Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Референдума не будет – рейтинг Яценюка кончился

Референдума не будет – рейтинг Яценюка кончился

Категорія: Позиція » Статті » Питання тижня
Референдума не будет – рейтинг Яценюка кончился

На фоне усугубляющегося политического (и можно даже конкретизировать – парламентского и правительственного) кризиса в Украине одна из крупнейших фракций Верховной Рады, «Народный фронт», и лидеры этой политсилы премьер-министр Аресений Яценюк и министр внутренних дел Арсений Аваков продолжают настаивать на принятии ключевых изменений в Конституцию через всеукраинский референдум. Наиболее острым является, конечно, вопрос о статусе так называемых «отдельных районов Донецкой и Луганской областей», т.е. территорий, подконтрольных сейчас «ДНР-ЛНР». Этот же вопрос является важной частью Минских соглашений.

 

В прошлых выпусках ПОЗИЦИЯ подавала редакционный взгляд на инициативу о референдуме, сегодня же мы предлагаем на суд читателей экспертный опрос на эту же тему. Хотя «референдум Яценюка» очевидно является слишком «искусственным», неискренним желанием «Народного фронта» и лишь частью большой политической игры, эксперты как минимум не исключают проведение референдума о статусе Донбасса в обозримом будущем. Правда, с другими инициаторами, в других условиях и, главное, с другими формулировками вопросов.


 

Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики:


– Идея «Народного фронта» – это не более чем политтехнологический инструмент, который имеет такие цели.


Первая. Шантаж президента и БПП-«Солидарности». На человеческом языке инициатива «Народного фронта» и Арсения Яценюка означает следующее: «Мы не проголосуем за изменения в Конституцию, пока их на референдуме не поддержит украинский народ. То есть никогда…».


Вторая. Громкие заявления премьер-министра и «Народного фронта» – это попытка отвлечь общественное внимание от Кабмина и главы правительства, от оценки их работы, от темы переформатирования Кабинета министров. Это тема-симулякр, которую выбросили в информационное пространство, чтобы не дать обсуждать действительно важные вопросы.

Третья. Я не исключаю, что инициатива о проведении референдума на самом деле исходит не от «Народного фронта», а от некоторых наших «западных партнеров», или по крайней мере с ними согласована. В таком случае это шантаж уже Кремля, но посыл такой же: о том, что предложенный формат конституционных изменений не будет никогда принят в Украине.


Но то, что идею о проведении конституционного референдума озвучили премьер-министр и «Народный фронт» не делает ее саму по себе плохой. Я лично с июля 2014 года выступаю за проведение референдума по вопросу дальнейшей судьбы Донбасса или точнее его отдельных территорий. Мы проводили масштабное исследование самых различных подобных вооруженных конфликтов. И процесс мирного разрешения этих конфликтов либо начинался, либо заканчивался именно референдумом.


Во-первых, референдум развязывает руки политикам, так как становится понятна позиция народа. Во-вторых, референдум деактивирует радикалов: радикальные идеи наверняка не будут поддержаны избирателями, поэтому политики крайних взглядов потеряют возможность выступать «от имени народа».


В-третьих, референдум может стать тем самым необходимым объединяющим фактором и даже частично восстановить общее правовое пространство на всей территории Украины, потому что волеизъявление о дальнейшей судьбе «отдельных районов Донецкой и Луганской областей» можно организовать одновременно на территории Украины и этих «отдельных районов».


Но настоящий референдум, а не политтехнологический инструмент одной партии, должен иметь один простой конкретный вопрос: «Поддерживаете ли вы реализацию Минских соглашений?». Любые другие сложные формулировки – это попытки манипуляции обществом.


 

Игорь Семиволос, директор Центра ближневосточных исследований:


– Существующий сейчас формат всеукраинского референдума не может выявить реальную точку зрения населения. Формат и прописанная в Законе процедура проведения референдума почти наверняка обеспечивает поддержку голосующими предложений власти. То есть «реальную температуру» он не покажет.


Кроме того, конечно же, политики не должны перекладывать на плечи народа ответственность за принятие таких важных решений, как изменения в Конституцию и дальнейшая судьба Донбасса.

Очевидно, что инициатива «Народного фронта» о проведении референдума – лишь часть политической игры Арсения Яценюка. Думаю, эта «карта» в ходе переговоров с президентской командой будет на что-то обменяна. Причем до самой процедуры организации референдума дело, естественно, не дойдет.

 

Владимир Фесенко, глава Центра прикладных политических исследований «Пента»:


– В первую очередь мы должны понимать, что никакой инициативы по проведению референдума ни от Арсения Яценюка, ни от «Народного фронта» не было. Был банальный пиар, были громкие заявления – но не более. Этими громкими заявлениями Яценюк пытался пугать Порошенко в свете возможного переформатирования правительства и парламентской коалиции. И это, я уверен, была ошибка премьер-министра.


На данный момент при нулевых рейтингах Яценюка и его политсилы, любая подобная их инициатива обречена на провал.

Кроме того, если проводить референдум по болезненным для страны вопросам, это приведет только к расколу в стране или к обострению политической борьбы. Например, децентрализацию саму по себе у нас поддержало бы подавляющее большинство граждан. Но если в нее «встроен» особый статус «отдельных районов» Донбасса, это без сомнения вызовет серьезное противостояние в обществе.


По моему мнению, перед проведением любого всеукраинского референдума необходимо сначала изменить закон о референдуме. Так как многие эксперты склонны считать его антидемократическим и нелегитимным. И, к слову, команда Яценюка, в которую входит, например, министр юстиции Павел Петренко, ничего для изменения этого закона не сделала.

Референдумы можно и нужно проводить по важным вопросам, но необходимо также помнить, что в некоторых ситуациях референдумы не только не решат проблему, а только усугубят ее. Не говоря уже о том, что многие вопросы сложны даже для экспертной среды – и потому в принципе не подходят для вынесения их на общенародное обсуждение. Буквально вчера я общался с лидером одной из фракций коалиции о судебной реформе (которую «Народный фронт» также предлагал вынести на референдум. – Прим.ПОЗИЦИИ), и он сказал: «Знаете, вот мы были все время «за», а потом мы внимательнее вчитались, и теперь, наверное, будем «против», но еще обсудим на фракции». Такие сомнения испытывают эксперты, депутаты, лидеры фракций, которые не один час изучают законопроекты! А как смогут дать однозначный четкий ответ рядовые граждане?


Сейчас по важным вопросам, в т.ч. конституционным, желательно найти гибкое консенсусное решение внутри парламента, а не перекладывать ответственность на граждан страны. Политик обязан быть ответственным!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Подготовил Дмитрий ЕГОРОВ


КОМЕНТАРІ (1)
МОТОРОЛА 2 грудня 2016 18:19
ТО ШО КУЛЯ В ЛОБА ЛИШИЛСЯ РЕЙТИНГА,ЕМУ ГЛУБОКО НАПЛЕВАТЬ!!!!!!НА=ЧЕСНО ЗАРОБЛЭНИ ГРОШИ=ВОНО УЖЕ НАКУПИЛО НЕДВИЖИМОСТИ У АМЭРЫЦИ И ЖИВЁТ БЕЗ БЕЗВИЗА ОЧЕНЬ ПРЕКРАСНО!!!!!!!СКОРО ТУДА ПЕРЕБЕРЁТСЯ И ВСЯ УКРОЗРАДА!!!!!!!А ВАМ ПЛАТИТЬ НАБРАННЫЕ НИМИ КРЕДИТЫ И СКАКАТЬ НЕ ПЕРЕСКАКАТЬ НА ОЧЕРЕДНЫХ МАЙДАНАХ!!!!!!!ВЫ ЖЕ ЭТОГО И ХОТЕЛИ СКАКАЯ НА МАЙДАНАХ??????????УМНИЦЫ!!!!!!!
          1