Реєстрація    Увійти
Авторизація

Камо грядем?

Категорія: Позиція » Статті » Вікно у світ
Камо грядем? Произведения запорожского путешественника и писателя радуют читателя своей самобытностью и познавательностью. Его рассказы – это панорама нашего прошлого и настоящего, своеобразная философия жизни. Предлагаем вашему вниманию очередные очерки публициста из известного цикла «Камо грядем?».
 

По-разному можно относиться к событиям, которые происходят вокруг. Это зависит и от степени их влияния на нашу жизнь, и от непосредственной вовлеченности в них, и от личного интереса. А еще от… удаленности от происходящего. Очень часто я думаю о том, что и как происходит в Украине, покидая ее. Не только большое, но часто и сущностное, может быть, даже и истинное видится на расстоянии. Время за нами, время перед нами, а при нас его нет. Или все-таки есть? «Таки, наверное, да», – как сказали бы мои одесские друзья. Как, впрочем, есть и всегда будет попытка заглянуть в завтрашний день.

 

Разрубить узел

«Покрепче, парень, вяжи узлы» – есть такая песенка про моря, паруса и узлы. Очень душевная песенка и в тоже время ее главный узловой лейтмотив, весьма актуален для успеха в любом деле. Весьма сложное искусство правильно и быстро в нужное время и в нужном месте сотворить нужный узел. Но часто еще более важно так завязать узел, чтоб потом можно было его легко и быстро развязать.

 

Узлов в украинской действительности хватает. Такое иногда даже впечатление, что наша жизнь опутана их сетью. Советская власть в свое время изрядно потрудилась над этими узелками, соседи тоже (кто с якобы благими намерениями, кто с явно корыстными) преуспели в создании узлов, превратившихся в удавки, да и сами украинцы обложили себя памятными узелками, которые со временем оказались путами, мешающими быстро, без устали шагать. У Григория Сковороды есть притча об отшельнике, который проводил свой досуг в завязывании и развязывании узлов. Вечером завязывал, а утром на свежую голову развязывал. Все у него получалось, тихо, мирно, ладненько. У нас так не получается. Однако многие из узлов оказались настолько крепки, настолько хитро сплетены «попередниками» (так в Украине называют предшественников, на которых принято списывать все грехи), что развязать их никак не получается.

 

Время завязывать узлы и время их развязывать. Это в идеале. Впрочем, мы живем в непредсказуемом, быстроменяющемся мире. Часто случается так, что обстоятельства не позволяют разрешить мирно их запутанное сплетение, «с толком, чувством, расстановкой» освободить все кончики узлов. На это часто просто нет времени. Но без него ведь тоже нельзя. Просто на смену одному времени приходит другое. Время разрубывать узлы.

 

Оракул повелел фригийцам избрать царем того, кто первым встретится им с телегой на пути к храму Зевса. Этим первым встречным стал простой землепашец Гордий. Благодарный Гордий уcтановил телегу в храме Зевса и привязал ее чрезвычайно запутанным узлом. По предсказанию того же оракула, тот, кто распутает узел, станет властителем всей Азии. Александр Македонский, не мудрствуя лукаво, рассек Гордиев узел мечом.

 

Кого же нам призвать на помощь? Кто придет к нам с мечом, который разрубит украинский узел? Откуда? Из Грузии? Македонии? Прибалтийских или рейнских берегов? На днепровской набережной в моем родном Запорожье установлен памятник Святославу. Витязь (по преданию, погиб в районе днепровских порогов) стоит на гранитном пьедестале, высоко подняв обоюдоострый меч. Однажды газеты облетела сенсация: якобы на днепровском дне вблизи острова Хортицы найден меч, который мог принадлежать знаменитому чубатому предку. Древнее оружие, конечно, изрядно притупилось, покрылось ржавчиной. Но если его почистить, заострить, то вполне сгодиться в деле. Наши предки понимали толк и в булатной стали, и в искусстве разрубывания ею узлов.

 

Две гордыни

Однажды тихим солнечным утром я плыл на лодке по плавневой протоке. Плыл и любовался дивными зелеными берегами. Не меньшее удивление вызывали и их отражения в воде. Они как бы другой параллельный мир. Камышинка, выгнувшись дугой, коснулась воды и отразилась в ней такой же дугой – круг замкнулся. В центре кольца на черном набухшем обломке коряги расположилась лягушка. В ее облике, несомненно, была гордость и за эту воду, и за безмятежное утро, но просматривалась и самонадеянность, и гордыня. Я подплыл ближе, но лягушка не обращала на меня внимания – сидела важная и надутая, будто именно под ней находится «пуп» земли. В какой-то момент мне увиделось в этой двоякодышущей амфибии моя Украина.

 

Гордость и гордыня. Вроде бы слова однокоренные. Но смысл разный. Даже, пожалуй, противоположный. В каждом из украинцев, по словам одного автора, есть частица Григория Сковороды, Байды, Гонты, Зализняка. Украина горда своим прошлым. И там действительно есть чему гордиться. Но в то же время, когда героизм этого прошлого подминает реалии сегодняшнего дня, возводится в некий вневременной абсолют, он превращается в гордыню. Можно скромно, терпеливо и кропотливо преподносить себя миру, ценить и оберегать все, что тебе дорого и свято. Это гордость. Благое праведное дело. Каждый кулик, понятное дело, хвалит свое болото. Но если заявляет об этом крикливо, трубит спесиво на весь мир, упрямо и высокомерно считая свою болотинку самой грязной и мокрой, то это уже – гордыня. Тяжкий грех.

 

Народное название калины в Украине – «гордовина». Полезная и красивая ягода является украшением, гордостью пустынного зимнего сада. Но иногда ее яркость бьет в глаза, налитые соком гроздья, что свисают с голых ветвей, выглядят чванливо и заносчиво. Гордость и гордыня, наверное, присущи всем. У одних больше (или меньше) первого, у других меньше (или больше) второго. От дозы и меры гордости и гордыни в конкретных особах зависит и добрососедство, и мир. Тоже самое относится и к государствам. Мне кажется, в наших славянских пределах сегодня не столько гордость, сколько гордыня правит бал. Кого только из предков не призывает на помощь Украина, чтоб утвердить свою значимость и даже крутость. Даже до ариев добрались. Это не значит, что пращурами, которые бесспорно являются «творцами морали и бессознательными двигателями поведения» народа, не нужно гордиться. Не стоит только их хвалу превращать в восхваление собственных комплексов и фобий, творить из них кумиров, сажать на мировой престол святости и совершенства. Россия подкармливает свою гордыню мифами об «истинности» православия, мессианстве «русского мира». Символ государства – два гордых орла. Только почему-то грозные птицы горделиво смотрят в разные стороны.

 

У Владимира Маяковского есть стихотворение, которое называется «Долг Украине». Заканчивается оно такими строками: «Трудно людей в одно истолочь, собой кичись не очень. Знаете ли вы, что такое украинская ночь? Нет, вы не знаете украинской ночи». Речь, понятно, о россиянах и их долге перед Украиной.

 

Недавно, избавляясь от лишних бумаг, случайно наткнулся на письмо сына дедушке, то есть моему отцу. По его просьбе сын (он тогда был студентом) описал свое путешествие по Европе. После описания красот и достопримечательностей сын выдал следующее: «Если человек считает себя лучшим, то пусть не думает, что нет еще лучшего». Может, согласимся с тем, что наши сегодняшние проблемы лучше всего завтра решат наши дети?

 

Когда я возвращался назад, солнце поднялось и отражения исчезли. И лягушки уже не было на прежнем месте. Где-то на дне затаилась, наверное. Как себя, интересно, она там в темноте и холоде чувствует?

 

 

Владимир СУПРУНЕНКО, фото автора

 

Источник Позиция