Шедевральные секреты
12 березня 2015 08:10
Переглядів: 851
Коментарів: 0
Надрукувати
Малевич был шестым художником, кто нарисовал черный
квадрат, Шишкин написал свое «Утро в сосновом лесу» в соавторстве, а
Пабло
Пикассо выжил после смелого ответа гестаповцам. Мы любуемся красотой
величайших
полотен, но истории, которые случились до, во время или после написания
шедевров, часто остаются за пределами нашего внимания. Хотя иногда такие
истории позволяют лучше понять художника или просто удивиться
причудливости
жизни и творчества.
«Черный квадрат», Казимир Малевич
Это одно из самых известных и обсуждаемых произведений
искусства не такое уж и новаторство. Художники экспериментировали с черным
цветом «сплошь», начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение
искусства под названием «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним
в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue». Дальше – «Сумеречная
история России» Гюстава Доре в 1854-м, «Ночная драка негров в подвале» Пола
Билхолда в 1882-м, совсем уж плагиат – «Битва негров в пещере глубокой ночью»
за авторством Альфонса Алле.
И только в 1915 году Казимир
Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат»: именно так
картина называется полностью. И именно его картина известна всем, тогда как
прочие знакомы только историкам искусств.
Сам Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего «квадрата»,
различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде найти абсолютное «безвесие»
и полет форм.
«Крик», Эдвард Мунк
Как и в случае с «Черным
квадратом», в мире существует четыре версии «Крика». Два варианта написаны
маслом и два – пастелью. Существует мнение, что Мунк, страдавший
маниакально-депрессивным психозом, писал ее несколько раз в попытках выместить
все те страдания, которые охватывали его душу. И не исключено, что странных
орущих от невыносимых мук человечков было бы больше, если бы художник не лег в
клинику. После курса лечения он больше никогда не пытался воспроизвести свой ставший
культовым «Крик».
«Герника», Пабло Пикассо
Огромное полотно-фреска,
написанное в 1937 году, рассказывает о налете добровольческого подразделения
люфтваффе на город Герника, в результате которого шеститысячный населенный
пункт был полностью уничтожен. Картину Пикассо написал буквально за месяц: первые
дни работы над ней художник трудился по 10–12 часов. Это одна из лучших
иллюстраций кошмара нацизма, а также человеческой жестокости и горя. «Герника»
представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без
указания их непосредственных причин, но они очевидны. Самый интересный момент в
связи с этой картиной произошел в 1940 году, когда Пикассо вызвали в гестапо в
Париже. «Это сделали вы?» – спросили у него нацисты. «Нет, это сделали вы», –
ответил художник.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»,
Илья Репин
Историческое полотно,
повествующее о драматическом моменте в истории, в действительности было
вдохновлено не столько фактом убийства сына и наследника царем Иоанном
Васильевичем, сколько убийством Александра II террористами-революционерами, и –
самое неожиданное – корридой в Испании. Художник писал об увиденном:
«Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют влекущую к себе силу. И
я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой сейчас же принялся
за кровавую сцену».
«Утро в сосновом лесу», Иван Шишкин
Этот шедевр принадлежит перу
не только Шишкина. Многие художники, дружившие между собой, частенько прибегали
к «помощи друга», а Иван Иванович, всю жизнь рисовавший пейзажи, опасался, что
трогательные медведи не получатся у него так, как нужно. Поэтому Шишкин
обратился к знакомому художнику-анималисту Константину Савицкому. Тот нарисовал
едва ли не лучших мишек в истории живописи, а Третьяков повелел смыть его
фамилию с холста, поскольку в картине «начиная от замысла и кончая исполнением,
все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно
Шишкину».
|