танцыВосток всегда манил европейцев своей загадочностью и таинственностью – с одной стороны, потому, что традиции и обычаи этой части света сильно разнятся с европейскими, а с другой – длительное время восточные государства были закрыты для посторонних глаз. Иностранцам оставалось лишь гадать о том, как на самом деле обустроен быт и уклад живущих там людей. Особый интерес всегда вызывал вопрос любви и отношений…

 

Инструментов сокрытия облика женщин на востоке было множество – от паранджи до гарема, и такая неизвестность лишь подогревала любопытство узнать, а какие они, на самом деле, эти «одалиски»? Их образ столетиями будоражил воображение поэтов и художников. Обычно султанские жены изображались молодыми, прекрасными полуобнаженными женщинами в национальных одеждах и интерьерах. На полотнах они либо возлежали на подушках на фоне ковров и кальяна, либо исполняли танец живота перед своим господином.

 

С некоторых пор, особенно после показа сериала «Великолепный век», тема одалисок и наложниц стала весьма популярной. Как же, зритель в очередной раз убедился в совершенстве форм и красоты обитательниц гарема!

 

Что и говорить, очень громадных издержек стоил гарем с красавицами, и немыслимо разорительным бременем лежал он на казне весьма бедного востока, с каменистой неплодородной почвой, первобытным земледелием и незначительными производительными силами.

 

Но падишах шел на такие траты, чтобы каждую среду (так было заведено, во всяком случае, в Персии) в серале произвести своеобразный смотр. Господин обходил своих жен и осуществлял ритуальное бросание платка приглянувшейся – традиционный обычай, до сих пор не вышедший из употребления.

 

Фавориткам падишаха обычно присваивался какой-нибудь особый титул или, вернее, курьезное, на наш взгляд, прозвище. Оно за ними официально закреплялось – например, «услада государства», «утешение страны» и тому подобные удивительные «имена».

 

Способ же отделаться от надоевших жен и фавориток у «господинов» был очень прост, скор и не лишен остроумия. Не подумайте плохого, мешок для бросания в море, удушение или отравление – не практикуется. Все происходит очень гуманно и тривиально: какого-нибудь провинциального генерала или даже самого губернатора уведомляли, что его величество шах, «прибежище вселенной» и прочее-прочее, жалует ему жену из своего сераля – и царский подарок принимался с величайшим восторгом.

 

Эта публикация сопровождается старинными фотографиями, на которых размещены знойные красавицы-жены из персидского гарема Насреддин-шаха (1848–1896), правившего 47 лет и павшего от руки убийцы.

 

Знаете, когда посмотришь на бюст Статиры – жены Дария Третьего, то за Насреддин-шаха даже несколько обидно становится. К слову, жен у последнего было девяносто – видимо, запечатлевал лучших… И как знать, то ли утонченным вкусом шах явно не отличался, то ли, пока не было изобретено фотоаппаратов, художники и поэты обманывали в канонах красоты восточных женщин…

 

Вот что интересно: на представленных фото некоторые жены изображены в коротких юбках, выше колен. Как же это покровитель всех правоверных допустил такой моветон у себя в гареме?

 

История с «юбками» оказалась обычней некуда. Поехал персидский шах в турне по экзотической для него Европе, насмотрелся на диковинки. Но больше всего Насреддин-шаха поразил балет. Привезти балетную труппу в Тегеран он не решился. А вот тридцать балетных пачек все же привез. Денег на гарем, повторимся, не жалели. Приобретения делались довольно часто и в основном оптом.

 

И распорядился Насреддин-шах, чтобы любимые жены сераля ходили отныне как балерины. По какому принципу он распределял юбки между почти сотней женщин – неизвестно.

 

Самое главное, персидский шах из Европы притащил фотоаппарат и всю аппаратуру для лаборатории. Сам фотографировал, сам печатал, сам в альбом подклеивал.

 

Потом Насреддин-шах решил, что ему нужен профессиональный фотограф, для того чтобы увековечивать все, что важно для страны. Так сказать, выложить всю правду о восточной женской красоте. Поэтому и пригласил на должность «фотолетописца» Дмитрия Ермакова – знаменитого фотографа XIX века, который жил и работал в Тифлисе.

 

Вот, благодаря снимкам, мы и получили потрясающую картину гаремного кордебалета. Так что, перефразируя поэта, можно констатировать, что «любви все внешности покорны»…

 

Наталья ЕРМАКОВА