Реєстрація    Увійти
Авторизація

Незнайки на Луне

Категорія: Позиція » Статті » Колонка редактора

Незнайки на ЛунеУ нас в стране стартовал новый учебный сезон. Ежегодной характерной приметой этого первого Дня знаний стал первый звонок и все праздничные и учебные мероприятия начала нового образовательного цикла. И для украинской начальной школы этот день стал действительно кое-чем особенным.

 

В рамках «Нової української школи», старт которой задекларировало Министерство образования, первый день ученого года прошел во всех школах нашей страны по-разному. Теперь каждая школа – будь-то в центре столицы, в промышленном центре Запорожья или в далеком закарпатском селе могла организовать свое условное 1 сентября по-своему, исходя практически из взглядов на этот процесс директора учебного заведения. Рекомендация министерства только одна – уйти от заорганизованности, не нужны традиционные линейки с дежурными речами педагогов и гостей. Рекомендованы флеш-мобы, конкурсы рисунков на асфальте (!), мотивационные тренинги и квесты (все знают, что это такое?), интерактивные игры, круглые столы etc. В рамках нашего затянувшегося похода в Европу эти рекомендации в соответствии с установками европейских коллег украинского Минпросвещения выглядят особенно современно и актуально.

 

И все бы это было хорошо, если бы менталитет среднестатистического жителя нашей необъятной страны составляла мозаичная культура. Беда в том, что понимание учебного процесса и организации образования у нас в стране несколько иное. Та классическая, традиционная школа, из которой выросли целые поколения современных жителей Украины, предполагает товарищество и взаимовыручку, общность интересов, системность и последовательность в процессе получения знаний. 1 сентября с его традиционной линейкой, душевными обращениями педагогов и приходом шефов с подарками, как будто бы скучными напутственными речами обозначают общность интересов и единение учеников всех поколений. Традиционный общий День знаний, проходящий в каждой школе, в целом должен сам по себе давать ощущение единства народа. Задача школы, кроме получения знаний учениками, еще и «наставлять на путь».

 

 Какую воспитательную нагрузку сегодня несут привносящиеся в традиционную школу флеш-мобы и квесты, да еще данные на откуп директорам школ? Мало того, рекомендовано было проводить, например, для 5–8 классов флеш-моб, 1, 9–11 классам квест, 2–4 классам музыкальный калейдоскоп. Этот пример взят просто из плана проведения Дня знаний одной из школ нашего города. Кто, какими критериями, на основании какого опыта руководствовался, составляя такой разнобой?

 

Для многих поколений моих современников школа всегда ассоциировалась с понятием душевного труда. Именно здесь человек приобретал фундаментальные знания, усваивал ценности, присущие его народу. Молодого человека понуждали это делать педагоги, учителя. Помните, в стихотворении Николая Заболоцкого есть такие слова:

 

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

 

К каким душевным усилиям юношей и девушек нашей страны призывает и понуждает новая украинская школа? Все отдается на откуп на места, но – наказывать не рекомендуется – это насилие над личностью; красным исправлять ошибки нельзя – травмирует хрупкую детскую душу; продленку можно не организовывать – денег на оплату нет. Зато при таком «напряженном» режиме наши чада могут лоботрясничать в новых школах до 19 лет! Учитесь и рожайте детей на здоровье одновременно.

 

В приснопамятное уже советское время на стенах кабинетов по военке в школах и учебных классах в армии висел лозунг: «Не умеешь – научим, не можешь – поможем, не хочешь – заставим». Каким притеснением свободы тогда казалась последняя ее часть! Наверняка сегодня многие родители мечтали бы о том, чтобы их чад заставили трудиться, в том числе и душевно. К большому сожалению, новые подходы в образовании в начальной школе таких оснований для надежд не дают.

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ

 

Источник Позиция