Реєстрація    Увійти
Авторизація

Точка бифуркации

Категорія: Позиція » Статті » Колонка редактора
Точка бифуркации В период брожения и распада смысл недавнего прошлого проясняется, потому что еще нет равнодушия будущего, но уже рухнула аргументация вчерашнего дня и ложь резко отличается от правды. Надо подводить итоги, когда эпоха, созревшая в недрах прошлого и не имеющая будущего, полностью исчерпана, а новая еще не началась. Этот момент почти всегда упускается, и люди идут в будущее, не осознав прошлого.

 

Надежда Мандельштам

 

Сразу отмечу, что название статьи напрямую связано с эпиграфом. Есть такое понятие - точка бифуркации, оно характерно и для исторических аспектов - наверное, в первую очередь и для осознания нравственных критериев, и для экономики. Да, собственно, для очень многих сфер нашей жизни. Попросту говоря, это когда на основе уже пройденного пути выбирается направление, диаметрально противоположное возможному иному. Это не когда иного пути нет, а когда происходит осознанный его выбор, и некого будет обвинять в будущем за возможную ошибку. Вот в такой ситуации сегодня, очень возможно, находится Украина.

 

 

Особый смысл слов Надежды Мандельштам для нас заключается в двух последних строчках эпиграфа – «люди идут в будущее, не осознав прошлого». Осознаем ли мы сегодня, что произошло с нами за последние десять лет, как изменилось сознание многих из нас и куда оно нас ведет? Осознать и понять это могут далеко не все даже из тех, кто пытается мыслить и понимать окружающую действительность.

 

 

Это печально, но утешает тот факт, что мир – это понятие не количественное, а качественное, и изменяет его активное меньшинство. И если уже в ближайшее время критическая масса (все же не будем забывать и о количестве) этого меньшинства качнет общественное сознание (и, соответственно, мнение) в конструктивную сторону, наша страна не скатится на уровень банановых республик, и удержится все же в лоне приличной цивилизации. Но может ли точка бифуркации быть пройдена в позитивном направлении? Есть ли у Украины сегодняшнего дня шанс на это?

 

 

 

Между плохим и худшим

Что, собственно говоря, следует понимать под этой самой загадочной точкой? Здесь все просто – это выборный цикл 2019 года. И выборы президента, и народных радетелей покажут, куда движется страна. В этом ряду первые из них будут играть если не решающую, то определяющую роль. Ведь, во-первых, мы все же в большинстве своем сторонники, мягко говоря, единоначалия, а понятие выборного органа у нас ассоциируется с размытостью власти и безответственностью. А во-вторых, избранный президент – кто бы им ни был – будет напрямую влиять на выборы нового состава ВР. Ну, так уж устроена наша власть.

 

Беда нынешнего предстоящего «свободного выбора» заключается еще и в том, что выбирать можно только между плохим и худшим. По сути, у нас на политической арене присутствуют партии только правого спектра, и позиционирование любой политической структуры даже как центристской выглядит как предательство национальных интересов. Не говоря уже о разного рода социалистических структурах, которые еще и сами по себе дискредитированы эрзац-политическими фигурами, делегированными туда действующей властью. Для, собственно, этой самой дискредитации. Так что упомянутая выше точка бифуркации у нас находится, как это ни печально и противоестественно, внутри правого политического спектра.

Это не плохо и не хорошо, просто такова мировая тенденция. И слово «печально» употребляю лишь с точки зрения узости спектра политического выбора. В цивилизованном мире левацкая идея присутствует, но умело купируется политтехнологическими приемами тамошнего политического бомонда. С точки зрения сохранения стабильности общества капиталистического типа это правильно, ибо крайний социализм приводит к социальным взрывам. Вместе с тем, идею социальной справедливости капитализм решить не может, но это уже другая история.

 

Фантастический вариант

Теперь вернемся к разговору об украинском выборе между плохим и худшим. С одной стороны, это присутствие в речах целого ряда политиков лозунгов о войне до победного конца и проявление крайнего ура-шовинизма. С далеко неочевидным механизмом реализации всего этого. У других – констатация якобы правильного курса страны, уверенность в завтрашнем дне путем реализации запущенных реформ и вхождение в конечном итоге в дружную и плотную семью НАТО и ЕС. Ну, это естественно, в соответствии с их взятыми на вооружение на пути к завоеванию власти взглядами. И вот обывателю в текущем году придется определяться, по какому из предложенных путей следовать. Это и есть наша украинская точка бифуркации.

Кто-то может возразить, что есть еще у нас партии, в корне названия которых присутствует понятие «оппозиция». Однако даже при поверхностном рассмотрении очевидно, что содержат и направляют их крупные промышленные и коммерческие структуры, плотно встроенные в мировую капиталистическую конструкцию. А там система сдержек и противовесов давно определена и вполне комфортно коррелируется с позицией присутствующей власти. Так что революционные порывы и коренные изменения по части установления социальной справедливости – это совсем не их удел. Какие бы благообразные личности этот политический спектр ни представляли.

 

В этой практически патовой для здравого смысла развития ситуации в Украине есть все же один положительный момент. В период кризисов могут появляться такие модальные типы личностей, которые предложат тот конструктивный путь, в который поверит критическая масса населения страны. И так как сегодня остальному миру уже особо не до нас, Украина получит шанс избежать катастрофы. Хотя, по большому счету, этот вариант все же из области научной фантастики.

 

 

Самоедство капитализма

Тем более что мир меняется, и та сложившаяся мировая капиталистическая система, которую мы еще совсем недавно – ну, во всяком случае, до «независимых» времен считали стабильной и вечной, очень сильно деформирована. Не зря сегодня многие из нас слышали такие понятия, как неолиберализм и постиндустриальное общество. И мне доводилось писать на тему того, что капитализм есть экстенсивная система и расширяться ему уже практически некуда. Украина сегодня одна из очень немногих площадок, которую он успешно осваивает. Однако наш рынок сбыта оказался совсем невелик, рабочие руки нашего обывателя не так дешевы, как китайские или вьетнамские, а производить новые урожаи зерновых на украинских плодородных землях не совсем понятно, зачем.

 

Мировой-то рынок сбыта в целом скукожился. Но скукожился не потому, что потребителей стало меньше – нет, их примерно столько же, плюс еще за счет постсоветских стран некоторое расширение происходит. Просто капитализм не может существовать без расширения, и производство все большего числа товаров вызывает их переизбыток. Капитализм сам себя пожирает. Поэтому трансформация мировой капиталистической системы практически неизбежна. Здесь и возникает вопрос: каким он будет, этот новый мир, и куда встраиваться мы с вами собираемся? Но об этом – в следующих публикациях.

 

 

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ

 

Источник Позиция