Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Проблемы объединения. В тупике гордыни и амбиций

Проблемы объединения. В тупике гордыни и амбиций

Категорія: Позиція » Статті » Культура
Проблемы объединения. В тупике гордыни и амбиций В ходе мероприятий по случаю 1000-летия преставления князя Владимира высшие должностные лица, а также лидеры некоторых религиозных сообществ выступили с призывом создать в Украине единую поместную православную церковь, независимую от Московского патриархата, но при этом вполне каноничную, признаваемую всеми 15-ю поместными церквями.
 

По мнению власть предержащих и их духовных наставников, этот новодел должен объединить паству и священство «промосковской» УПЦ (предстоятель – митрополит Киевский и всея Украины блаженнейший Онуфрий) с неканоническими группировками (УПЦ Киевского патриархата и Украинской Автокефальной Православной Церковью), которые полнотой вселенского православия рассматриваются в качестве раскольничьих и самосвятских, т.е. лишенных Божественной благодати и потому в религиозном плане фиктивных. Недвусмысленное пожелание на сей счет 28 июля высказал Петр Порошенко, встретивший юбилей во Владимирском соборе столицы, в компании с Филаретом (Денисенко), именующим себя «патриархом Киевским всея Руси-Украины».

 

 

Идея создания в Украине своей «национальной церкви» не нова: по результатам т.н. «Всеукраинского Собора Православной Церкви», который 1–30 октября 1921 года проходил в Софийском соборе Киева, его участники провозгласили Украинскую автокефальную православную церковь – абсолютно отдельную от русской. После сворачивания НЭПа советская власть ликвидировала УАПЦ, а ее иерархи оказались в эмиграции. В ходе перестройки и обретения Украиной государственной независимости УАПЦ вернулась в страну.

 

 

Вторая попытка слепить из украинских епархий отдельную «национальную церковь» датируется 26 июня 1992 года: в тот день бывший митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко), запрещенный к тому времени в священнослужении, на своем собственном «всеукраинском соборе» провозгласил объединение УПЦ и УАПЦ в УПЦ Киевского патриархата, чем вызвал раскол и в канонической церкви, и среди автокефалистов-самосвятов. Причем об этом «объединении» проживавший в эмиграции глава УАПЦ Мстислав (Скрипник), племянник Симона Петлюры, узнал лишь задним числом и никогда не считал его легитимным. Последняя по времени попытка объединить филаретовцев и автокефалистов имела место совсем недавно – в июне этого года. И опять неудача! Не помогло даже посредничество представителей вполне каноничного Константинопольского патриархата.

 

 

На самом деле УПЦ является самоуправляемой частью РПЦ – точно так же, как Украинская греко-католическая (униатская) церковь представляет собой самоуправляемую часть Римской церкви. Более того, УПЦ возникла на базе Украинского экзархата Русской Православной Церкви – т.е. приходов РПЦ, расположенных в административных границах тогда еще советской Украины. Произошло это сравнительно недавно – 28 октября 1990 года, когда покойный ныне патриарх Алексий II огласил в Софии Киевской томос (т.е. грамоту) о даровании УПЦ широчайшей автономии. Поэтому УПЦ обладает каноничностью (и это ее основное достоинство). По той же причине митрополит Онуфрий может ездить в Иерусалим и на Афон, Филарет же туда – ни ногой. Ибо не пустят.

 

 

Другое дело, что война породила в людях ужасный внутренний дискомфорт, и они все чаще задаются вопросом: неужели УПЦ не может выйти из-под омофора патриарха Московского, не утратив при этом каноничности? Может, конечно, если об этом Московскую патриархию попросит Всеукраинский Собор УПЦ, избранный без давления извне (со стороны государства и разного рода общественных активистов) и реально отражающий преобладающие настроения на приходах. Но в разных приходах и настроения доминируют разные: в западных, центральных, отчасти северных областях они одни, в юго-восточных – как правило, другие. Поэтому сама по себе попытка созвать Собор с такой повесткой дня – это уже угроза нового раскола. В условиях отсутствия консенсуса среди верующих по поводу статуса УПЦ она вряд ли получит от РПЦ согласие на автокефалию (полную независимость). Ибо нет ответа на вопрос, что в таком случае делать с теми приходами и епархиями, которые захотят сохранить духовное единство с патриархом Московским? Задавить их силой с помощью крепких ребят в балаклавах и камуфляже? Но это – угроза гражданской войны с религиозным подтекстом. А без согласия РПЦ на «расставание» с УПЦ признание последней со стороны остальных поместных церквей немыслимо.

 

 

Еще один теоретически мыслимый способ достижения УПЦ законной автокефалии – это дарование оной, но только после присоединения к канонической Церкви иерархов, клириков и мирян КП и УАПЦ через чин их покаяния в грехе раскола и самосвятства. Своего рода «бартер»: вы приносите публичное покаяние, мы даем вам – ради мира и спокойствия на Украине – полную церковную самостийность и легитимный статус. Однако никто ни в чем каяться не станет (даже для вида, для отвода глаз), потому как на переднем плане – личные амбиции, гордыня, а не бескорыстная заинтересованность в торжестве провозглашаемых целей.

 

 

На самом деле всем давно ясно: дело не в административном статусе УПЦ, который сам по себе не решает ни одной значимой для воцерковленных людей проблемы, а в антихристианском настрое некоторых общественных групп, именующих себя «православными патриотами». Ими движет не столько любовь к Украине, сколько ненависть к тем нашим согражданам, коих они назначили ее «ворогами», «пятой колонной» и т.п. Но эта болезнь лечится не механическим скрещиванием «ужа и ежа», а неуклонным следованием за Христом, исполнением его заветов – в первую очередь заповеди о любви к ближним. Иначе получим очередной «совет нечестивых», куда благоразумные да не идут.

 

 

От редакции

 
Тема создания поместной церкви является крайне острой и неоднозначной. Поэтому редакция газеты ПОЗИЦИЯ в ближайших номерах раскроет тему зарубежного опыта создания института поместной церкви и его влияние на светскую жизнь этих стран. 
 
Сергей ГРИГОРЬЕВ, фото автора 
 
Источник Позиция
 
КОМЕНТАРІ (1)
Jack 9 серпня 2015 20:19
Эта церковная проблема решения не имеет, если только путать веру с политикой, а церковь считать министерством по делам религий. 
В этом случае собачиться и позориться на весь мир можно бесконечно.
И дойти до того, что в каждой области будет "независимый патриарх". 
Что есть уже чистое язычество.
Но этот нелепый спор сразу рассыпается и теряет смысл, если вспомнить, что объединяет нас всех одна православная вера, и священник - не Бог, а только помощник и консультант, а Церковь - не контора по хранению святынь, а вдохновитель для тех, кто верой слаб.
          1