Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Посевная-2015. Последний украинский оплот?

Посевная-2015. Последний украинский оплот?

Категорія: Економіка, Агросектор
Посевная-2015. Последний украинский оплот? Несмотря на то, что расходы на посевную выросли, по разным данным, на 70–90%, сельхозпроизводители в тщетном ожидании удешевления горюче-смазочных материалов потихоньку засеваются.
 

По сообщению Министерства аграрной политики и продовольствия, на прошлой неделе аграрии засеяли ранними зерновыми почти 80 тысяч га – это на 12% больше, чем годом ранее за соответствующий период. Наибольшие площади засеяны в Херсонской, Николаевской, Одесской, Запорожской и Хмельницкой областях.

 

 

Аграрии говорят, что топливом предусмотрительно запаслись еще осенью, а вот на «химии» приходится экономить. Это, по мнению президента Аграрного союза Украины Геннадия Новикова, может привести к снижению качества и потере урожая на 15–20%. А ведь наша страна – крупный производитель мин­удобрений. Однако из­за проблем с поставками газа азотные предприятия практически весь год работали с перебоями. А 1 октября 2014­го Кабмин и вовсе запретил химзаводам использовать накопленный в подземных хранилищах природный газ. В результате цена на «бюджетные» украинские удобрения выросла, а объемы производства – сократились. Почему-­то никто в эшелонах власти этого не спрогнозировал.

Проблемы с ГСМ для посевной также водрузили на плечи аграриев, при том, что Украина добывает и собственную нефть.

 

Согласно данным Госстата, в 2014 году из недр было извлечено 2,03 млн тонн сырой нефти. Ее же у нас и перерабатывают – это, в частности, крупнейший Кременчугский НПЗ. Он в январе­сентябре 2014 года переработал 1,4 млн тонн нефти украинского происхождения и произвел 332,2 тыс. тонн бензина, 447,6 тыс. тонн дизтоплива и 326,3 тыс. тонн мазута. Учитывая, что на посевную нужно 400–500 тысяч тонн топлива, НПЗ вполне мог обеспечить фермеров топливом по старой, докризисной цене. Все это говорит то ли о не продуманности действий государства в отношении аграриев, то ли об откровенном скряжничестве, то ли о целенаправленном медленном удушении наших аграриев.

 

 

Еще одна проблема сельхозпроизводителя – отсутствие подъемного кредитования. «Украинские фермеры просят правительство, местные и областные органы власти дать им в долг денег на проведение посевной кампании», – рассказывает финансовый аналитик Александр Охрименко. Однако правительство тоже испытывает нужду, поэтому аграриям решили «помочь» украинские олигархи.

 

 

«У нас есть ряд крупных корпораций, олигархов, которые могут получать американские кредиты. Они предлагают украинским фермерам взять у них бесплатно солярку и минеральные удобрения, но на условиях продажи им всего урожая», – утверждает Александр Охрименко. Несомненно, по очень низкой закупочной цене. В Украине также есть Аграрный фонд, который закупает зерно на условиях форварда (контракт, по которому продукт покупается без его предварительного осмотра), оплачивая сделку частями, начиная с 25% перед посевной. Однако и это госучреждение «выставляет очень заниженные цены, – говорит финансовый аналитик. – Может быть, какие­то фермеры опустят руки, но многие, думаю, пойдут на уступки и согласятся на предложенные условия».

 

 

В какой период истории Украины аграриям удалось закрыть рты, неясно. Однако за рубежом любые поползновения власти резко пресекаются. Вот, к примеру, аргентинские фермеры 11 марта провели трехдневную забастовку. Они приостановили продажи зерновых и масличных в знак протеста против экспортных квот и государственной политики в сфере сельского хозяйства. По мнению организаторов забастовки, политика действующего президента Кристины Фернандес создала критическую ситуацию в сельском хозяйстве страны. Высокая инфляция и слабый песо в последние годы привели к резкому росту нераспроданного запаса соевых бобов.

 

ЕС также захлестнули фермерские бунты. Несколько тысяч фермеров в прошлом месяце вышли на улицы Варшавы с требованием отставки министра сельского хозяйства Марека Савицкого, возмещения убытков, нанесенных дикими кабанами, интервенциями (экономическое насильственное вмешательство) государства на рынок молока и мяса. Это не первая акция польских фермеров: ранее они организовали марш на тракторах до столицы. И правительство Польши таки выделило им на компенсации чуть более 6 млн злотых. В январе более 30 тысяч немецких фермеров выходили на акции протеста под лозунгом: «Мы сыты по горло аграрной индустрией». Они требовали установления справедливых цен на продукцию и гуманного отношения к животным. И там министр сельского хозяйства Ханс­Петер Фридрих согласился, что позиция вышедших на улицы Берлина людей имеет под собой достаточные основания.

 

Однако вернемся «к нашим баранам» и предположим, как будет выглядеть ситуация с экспортом зерна? Утешительным оправданием расходов на посевную является то, что падение курса гривны по отношению к доллару существенно повлияло на увеличение привлекательности украинских зерновых для их продажи на внешний рынок. Украина, к слову, экспортирует зерновые в более чем 50 стран, в частности, на традиционные для нас рынки – Испанию, страны Северной Африки (Египет и Тунис), Ближний Восток (Израиль, Сирия), ЕС. В течение последних двух сезонов значительным спросом украинских зерновых пользуются также страны Дальнего Востока и Юго­Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Бангладеш, Филиппины).

 

Понятно, куда пойдет скупленный у фермеров «золотой запас»­2015. Ну не продавать же его нищему украинскому населению? Поэтому на ограниченном внутреннем рынке хлеб будет не по карману не только пенсионерам. При нынешнем уровне доходов украинцев х/б изделия, особенно из муки высших сортов и кондитерские изделия попадут в премиум­сегмент.

 

Помните, как критиковали прежнюю власть за подорожание хлеба на несколько копеек? Даже флешмобы в супермаркетах устраивали. Сегодня там ценники меняются с молниеносной быстротой – в сторону увеличения стоимости товаров, конечно. А в ответ – всенародная тишина. Боимся или еще надеемся? Как­то в разговоре знакомый фермер обмолвился, что в Европе хлеб стоит пять евро, а у нас, мол, не ценят труд хлебороба. По­моему, мы приближаемся к европейской отметке цены на хлеб, только утешит ли это фермера, вынужденного продать зерно, а вырученные деньги раздать кредиторам?

 

 

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings недавно сделало неутешительный прогноз по сельскому хозяйству Украины. В частности, больше всего пострадают малые и средние фермерские хозяйства, у которых нет финансовых резервов, чтобы покрыть издержки с учетом курсовой разницы. То есть, скорее всего, их ждет банкротство. Соответственно, выживут только крупные агрохолдинги, которые смогут влить дополнительные средства в свой оборотный капитал.

 

Как бы там ни было, а Украине поневоле придется «агроизироваться». Например, в 2013 году на промышленность приходился 21% ВВП страны, на сельское хозяйство – 9%, на торговлю – 16%. Но только за январь текущего года промышленное производство на Украине обвалилось на 21,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продолжение падения промышленного сектора приведет к изменению структуры экономики в пользу аграрной составляющей. Так что основным локомотивом для насыщения бюджета сейчас становится сельское хозяйство, если только сильным и богатым по дешевке урожай­ 2015 скупить не дадут.

 

 

Наталья ЕЛИСЕЕВА

 

По теме: Украинские аграрии ожидают хороший урожай в этом году

 

Источник Позиция