На государственном уровне она
не решается десятилетиями. Иногда кажется, что никто особо и не стремится
искать адекватный выход. Но думается, тем, кто несет ответственность за дороги
страны, все же стоит прислушаться к мнению экспертов.
Сегодняшний гость ПОЗИЦИИ из
числа именно таких людей. Наш собеседник – директор ООО «Ремшляхбуд»,
депутат Запорожского областного совета Александр Кирков.
– В чем, по Вашему мнению,
заключаются основные проблемы дорожной отрасли в Украине?
– Не только в отсутствии
необходимых средств. При любом финансировании привести дороги в надлежащее
состояние за короткий срок – невозможно. Главная проблема в другом. У нас
полностью уничтожена система управления эксплуатацией дорог, в результате чего
нарушены все межремонтные сроки. Поясню. С момента строительства каждой дороги
для нее предполагается определенный межремонтный срок. В зависимости от
технической категории он составляет от 7 до 14 лет. Обусловлено это тем, что
асфальтобетон в верхнем слое покрытия, со временем «стареет». Далее появляются трещины,
и вследствие нарушения водно-теплового режима, начинается разрушение.
Одними из наиболее прочных дорог считаются бетонные, такая технология уже давно успешно используется в таких странах как США и Канада, высокая удобоукладываемость бетонной смеси позволяет выкладывать ее на металлический армированный каркас, что позволяет добиться очень качественного дорожного покрытия. У нас к сожалению такой способ используется крайне редко из-за более высокой стоимости.
В свое время я 15 лет отработал
начальником Вольнянского районного дорожного ремонтно-строительного управления.
Эти годы пришлись на реализацию государственной программы по соединению
населенных пунктов дорогами с твердым покрытием. Параллельно осуществлялись
работы по ремонту существующих, ранее построенных дорог. Нами выполнялись
большие объемы работ по ремонту автодорог с устройством поверхностной обработки
покрытия. Она предполагала сначала устройство выравнивающего слоя, затем разлив
вяжущего материала, после – россыпь щебня, что позволяло выполнить своего рода
гидроизоляцию этого слоя. Таким образом значительно продлевался срок
эксплуатации автодороги. С ямочным ремонтом, как бы качественно он не был
сделан, это не идет ни в какое сравнение.
–
Приходилось встречать информацию, что дороги в Вольнянском районе – лучшие в
области. Это соответствует истине?
– Благодаря тому, что нами применялись
значительные объемы работ, дороги в Вольнянском районе действительно занимают
первое место по состоянию в области. Когда программа завершилась, больше
никаких серьезных вложений в капитальные ремонты не было.
К слову, в этом году на
работы по ремонту автодорог в Запорожской области было предварительно обещано 159
млн грн. По состоянию на сегодняшний день выделено только 8,5 млн. К концу года
говорят, что дадут еще максимум 80 млн…
Но должен же быть какой-то
выход? Может быть, это концессионное строительство или платные дороги?
– В
сегодняшних реалиях, платные дороги – это несбыточные мечты. Да и с
концессионным строительством не все так просто. Ведь для этого должен появиться
человек или фирма, которые захотят вложить средства с полной уверенностью в
том, что через время они смогут хотя бы их вернуть. Кто в наших условиях сможет
гарантировать безопасность этих вложений? Единственное спасение – продуманная
государственная политика, которой нет.
– Как человек не понаслышке
знающий положение дел в дорожном хозяйстве нашего края, как Вы оцениваете
состояние дорог в Запорожье и области? Есть способ устранить проблемы?
– Способ здесь может быть
только один – серьезная долгосрочная программа. Как специалист скажу, решение
любого вопроса должно быть комплексным. Учитывая изменения, которые произошли
сегодня в бюджетном законодательстве, появление такого документа – реально.
Если же говорить о ситуации в целом, на фоне других областей, ведь все познается
в сравнении, у нас дело обстоит более-менее благополучно. Здесь нужно отдать
должное Службе автомобильных дорог и Облавтодору, которые находят какие-то
средства и возможности, чтобы поддерживать дороги общего пользования по области
в проезжаемом состоянии.
–Сегодня все чаще говорят о
передаче дорог местного значения в собственность громад. Как Вы считаете, это
еще одна попытка переложить проблемы на местные бюджеты или шаг, который
действительно необходим?
– Если
данные процессы запустят, повторюсь, в этом случае должна появиться
долгосрочная программа. Также следует четко определить источники
финансирования. Вопиющее несоответствие, которое есть сегодня, должно быть устранено.
Приведу пример. Сейчас на территории нашей области – около 7 тыс. км дорог. Из
них 1600 км
– государственного значения, а 5400
км – местного. Последние планируется передать на баланс
городских и районных советов, а также будущим громадам.
Но в том-то и дело, что
примерно две трети того объема финансирования, который будет выделен правительством,
пойдут на ремонт дорог государственного значения, и только одна треть – на
местные. Едва ли можно назвать это государственным подходом.
–ООО «Ремшляхбуд», которым Вы
руководите – один из лидеров по «дорожной тематике» в городе и области. Чем за его
двадцатилетнюю историю гордитесь больше всего?
– Все наши проекты по-своему
значимы – и для меня, и для всего коллектива. Каждым из них мы гордимся. Столь
высокий результат достигнут благодаря слаженной работе команды
единомышленников. Ее костяк – высококлассные специалисты, обладающие
необходимым опытом и знаниями. Важно также и то, что наши сотрудники пристально
следят за новыми технологиями и различными ноу-хау в дорожном строительстве.
Это позволяет всегда держать руку на пульсе и двигаться вперед.
На Ваш взгляд, может ли
сотрудничество государства и частных компаний стать ключом к решению дорожной
проблемы?
– Не
только может, но и должно. Ведь сегодня все экономические успехи, как и
поражения, определяет исключительно рынок. Пока подрядчик не станет получать
оплату за конкретный результат, никаких сдвигов не произойдет. Однако не стоит
сбрасывать со счетов и так называемый человеческий фактор. Главное, чтобы у
ответственных за принятие решений присутствовало
понимание – не имеет значения, какое предприятие будет выполнять поставленную
задачу, во главе угла должно стоять качество. Только такой подход может дать
толчок к выходу из непростой ситуации и обеспечить эффективное использование
средств, которые выделяются на дорожное строительство.
По теме: Олег ВАЛИК, фото Владимира САЛЬНИКОВА