Лучше меньше, да лучше?Начинать преобразования, конечная цель которых, качественное изменение годами налаженной системы работы, всегда непросто, но необходимо. Особенно если речь идет о реформировании Министерства юстиции Украины. Первый шаг уже сделан. В последних числах января законную силу обрело постановление Кабмина № 17 от 21 января 2015 года под названием «Вопросы оптимизации деятельности центральных органов исполнительной власти системы юстиции». За витиеватыми бюрократическими формулировками стоят вполне реальные задачи: увеличить количество исполненных решений судов и улучшить качество услуг по регистрации имущества и бизнеса. Согласно документу ликвидированы Государственные исполнительная и регистрационная службы, а их задачи и функции переданы Минюсту.
Показатель зрелости
Следует сказать, что необходимость подобных изменений назрела достаточно давно. К примеру, работой Государственной исполнительной службы традиционно были недовольны очень многие, в том числе и рядовые граждане. О своем намерении переформатировать этот орган, не раз заявлял профильный министр Павел Петренко, негативно отзывалась о его деятельности и первый заместитель руководителя ведомства – Наталья Севостьянова.
Работа Регистрационной службы, с момента ее создания была достаточно инициативной и уверенной. Но в связи с введением нового формата предоставления услуг, необходимость в ней, как в обособленном органе центральной власти, отпадает.
Показательно, что многие юристы-профессионалы с правильностью такого шага согласились.
«Среди шагов, инициированных Минюстом, это, пожалуй, первый, который я бы приветствовал. Он свидетельствует о чиновничьей зрелости министра. Нет никаких «эксклюзивных функций», осуществление которых необходимо выделять в отдельные органы», – комментирует заслуженный юрист Украины, заместитель министра юстиции в 2007–2011 годах Владимир Богатырь.
Но данный аспект – не единственный. Одной из главных причин ликвидации регистрационной и исполнительной служб также стало двойное подчинение – территориальному управлению юстиции и центральному аппарату в Киеве.
Перемены грядут?
Пожалуй, самые радикальные перемены, в свете всего сказанного выше, ждут Исполнительную службу. Буквально через год в этой системе появятся частные исполнители, заинтересованные в максимально эффективном исполнении решений суда и взыскании положенных убытков. Потому что от этого будет напрямую зависеть их заработок. Государственные исполнители будут необходимы только для дел, в которых одной из сторон конфликта является государство – предприятие, орган власти и так далее. На вполне справедливые опасения, связанные с тем, не превратятся ли частные исполнители в коллекторов, чиновники Минюста заявляют – ничего подобного не произойдет.
«Эта практика хорошо зарекомендовала себя во многих странах мира. В отличие от коллекторской компании, частный исполнитель будет лицом самозанятым, по примеру нотариуса. А значит, будет нести полную ответственность за свои действия и методы работы», – уверяют они.
Что касается регистрационной службы… Инициаторы реформы рассчитывают – в перспективе данные функции будут передаваться органам местного самоуправления. В целом же, новая система работы будет поделена на фронт-офис, собирающий документы, и бэк-офис, который проводит регистрационные действия.
Такой подход полностью исключает контакт заявителя с регистратором, а, следовательно, и коррупционную составляющую. Министерству юстиции остается только администрировать реестры и контролировать соблюдение стандартов предоставления услуг.
Человеческий фактор
Но, пресловутый человеческий фактор, сбрасывать со счетов тоже не стоит. Согласно концепции оптимизации, предложенной новыми руководителями Минюста, количество структурных подразделений в ведомстве будет сокращено примерно в два раза. Кроме этого, по состоянию на сегодняшний день, число сотрудников центрального аппарата уже стало меньше на 30%, а на 20% сократилось количество работников территориальных управлений. Также, впервые в Украине было проведено тестирование руководителей органов юстиции высшего звена, для чего даже привлекли независимых международных экспертов. Его результаты оказались занятными. Из 85-ти начальников областного уровня своих постов лишились 47 человек. В связи с чем, профильным министерством был предпринят беспрецедентный по своей сути шаг – на вакантные должности объявили открытый конкурс, принять участие в котором, могут все желающие. Базовых требований всего два – высшее юридическое образование и пятилетний стаж работы в сфере права. Однако избавляться от всех старых сотрудников, идеологи реформы тоже не намерены.
«Это не самоцель увольнять всех старых сотрудников. Главное – выбрать правильные критерии и по ним оценить кадры: по порядочности, профессионализму, моральной готовности к реформированию», – отмечают в Минюсте.
Сами намерения вроде бы выглядят разумными, и даже где-то рациональными. Но при этом, очень важно, не выплеснуть вместе с водой и ребенка.
Впрочем, процесс только начался, и делать какие-то, далеко идущие выводы насчет эффективности данной реформы, пока не хочется.
Вопрос – оправдает ли она возложенные ожидания или окажется очередным пшиком, остается открытым.
Ашот Балаян Источник: Позиция |
ВИБІР РЕДАКЦІЇ
КОМЕНТУЮТЬ
А ЗАВТРА ЗАКОНЧИЛАСЬ ВОЙНА
10653
0
ЯДРЕНОЕ УТРО
9857
0
ЗИГЗАГИ ИСТОРИИ
9710
0
КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ ВОЙНА?
9955
0
НАША ИСТОРИЯ-ЗАБУДЬТЕ!
10147
0
ФАКТОР БЕЛАРУСИ
9682
0
БОЯТСЯ НЕ УСПЕТЬ?
9782
0
НУ, ПОДУМАЕШЬ, УКОЛ!
10521
0
ЗА КУЛИСАМИ ВОЙНЫ
9775
0
Колонка редактора
Шеф-редактор
Сергій ЗНАМЕНСЬКИЙ
Сергій ЗНАМЕНСЬКИЙ
Остання додана стаття:
ОПИТУВАННЯ
В какой Украине вы предпочли бы жить?
Автор: korrespondent
Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач. Ми рекомендуємо Вам зареєструватись або зайти на сайт під своїм ім'ям.
|