Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Под сенью чужих звезд

Под сенью чужих звезд

Категорія: Позиція » Статті » Колонка редактора
Под сенью чужих звезд 31 октября 2017 года исполняется пятьсот лет такому знаковому событию в Западной Европе, как Реформация. В связи с этим Петр Порошенко 26 августа 2016 года подписал указ №357/2016 «О праздновании в Украине 500-летия Реформации»*. Может быть, он таким нехитрым образом пытается приоткрыть двери к адаптации в Украине европейских ценностей?
 
 

Вспомним, что 31 октября 1517 года монах и одновременно профессор теологии Мартин Лютер обнародовал свои взгляды на процесс очищения католической церкви, возвращения ее к библейским истокам, прибив к дверям Замковой церкви города Виттенберга документ под названием «95 тезисов». Сии его благие намерения привели в дальнейшем к кровавым религиозным войнам, длившимся около 150 лет. Один из высокочтимых предков современных европейцев император Священной Римской Империи Карл V тогда же, в начале XVI века, пытался примирить протестантов, последователей Мартина Лютера, с католиками. В результате таких «примиренческих» попыток его войско в 1517 году захватило и разграбило Рим.

 

А немецкие ландскнехты из его армий, будучи носителями идей Мартина Лютера, с особым цинизмом насиловали и убивали монахинь-католичек в этом самом Риме, грабили храмы, неся эдаким нехитрым образом священные библейские ценности в массы. Такого еще христианская Европа не знала – Рим в руинах, предводитель католического мира папа в бегах, и турки, воспользовавшись европейским раздраем, вершат свои дела в Венгрии и Австрии. Также вспомним, что Реформация привела к Тридцатилетней войне, в ходе которой погибло 3/4 населения Чехии и 2/3 населения Германии. Она породила такое явление, как «охота на ведьм», с которой не могут никак сравниться на этом поприще даже преследования католической инквизиции. В ходе Реформации в Европе было сожжено около миллиона «ведьм».

 

Тут хочется акцентировать внимание не только на духовных мотивах, которые двигали Мартином Лютером и его последователями, но и на обычных земных аспектах. Иная сторона европейской Реформации XVI века – банальный передел собственности. Это огромные приобретения для казны путем конфискации недвижимости и имущества церквей и монастырей. А затем и передел власти – во главе местной поместной церкви стоял уже не папа из Рима, а местный курфюрст или сам монарх. Взгляните на современный уклад протестантского мира – кто угодно может создать свой приход, свою церковь, имея лишь желание, волю к его исполнению и деньги. И вовсе не вопросы таинства, искупления или чистилища стояли у истоков так почитаемой на Западе Реформации, положившей начало современной протестантской церкви.

 

Конечно, с тех пор произошедший передел в западной христианской церкви прошел долгий путь облагораживания. Великий духовный переворот, осознание самого себя человеком, крушение средневекового мировоззрения – вот основные постулаты и аспекты, на которые ссылаются западноевропейские теологи, говоря о преобразованиях, начатых Реформацией. И сам Лютер стал практически там иконой – к моменту его смерти в 1546 г. суммарный тираж одной только Библии – в его же переводе и изложении, естественно, – доходил до полумиллиона экземпляров. В целом иные сочинения классика и зачинателя протестантства и его последователей с 1524 г. и до его смерти выходили тиражами до 800 книг в год – сами оцените силу воздействия нового учения на умы его современников.

 

…Выражу большие сомнения в том, что побудительными мотивами при подписании упомянутого в начале статьи указа президента стали его глубокие теологические исследования истоков западноевропейской Реформации. Для тех же немцев и в целом протестантов главное не в том, чтобы «отбить бюджет» протокольными мероприятиями, к чему приучили себя украинские чиновники, а в том, чтобы способствовать размышлению и осознанию. В той же Германии юбилей Реформации – большое государственное дело. Это фестивали, концерты, богослужения, целые Лютер-декады периодически проводятся. Еще в апреле-мае 2015 г. в саксонском городе Торгау (где, кстати, Мартин Лютер похоронил свою жену, бывшую монахиню Катарину фон Бора) прошла выставка «Лютер и государи» – значимый общегерманский музейный проект под покровительством государства. Вот как относятся к своей истории западноевропейцы.

 

У нас своя, но – православная история. И к ней, под предводительством своих государственных мужей (как-то даже неудобно их нынешних таким благородным словом и называть) у нас относятся спустя рукава. Вспомним, кстати о том, что в Украинской православной церкви (не будем считать ее раскольническую часть) 12660 религиозных организаций и 10169 священнослужителей (по данным на 01.01.2016 г. департамента по делам религий и национальностей при Министерстве культуры). Это привлекает почти половину верующих во всей стране. А союз церквей евангельских христиан-баптистов, на то же 01.01.2016 г., имел всего 2691 религиозную организацию и 2856 священнослужителей.

 

При чем здесь баптисты, спросите вы? Да все просто – Петр Алексеевич издал свой указ после того, как принял делегацию Всеукраинского союза

церквей евангельских христиан-баптистов (это также протестантская ветвь христианства). И прямо на этом приеме указ и подписал.

 

…Вспоминаю прекрасные поэтические строки Сергея Есенина:

 

Письмо как письмо. Без причины

Я в жисть бы таких не писал.

 

Не писал бы и я о церковных раскладах – не самая благодатная тема для общественно-политического издания. Но религию ввергают в нашу с вами светскую повседневную жизнь политики. И это уже само по себе раскалывает украинское общество. По культурологической, языковой, этнической, национальной составляющим уже не раз прошлись. Извращаются исконно семейные ценности, внедряется нехарактерный образовательный процесс в школах и вузах, навязываются извращенные понятия о новых сексуальных ориентациях. Прививается ненависть к инакомыслящим согражданам своей страны. В церковной епархии осуществляются рейдерские захваты приходов и даже пытаются поменять дату Рождества.

 

Уверен – все напрасно. Пережили коммунизм, как говорится, переживем и новую украинскую реформацию и самих реформаторов.

 

*Психолог Эрих Фромм так характеризует этот период в истории Европы: «Самое значительное и длительное воздействие на развитие в Европе и во всем мире оказала все же Реформация. Протестантизм и кальвинизм обратились к чисто патриархальному духу Ветхого завета и устранили материнский принцип из своих религиозных представлений. Материнская любовь церкви и Богородицы не простиралась больше на человека. Он предстал одиноким перед серьезным и строгим Богом, чьей милости мог добиться только благодаря абсолютной покорности».

 

Источник Позиция

 

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ