Реєстрація    Увійти
Авторизація

Знать свое место

Категорія: Позиція » Статті » Колонка редактора
Знать свое место Современные аспекты цивилизационного противостояния, в которые тесным образом втянута и уже даже вмонтирована Украина, берут свое начало с конца 40-х – начала 50-х годов прошлого столетия. Тогда, после окончания Второй мировой войны США, получившие от ее итогов наибольшую выгоду, заявили свои претензии на мировое господство.
 

Американцы не принимали активного участия в той войне – в том плане, что на их территории она не велась. Это было единственное крупное государство, которое избежало такой участи. Экономика стран-участниц войны была в той или иной степени разрушена, и такая заявка от США выглядела вполне обоснованно. Американцы сразу обозначили, что именно их валюта – доллар должна стать монопольной денежной единицей, а вся мировая экономика быть заточена под нее. После Второй мировой войны часть золотого запаса СССР и Франции, весь запас Великобритании оказались в США, американцы производили до 50% мирового ВВП. В 1944 году в американском городе Бреттон-Вуде были подписаны соглашения, устанавливавшие, что доллар станет единственной мировой валютой.

 

С таким положением дел не согласился Сталин, вполне обоснованно считая свою страну главным победителем, стороной, вынесшей основные тяготы войны и имеющей не меньшее право голоса при организации обустройства послевоенного мира. Учитывая огромную территорию страны-победителя и сферы ее установившегося влияния – от Берлина до Дальнего Востока – такая позиция выглядела также вполне обоснованной.

 

В декабре 1945 г. происходит ратификация Бреттон-Вудских соглашений, но Сталин их не подписывает. А в промежутке между 1944 и декабрем 1945 г. американцы сбрасывают бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Советский Союз не внемлет этим предупреждениям. Тогда в марте 1946 г. Черчилль произносит свою речь в Фултоне, обозначавшую начало «холодной войны» и «железный занавес». И великое цивилизационное противостояние, уходящее корнями во тьму столетий, разгорелось с новой силой.

 

С самого начала американскими апологетами распространения своего влияния по всему миру рассматривались два подхода к организации Европы как форпоста борьбы с коммунизмом. И еще до окончания войны, за спиной союзника – СССР в 1944 году на Второй квебекской конференции Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт обсуждали «Программу предотвращения развязывания Германией третьей мировой войны», которая по-простому позже стала называться планом Моргентау – по имени тогдашнего министра финансов США, предложившего ее. Эта программа предполагала демилитаризацию и раздел Германии, а также превращение ее в аграрную страну с параллельным процессом ликвидации тяжелой промышленности и машиностроения.

 

Элементы этого плана действительно в дальнейшем были реализованы – ограничен импорт, банковская система децентрализована, был введен запрет на внешнюю торговлю и ограничено производство целого ряда промышленной продукции. Однако сделано это было точечно и лишь в угоду крупным компаниям англо-саксонского бизнеса, получившего вполне конкретные монопольные преференции на рынках Европы в целом. В отношении же Германии был применен в конечном итоге совершенно иной инструментарий – план Маршалла.

 

Автором и вдохновителем его стал другой американец – госсекретарь США Джордж К. Маршалл и назывался официально он «Программа восстановления Европы». (В последующем аналогичная программа была реализована для поднятия экономики Японии и Южной Кореи, так что никакого «азиатского чуда» там не произошло – авт.) По этому плану Великобритания получила $ 2,8 млрд, Франция $ 2,5 млрд, Германия и Италия по $1,3 млрд каждая. Общая сумма «маршалловой» помощи составила около $13 млрд. Обязательным условием для стран, получающих эту помощь, было выведение из состава их правительств коммунистов.

 

План Маршалла на многие десятилетия заложил фундамент влияния США на экономику стран-реципиентов. Снижение таможенных барьеров для американских товаров, возмещение не менее 20% полученной помощи стратегическим сырьем, запрет на торговлю со странами Варшавского договора, девальвация своей валюты и расчеты в американской валюте – вот основные условия ее реализации. Безусловно, положительным аспектом для европейцев, в том числе и в первую очередь для Германии, стало возрождение их промышленности и машиностроения. Однако влияние американцев на обустройство жизни в Европе и сегодня трудно переоценить.

 

Собственно, какое все это имеет отношение к современной Украине? Как ни странно, непосредственное. ПОЗИЦИЯ в одном из последних номеров уже упоминала о том, что высшие украинские чиновники уровня Степана Кубива рассуждают о предполагаемых (ими) миллиардах, которые Европа должна (!) выделить Украине для поднятия нашей экономики. В частности, с такой инициативой выступил сейм Литвы (здесь упустим комментарии о том, в каком состоянии находится экономика собственно самой этой страны). Важно, что наши нынешние кормчие, в частности Парубий и Гройсман, положительно оценили эти инициативы. Наш премьер назвал новую вариацию плана Маршалла для Украины «очень фундаментальным подходом» и выказал уверенность, что он «сможет обновить все сферы жизни Украины». Ну, видимо, человек знает, о чем говорит.

 

Мы же здесь не будем упоминать о воровстве, кумовстве и прочей коррупции, процветающей в зарослях нашего высшего политикума. Но ни одна европейская страна не даст денег государству, не способному провести самостоятельно реформы, с деградирующей экономикой и неконтролируемыми границами. Германия и Франция, основные выгодополучатели от американской помощи 40-х– 50-х годов прошлого века хорошо знают цену каждому центу. Да и не нужен новый центр влияния в кризисной Европе. Как говорится, не до жиру – быть бы живу. Дело здесь совсем в ином.

 

Изначально, с момента распада Советского Союза, к Украине американцами был применен и на протяжении вот уже более двух с половиной десятилетий реализуется выше упомянутый план Моргентау. По определению англо-саксами считается, что Россия не может состояться как великое государство без Украины. В частности, об этом неоднократно упоминал в своих высказываниях немецкий военачальник и мыслитель Отто фон Бисмарк, хорошо изучивший нашу страну. Американцы еще с начала 90-х прилагали все усилия для того, чтобы к власти в нашей стране пришла «пятая колонна*». Процесс активно пошел с организацией пленок Мельниченко, делом Гонгадзе и дискредитацией второго президента Украины Леонида Кучмы. Ну, а организация майданов позднее стала делом техники. Ставка делалась именно на молодое поколение, не помнящее и не изучающее историю, не отягощенное понятиями совести и морали. На прагматичных, бесчестных и необразованных, на обиженных предыдущей властью. Так что не в оголтелом национализме дело – он стал лишь острием наконечника. Об этом можно говорить бесконечно долго, но здесь стоит ограничиться лишь констатацией факта.

 

Так что в перспективе Украине, к большому сожалению, уготована судьба аграрной и раздробленной страны (последним аспектом вплотную занимаются наши польские, венгерские и румынские товарищи). Под бдительным оком наших заокеанских партнеров приводятся к «стандартам мирового образца» системы здравоохранения, образования и пенсионного обеспечения, социальной сферы. Со всеми удобствами организован безвиз – наиболее энергичные, молодые и перспективные кадры в ускоренном темпе покидают страну. Несомненно, они реализуют себя в европах в разных ипостасях. А в недалеком будущем, после неизбежной отмены моратория на продажу земли, наши черноземные просторы по дешевке скупят мировые латифундисты. И уже совсем скоро мы вмонтируемся в мировую систему как великая аграрная страна. И подтверждением тому есть статистика: по предварительным данным Госстата, падение промышленного производства в Украине в 2017 г. составит 16%, а агросектора лишь 2,5%. Так что последний проживет примерно в 6 раз дольше. Поэтому перспектива у нас действительно есть.

 

*Пя́тая коло́нна – наименование агентуры генерала Франко, действовавшей в Испанской Республике во время Гражданской войны в Испании 1936–1939 гг.

 

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ


 

Источник Позиция