Реєстрація    Увійти
Авторизація

Есть ли шанс?

Категорія: Позиція » Статті » Колонка редактора
Есть ли шанс? В исполнительной власти Украины, которую представляет Кабмин и вся подведомственная ему вертикаль, произошли давно ожидаемые изменения. Но изменится ли понимание этой властью того, чем она, собственно, управляет?

Речь идет в первую очередь о том процессе, который был обозначен руководством Украины около двух лет назад. Называют его на высшем государственном уровне децентрализация. Но каждый видит в нем то, что он хочет видеть. Власть – в первую очередь – механическое перекладывание ответственности за состояние дел в регионах на те громады, которые должны там создаваться. Для этого был включен механизм перераспределения денежных средств из центра вниз путем делегирования права сбора части налогов регионам. И как-то этот процесс идет. Однако совпадает ли понимание хода децентрализации у киевской власти с региональным мнением – местных чиновничьих элит, интеллектуально-мыслительного сообщества и простого народа?


Ну, с региональными элитами как бы все понятно – зависимость (пока) от вертикали власти и определяет схожесть и мышления по данному вопросу. Шаг влево, шаг вправо – и вышибут из насиженного места. А вот для двух других субъектов этого мыслительного процесса ситуация видится гораздо шире. 


Очевидно, что децентрализация только бюджетных средств не решает вопроса изменения жизни на местах в корне. Не хлебом единым жив человек – будь-то в Закарпатье, Сиверщине, на Волыни или в Запорожье. Есть целый ряд мировоззренческих аспектов, от монополии на которые наша нынешняя власть отказываться не намерена. Это и унификация исторической памяти, и культурологические аспекты, и языковые проблемы. Все то, что более двух лет назад стало причиной крымских, а затем и донбасских событий. Все то, что сегодня по умолчанию продолжает разделять и разрывать Украину, а должно бы только скреплять.

Петр Порошенко, как некую мантру, продолжает повторять тезис своего предшественника Януковича об унитарности страны. И что, как говорится в известном анекдоте, оно ему помогло? Забили заставками «Єдина країна» все внутренние телеканалы – а страна только ближе стала за это время к распаду. Никто и не подумал, что понятие «соборность» гораздо ближе к решению нашего внутреннего украинского вопроса, чем «унитарность». Ну не хотим мы, украинцы, быть похожими друг на друга. Ну разные у нас герои – галичанам ближе Бандера и Шухевич с их взглядами, поступками и идеалами, а юго-востоку Украины – корчагинцы, герои Краснодона, Зоя Космодемьянская, Щорс и даже Махно. И певучий украинский язык центра Украины сильно отличается от галицкого диалекта, а язык Пушкина и Толстого, близкий Одессе, Николаеву и Харькову там широко не приживается. А вот если собрать это все разнообразие и правильно организовать – то эта как раз «соборность» и станет главной идеей Украины, которая сможет блокировать центробежные силы.

Эти размышления не праздны, они как никогда актуализировались сегодня, когда правительство возглавил новый премьер Гройсман. Наверняка он ставит перед собой достаточно амбициозные задачи по организации государства. «Я вам покажу, как управлять государством!» – заявил он, покидая кресло председателя Верховной Рады. Это означает, что ему не нравится, как это делал его предшественник Яценюк, и как это осуществляет президент Порошенко. Учитывая, что его союзниками уж никак не являются крайние правые радикалы в лице «Правого сектора», «Свободы», наследники и носители идей батальонов «Азов» и «Днепр», а также ляшковцы, заявление довольно смелое. Владимиру Борисовичу нужно иметь ту базу, которая поддержит его идеи реформирования страны. А иначе и новый Кабмин сметут за полгода. Очевидно, что этой единственной базой в такой ситуации может быть только народ. И заигрывать с ним и потакать ему уже не удается – заначки у людей, которые силой вытряхивал Яценюк, заканчиваются, и дело может подойти к голодным бунтам. Перед Гройсманом стоит сложнейшая задача – и выудить деньги у МВФ и неких инвесторов, и не понизить уровень жизни народа, при том, что тот же МВФ требует проводить непопулярные (читай антинародные) реформы. И само собой, реформировать страну, делегируя все больше прав низам – именно это должно стать «фишкой» правительства Гройсмана. А приблизиться к пониманию организации Украины по европейскому образцу можно только если помнить, что те же Австрия, Швейцария, США, Бразилия, ФРГ, Бельгия, Испания, Великобритания имеют многолетние традиции федеративного устройства, которые заключаются далеко не только в механической децентрализации. А мы же стремимся в цивилизованные европы, не так ли?

К пониманию подобного устройства земель Украины был близок тот же Чорновил в бытность свою руководителем администрации Львовской области. Он настаивал на особом статусе трех галицких областей, обозначая их как Галицкая ассамблея. И имел для этого вполне конкретные основания: там давно сложился очень своеобразный, основанный на римско-католических традициях, свой субэтнос. Слабая попытка П. Порошенко и его сторонников реализовать идею об особом статусе мятежных восточноукраинских областей – звено той же цепи. (Очень сомнительно, что Петр Алексеевич руководствовался пониманием того, что субэтнос этого региона столетиями складывался под влиянием языковой, духовной и культурологической традиций православия и Киевской Руси. Скорее, он руководствовался чисто прагматичными аспектами – но факт остается фактом). А нерешенность вопроса о статусе Крыма и попытка насильственно украинизировать его привела ко всем нам хорошо известным печальным событиям.

Так что у Владимира Гройсмана достаточно оснований для вполне конкретных усилий по организации действительно соборной Украины, цельной и неделимой, но такой разнообразной и потому особенно сильной. Только сможет ли он подняться над суетой?