Реєстрація    Увійти
Авторизація

МАЛЕВАЛЬНИКИ

Категорія: Позиція » Статті » Вікно у світ
МАЛЕВАЛЬНИКИ Произведения запорожского путешественника и писателя радуют читателя своей самобытностью и познавательностью. Своими впечатлениями, полученными от экспедиций, Владимир Супруненко делится с нами. В его рассказах описания природы переплетаются с жизненными ситуациями, которые в разные периоды жизни переживал автор. Предлагаем вашему вниманию очередной интересный очерк известного публициста.
 

 

…Уже забелели хуторки на взгорках, окруженных вербами, уже стали выстраиваться вдоль дороги аккуратные хатки, как вдруг справа за низким плетнем мое внимание привлекла большая красноклювая птица, застывшая между деревьями. Другая сидела на ветке. Мы притормозили, всматриваясь в зеленое кипение сада: сомнения исчезли – то были аисты! Давно не попадались они мне в наших краях.

Полноватый старик в очках без одной дужки вышел нам навстречу.

 

- Что возвращаются аисты? – спросил я бодро, не сомневаясь, что получу такой же бодрый ответ.

- Повертаются, та не дуже.

- Чего же, вон в саду…

- Так то не настоящие.

Мы проскользнули под низкими абрикосовыми ветвями, и я увидел фанерные фигурки, искусно разукрашенные под аистов.

- Я сюда недавно перебрался, - заговорил старик. – С шапкой пошел по родичам и выкупил хату-батьковщину. А до того в городе жил – на мартенах горбатился. Там и здоровье прахом пошло. Теперь вот здесь потрошку хазяйную. Как первое письмо сюда получил, так читаю на конверте: улица Буртяная. Ну и выдумали же: буртяная-дерьмовая. В буртах тут по весне гниль одна. Несправедливое название. А раньше эта улица называлась Лелечина. По весне на Благовещенье лелеки на этот край села слетались – во дворах их как родных встречали. Природу назад, может, назад и не повернешь, а улице название стоило переменить. Аистов нет, так я взял и намалевал их. И хату тоже собираюсь писанкой сделать. Этому ремеслу меня еще батько натаскал. Мы Рябошапки ко всякому делу охоту и руки имели…

 

Эта встреча состоялась на хуторке неподалеку от приднепровской Петриковки, известной своими мастерами художественной росписи. Ею в местных селах многие увлекаются до сих пор. Это давняя традиция украинцев. ''Хата – как девка: подмалюй и уже красавица'', - можно было услышать на сельских улицах. ''Хоч стара хижка и валится, а от помалевана, то и веселее'', - вздыхала иная одинокая бабуля…

 

Осенью все серо, блекло, грязно. Однотонно, одноцветно. Отсюда и настроение – хандра, уныние, а то и – тоска, и даже - серьезная хворь. Весной природа оживает и взрывается красками, многоцветьем.В душе поселяется радость, энергия, пробуждается надежда. От цвета, его оттенков, сочетания цветов, их узоров многое в человеческой жизни зависит. Говорят «в цвет» – значит безошибочно,точно, к месту. Природа в свое время, в положенный срок меняет цветастые одежки. А человек? Если в душе его вдруг надолго поселяется серая унылая осень и ничем оттуда ее не выгонишь? Что остается? Самому разцветить свою жизнь. Воплотить мечту о ее радужном многоцветье в красках. На стенах пешеры, в узорах нательной татуировки, в росписи бытовых предметов. Это еще и способ передачи информации. До изобретения письмен человек красками, их сочетанием и комбинациями сообщал соплеменниками о своих намерениях, выражал свои намерения. Причем, старался это делать ярко, броско, образно и красиво. Кстати, в старых санскритских текстах, слово «писита» (откуда нынешнее «писать») означало «рисовать», «укришать»,а «писанга» - «красивая», «цветастая». И ныне мать может воскликнуть, лаская свое чадо:«Ой,ты мое писаное дитятко!»

 

По-прежнему меняются времена года, а с ними вместе и краски, и по-прежнему человек, пытаясь вырваться из душевной серости, будничной скуки, стремиться разноцветить свою жизнь красками. Это, пожалуй, в крови человека.Даже ребенок любит рассматривать красочные яркие картинки, забавляться цветными карандашами, «мазюкать» красками все, на что упадет его недоумеваюший и любопытствующий взгляд. Кстати, уже этим человек с первых шагов пытается утвердить себя и свое понимание счастья. Моя знакомая москвичка Галина Ширина родом из Херсонского степного села. Как-то я побывал в гостях у ее родителей. Попав во двор, удивился разноцветью забора, дверей, фронтонов, стен. Отец моей знакомой, старый седой механизатор, похвалился: «Это все наша Галочка, как приедет, так и сидит с красками во дворе, всю ночь до утра бывает малюет, малюет. Нехай. И глазу, и душе радость». Наверное, это и есть ответ на вопрос, зачем человек берет в руки кисть.

 

Цвет, его узоры и комбинации, возбуждают, радуют, вдохновляют, воспитывают. А нередко и лечат.Есть даже такой термин в медицине – цветотерапия. Свет разных длин волн вызываетразличные цветовые ощущения, а вместе с ними происходят различные физические и душевные изменения в человеке. Положительное влияние цвета на здоровье человека знали в Китае, Персии, Индии. Считалось, что цвет способен помочь не только в психологическом плане, но излечить довольно большой ряд физических недугов.

 

Белый цвет символизирует чистоту, добро, свободу, выздоровление. Синий и голубой цвета олицетворяют нежность, верность, безмятежность, они, хоть и холодят, но дают ощущение безопасности. Зеленый цвет самый гармоничный и уравновешенный из всех цветов. Он умиротворяет человека, ослабляет возбуждение, придает ясность уму, успокаивает нервную систему, нормализует сон. Автор одного старинного целебника давал следующий совет людям, желающих избавиться от меланхолии: «С людьми веселыми переставать или прохлаживатись по зеленых местах». Красный цвет считается цветом огня, любви, крови, он стимулирует и активизирует организм, улучшает кровообращение, питает и наполняет силой костный мозг, нервные клетки, приносит жизненную силу, укрепляет чувства. Цвета желтого спектра ассоциируются с солнцем, а значит с теплом и хорошим настроением. Желтый цвет положительно влияет на интеллектуальные и умственные способности человека. Оранжевый цвет, по силе воздействия, сильнее, чем желтый и золотой, он несет энергию и согревает, но злоупотреблять этим цветом не стоит.

 

Со временем бытовая красочная роспись, которой в примитивном виде может овладеть каждый (поменяв, скажем, обои!), стала ремеслом, профессией, художеством, которое доступно не каждому. В старину мастеров, которые занимались художественной росписью как наружных архитектурных форм и интерьера, так и различных бытовых предметов называли ''рисовальщиками'', ''малярами'', ''богомазами'', ''малевальниками''. Это, пожалуй, один из самых древних и популярных видов декоративно-прикладного искусства. У каждого мастера был свой почерк, свои краски и сюжеты. По ним часто и определялось лицо целой деревни, уезда, а то и губернии. В красках и орнаментах петриковских мастеров отражена пышная и щедрая природа Приднепровья. Чаще всего для росписи стен, печей, фронтонов хат,бытовых предметов использовали орнаменты, в которых главными были окантовое зеленое опахало, которое в народе называли ''папоротником'', бутоны, ягоды калины, ажурные листья. Краски наносили колосками, щеточками из рогоза, лыка, перьев. Были еще штампы из картошки, свеклы, тыквы. Так называемый «мраморный» рисунок писали кукурузными початками, а то и пальцами. Школа северодвинского письма интересна своими колористическими находками. По белому фону изделия располагается мелкий растительный узор, выполненный красной, желтой и зеленой краской. Совсем другой по характеру сюжетов и манере исполнения является нижегородская (городецкая) роспись. На донцах прялок и лукошках, шкатулках и сундуках помещены жанровые сцены, отражающие слободской быт, а также фигуры птиц, коней стилизованных растений. Уникальны по технологии произведения хохломских мастеров с их тщательно прорисованными цветочными мотивами и свободным травным письмом, где только черная и красная краска да золотой фон. Самый известный крупный народный художественный керамический промысел — подмосковная гжель. Керамические изделия расписывали синим кобальтом в два способа: надглазурный и подглазурный. Сначала рисунок наносился на влажную глину, а потом еще раз на глазурь. На мелких гжельских фарфоровых заводах при всем их стремлении подражать дорогим изделиям родилось своё оригинальное искусство русского фарфорового лубка с его грубоватой цветистостью, народной трактовкой скульптурных образов, которые мастера создавали по-своему, отталкиваясь от образов дорогого фарфора.

 

Традиции старинной росписи живы и сегодня. И школьнику с художественными задатками, начинающему мастеру, и художнику-любителю, и даже просто умельцу-«малевальнику», одержимому творчеством, вполне под силу в домашних условиях одолеть простенькую роспись, скажем, ''под Хохлому''. Тщательно высушенное изделие грунтуютжидкой глиной, несколько раз покрывают олифой, сушат при температуре 60-70 градусов и затем натирают алюминиевой пудрой. По этому серебристому фону вещь расписывают красной и черной масляными красками (иногда вводят и другие цвета). Затем изделие еще раз покрывают олифой и сушат при более высокой температуре. И вот тут-то происходит маленькое химическое чудо – ''серебро'' превращается в ''золото''.

 

В чем здесь секрет?В пленке олифы. При высокой температуре олифа ''закаливается'', приобретая золотистый цвет.Сочетание желтоватого цвета пленки с металлическим блеском порошка алюминия очень хорошо имитирует настоящую позолоту. Пленка не только превращает дешевый невзрачный металл в ''благородное золото'', но и надежно защищает роспись и поверхность дерева. Цвет пленки зависит от толщины слоя олифы и температуры нагрева. Имеет значение и качество олифы.

 

Отдельную касту среди современных «малевальников» занимают те, кто любит украшать рисунками стены зданий. Как любители, так и профессионалы. Первое граффити (так называется эта настенная роспись) – это наскальные рисунки, которые выцарапывались на стенах пещер. Чаще всего на них изображали животных, живую природу и сцены охоты. Примитивно, схематично, но доходчиво, понятно, а главное приятно для души и полезно для дела. Настенные знаки часто имели непосредственное отношение и к магии, которая правила бал под крышами дворцов и хижин. Сегодня кграффити (его даже некоторые считают формой народного искусства) относятлюбой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от просто написанных слов, произвольных узоров, «художественного» бесчинства хулиганов, пропагандистких лозунгов (кисть настенного малевальника наряду с пером публициста вполне может быть приравнена к политическому штыку) до настоящих живописных творений. Естественно изменилась и техника, и способы нанесения краски. Повсеместно получил широкое распространение спрей-арт – создание граффити с помощью аэрозольной краски. Современное граффити – это нередко стремление проявить себя в обезличенном мире, некий душевный взрыв, «цветовой» протест (нередко революционный!) против серости, тусклости, однообразия, несправедливости.

 

Владимир СУПРУНЕНКО, фото автора


Источник Позиция