Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Без вины виноватые, или Что такое геноцид?

Без вины виноватые, или Что такое геноцид?

Категорія: Позиція » Статті » Культура
Без вины виноватые, или Что такое геноцид?

24 апреля мир отметил сто лет со дня первого геноцида XX века – массового убийства армян в Османской империи. Почти полтора миллиона человек (треть всего армянского народа!) были убиты, замучены или погибли при депортациях. Фактически армяне пережили национальную катастрофу, поэтому власть добивается официального признания геноцида со стороны турецких властей, хотя это требование ограничивает внешнеполитические возможности официального Еревана.

 

 

Тотальный извод

 

 

 

На заре своего существования Османская империя была веротерпимым государством, но к концу XIX века ее ослабление привело к резкой радикализации турецкой элиты. Права национальных меньшинств рассматривались Стамбулом как угроза империи. Казалось, пришедшие на смену консервативному султану младотурки, придерживавшиеся прозападных и либеральных взглядов, изменят точку зрения – хотя бы потому, что армяне их спонсировали и помогали свергать султана. Однако серия территориальных потерь вынудила турецкую власть в буквальном смысле поставить на армянах крест.

 

 

Ликвидация армянской угрозы велась планомерно и систематично. Сначала в феврале 1915 года был отдан приказ о расстреле наиболее боеспособной части армян – военнослужащих турецкой армии (60 тысяч человек), затем в Стамбуле арестовали всю армянскую интеллигенцию, а 15 мая приняли закон о депортации армянского населения. Причем депортацией процесс был лишь по форме – людей либо вырезали на месте, либо убивали по ходу передвижения. Совсем немногие смогли дойти до территорий на Ближнем Востоке, куда их сослало турецкое правительство.

 

 

После поражения Турции в Первой мировой войне, проведенный в 1919 году трибунал признал ее руководителей виновными в преступлениях против армян и приговорил их к смерти, но нынешнее турецкое руководство отказывается признать ответственность за геноцид, и вообще не считает таковой массовую резню армян. Анкара говорит о масштабной трагедии обоих народов, указывая, что армяне тоже в массовых количествах вырезали турок, и параллельно раскручивает идею альтернативных «геноцидов», совершенных армянами.

 

 

Власти Армении и руководство диаспоры – потомки сбежавших из Османской империи армян – верят, что Турция вынуждена будет признать геноцид в случае масштабного международного давления на нее. Именно поэтому армянские лоббисты тратят десятки миллионов долларов на «раскрутку» темы геноцида и даже покупку ряда парламентариев, чтобы в их странах признали факт геноцида. Определенные результаты есть: двадцать с лишним стран признали геноцид, а четыре европейских государства – Швейцария, Словакия, Греция и Кипр – ввели уголовное наказание за его отрицание. За признание геноцида проголосовал Европейский парламент, не отрицает его и Папа Римский.

 

 

Турция не признает

 

 

Анкара отказывается идти на этот шаг, считая его государственным самоубийством. Там исходят из того, что признание геноцида ослабит страну. Турки считают, что от них требуется не только покаяние, но и колоссальная материальная компенсация потомкам жертв геноцида, возвращение отнятых объектов недвижимости частным лицам или церкви, отказ от территорий, где до геноцида жили армяне. Причем нынешняя армянская оппозиция посылает в Анкару именно такие сигналы.

 

 

С внутриполитической точки зрения признание геноцида крайне проблематично для турецкой власти. Во-первых, курды попробуют примерить армянскую тогу. Во-вторых, позиции Эрдогана внутри страны не столь сильны: он уже не общетурецкий герой, который вывел страну из кризиса и избавил ее от диктата кемалистов, а противоречивая личность с диктаторскими замашками. В этой ситуации столь радикальный шаг, как признание геноцида, вполне может спровоцировать импичмент.

 

 

С внешнеполитической точки зрения признание геноцида может повлечь за собой понижение международного статуса Турции. Анкара лишится союзника в лице Азербайджана (Баку рассчитывает, что одним из условий нормализации армяно-турецких отношений станет возврат Карабаха под азербайджанский суверенитет). Признание геноцида нанесет удар по отношениям с арабами: ближневосточные государства могут воспользоваться армянским прецедентом, назвать репрессивную политику османского правительства геноцидом и тоже требовать компенсаций. Простое признание геноцида осложнит отношения Турции с европейскими государствами: Брюссель ищет предлог для оттягивания процесса евроинтеграции Турции, и после признания будет требовать максимальной выплаты компенсаций армянам, а также решения курдского вопроса.

 

 

Выбраться из ловушки прошлого

 

 

Между тем продолжение непримиримой политики выбивания признания ответственности за геноцид может нанести армянам куда больший ущерб, чем туркам. И не только потому, что изолированная и посему агрессивная Турция не очень удобный сосед, а потому что армяне, педалируя тему геноцида, загоняют себя в прошлое, вместо того чтобы жить будущим. Армения – небогатая страна с высочайшим уровнем коррупции и монополизацией экономики, ей угрожает войной соседнее государство, чей военный бюджет равен всему госбюджету Армении. Поэтому, хотя глава МИД Армении Эдвард Налбандян и назвал международное признание геноцида приоритетной целью, в реальности куда более приоритетной является, например, задача сохранения Нагорного Карабаха, открытие армяно-турецкой границы.

 

 

В Армении понимают деструктивный характер акцента на признание геноцида, но ничего не могут поделать. Потому что страна слишком зависит от диаспоры, чьи интересы не совпадают с государственными. Если для Еревана геноцид – национальная трагедия, то для диаспоры это смысл существования. Идея геноцида и необходимости добиться его признания любой ценой стала основой, которая позволила ей сохраниться как сплоченному институту. Именно поэтому диаспора навязывает свою повестку дня армянскому обществу, фактически отождествляя понятия «память о геноциде» и «необходимость заставить Турцию признать геноцид». Если официальному Еревану удастся решить вопрос о разведении идей памяти о геноциде и его признания в разные плоскости, процесс нормализации армяно-турецких отношений может возобновиться. И в среднесрочной перспективе турецким властям будет куда проще признать очевидное и извиниться перед армянским народом за преступления своих предков.
 
 
 
Источник: Позиция