Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » СЛЕД ПЕРВОАПОСТОЛА НА СЕВЕРЕ РУСИ

СЛЕД ПЕРВОАПОСТОЛА НА СЕВЕРЕ РУСИ

Категорія: Позиція » Статті » Культура
СЛЕД ПЕРВОАПОСТОЛА НА СЕВЕРЕ РУСИ Как гласит средневековое предание, свою проповедь Воскресшего Спасителя в пределах будущей Руси апостол Андрей начал в Херсонесе Таврическом, а завершил на острове Валамо (Валаам), который в ту пору слыл одним из сакральных центров праславянского и финского язычества.
 

Сведения о том, что, пройдя Днепр и Волхов, проповедник Благовестия вошел «в бурные и вращающиеся воды озера Нево (Ладоги – авт.)», и «воздвиг на горах Валаамских каменный крест», содержатся в «Слове о посещении Руси Андреем Первозванным», которое является частью «Степенной книги» (1560–1563). Память об этом посещении свято хранит братия Спасо-Преображенского мужского ставропигиального монастыря, расположенного на островах Валаамского архипелага.

 

Принято считать, что апостол Андрей со своими спутниками сошел на берег в районе бухты, называемой Большой Никоновской – предположительно там, где сейчас главная монастырская пристань. Затем первый из учеников Христовых поднялся на поросшую диким лесом гору, именуемую теперь Сионской. После того, как всехвальный Андрей разрушил языческие капища (возможно, Перуна и Велеса), он воздвиг на вершине горы свой апостольский жезл (по другой версии – крест).

 

В 1847 году на этом месте была поставлена деревянная часовня во имя апостола Андрея. Через 4 года рядом с ней возвели маяк с большим белым крестом. Многие десятилетия крест служил ориентиром при подходе судов к архипелагу.

 

В 1902 году на месте часовни был заложен, а в 1906 году освящен двухъярусный храм Воскресенского скита. Эта видная издалека церковь поныне заменяет собою маяк. «По замыслу архитектора, храмы скита – верхний Воскресения Господня и нижний апостола Андрея Первозванного – создавались по контрасту друг с другом. Верхний храм по своему внутреннему облику соответствует празднику Пасхи: он светел и торжественен. Нижний храм, напротив, всегда сумрачен (дневной свет едва проникает в него через 6 маленьких окон, а низкий потолок как бы сдавливает пространство), полон печали о Господе униженном и распятом. После войны он, как и все остальные скиты обители, пришел в запустение (в 1960–1970 годах в здешних жилых и хозяйственных корпусах располагалась турбаза, а в верхнем храме – концертно-танцевальный зал).

 

Возрождение скита началось в 2003 году, после того как из Афонcкого Свято-Пантелеимонова монастыря на Валаам прибыли святые мощи Андрея Первозванного. «Хранимая в дорогом ковчежце стопа св. апостола, просветителя скифских и славянских народов, спустя почти 2000 лет вновь ступила на эту землю».

 

Не будет преувеличением сказать, что Андреевский храм Воскресенского скита является уникальным. В глубине по центру храма находится Кувуклия – часовня Гроба Господня. Она обозначает место погребения Христова. Справа от нее – небольшой мраморный иконостас и открытый, по греческим канонам, алтарь. Слева от Кувуклии – камень помазания, на котором праведный Иосиф и Никодим помазывали Пречистое Тело Спасителя. Низкий проход ведет в Притвор Ангела, где находится камень, будто отнятый Ангелом от Гроба Спасителя. В этот камень встроена подлинная частица камня из Иерусалима. В боковых стенах Притвора имеются овальные отверстия – точно такие же, как и в Иерусалимской Кувуклии. Их назначение связано с нисхождением Благодатного Огня. Иногда Господь управляет так, что паломники сподобляются быть помазанными здесь священным елеем.

 

Несколько лет назад, накануне дня общецерковного поминовения преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию открытия и освятил памятник св. всехвальному апостолу Андрею Первозванному. Предстоятель подчеркнул, что «святой апостол Андрей соединил юг и север того огромного пространства, которое позже стало Святой Русью. Он прозрел, что именно на этой земле будет ярко светить свет Христов, и так оно и произошло».

 

Бронзовый монумент высотой 4 метра на мраморном постаменте работы скульптора Андрея Клыкова установлен на здешней горе Фавор. Пешеходные дорожки, ведущие к монументу, образуют в плане косой Андреевский крест. Существенный вклад в создание этого произведения высокого сакрального искусства внес президент всемирно известного авиадвигателестроительного предприятия АО «МОТОР СИЧ» (г. Запорожье), Герой Украины, народный депутат Вячеслав Богуслаев.

 

При деятельном участии Вячеслава Александровича создан, установлен возле южной стены Спасо-Преображенского собора и освящен скульптурный образ Валаамской иконы Божией Матери с Младенцем Иисусом на руках, воспроизводящий одноименную чудотворную икону. Точно такая же композиция 25 июля 2012 года была торжественно освящена на территории Свято-Андреевского кафедрального собора в Запорожье, построенного по инициативе и под неустанным попечением Вячеслава Богуслаева.

 

…На ранней заре сквозь шлепки тяжелых волн слышишь отдаленный перезвон. Это подает голос главный колокол обители, нареченный в честь Андрея Первозванного. Но не тот 1000-пудовый красавец, отлитый в 1873 году, а его максимально точная копия (подлинник был разрушен во время войны). Собственно, и весь нынешний Северный Афон, как именуют Валаам, является как бы копией былого, утраченного навсегда. Ну да не беда: с Божьей помощью, молитвами ко Пречистой Его Матери, святому всехвальному апостолу Андрею Первозванному, преподобным Сергию и Герману Валаамским, всем святым, в земле нашей просиявшим – уже понемногу воскресает Родина, одним из зримых свидетельств чему – обретение частью нашего народа веры во Христа, равновеликое Крещению Руси князем Владимиром, памятник которому открыт на Валааме 10 июля 2017 года.

 

Сергей ГРИГОРЬЕВ, фото автора

 

Источник Позиция