Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Интересы ребенка – основной социальный приоритет

Интересы ребенка – основной социальный приоритет

Категорія: Суспільство, Культура
Интересы ребенка – основной социальный приоритет Социальная сфера всегда являлась одной из основ общества любого государства, так как именно от нее зависит благосостояние, качество жизни и развитие этого самого общества. Возможно, поэтому развитые страны и называются таковыми, потому что благодаря налаженной в них социальной политике, права человека там соблюдаются и обеспечиваются все необходимые потребности. Какое место по приоритетности занимает в Украине социальная составляющая?
 

ПОЗИЦИЯ обратилась к директору Запорожского областного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Оксане Поникаровой, чтобы узнать, как сегодня обстоят дела в этой значимой сфере.

 

– Оксана Андреевна, расскажите, с какой категорией людей вы работаете?

– Социальная служба для семьи, детей и молодежи в Украине действует уже более двадцати пяти лет. За это время в каждом регионе создана система областных центров. Наша работа достаточно важная, так как мы имеем дело с социально-неблагополучной категорией людей. В основном это семьи, находящиеся в сложных жизненных обстоятельствах.

 

– Что означает термин «сложные жизненные обстоятельства»? По большому счету в такой ситуации может оказаться любой человек.

– Да, я с вами согласна. Сложные жизненные обстоятельства – это ситуация, нарушающая естественную жизнедеятельность семьи или отдельного человека, а самостоятельно ее преодолеть нет возможности. В большей степени в такие рамки попадают многодетные семьи, одинокие мамы и другие категории людей – здесь, конечно, важен индивидуальный подход.

Сюда могут входить и безответственные родители, недостаточно уделяющие внимание своему ребенку или не занимающиеся его воспитанием. Имеют место быть случаи насилия в семье и т.д. Также родители, имеющие инвалидные категории и по этой причине не имеющие возможности воспитывать детей, или, наоборот, когда дети являются инвалидами. В нынешней сложившейся военно-конфликтной ситуации в стране, в число таких людей попадают внутренне перемещенные лица, столкнувшиеся с проблемой обустройства своей жизни практически с нуля. Перед ними стоят задачи: как устроить здесь своих детей в учебные заведения, найти работу, оформить нужные документы и т.п. И не всегда такие семьи могут это осуществить своими силами. Также помогаем семьям, члены которых являлись или являются участниками АТО.

 

– С какими сложностями сталкиваются сотрудники социального центра?

– Если говорить о процессе реформирования, то на местах элементарно не хватает профессионалов этой отрасли. Особенно это касается районов области, где сегодня образовываются громады. Много сил уходит на то, чтобы убедить тех же глав громад, что нужно находить средства и людей для осуществления социальной работы. Причем не просто найти кого-нибудь, а квалифицированных специалистов. Это сейчас достаточно большая проблема даже для областного центра, не говоря уж о сельской местности. Заработная плата соцработника оставляет желать лучшего, и не каждый согласится трудиться за такие деньги. Также одной из основных проблем нашей деятельности, не только в области, но и в Украине, является процесс выявления людей, попавших в сложные жизненные обстоятельства. Потому что сами о себе они редко заявляют, обращаются к нам за помощью в безвыходных ситуациях, а выявить их достаточно трудно.

 

– Как понять, что именно этот человек или семья нуждается в конкретной помощи?

– Нормативными актами прописано, что государственные службы, такие как органы полиции, образования, здравоохранения, служба по делам детей и т.д., если обладают информацией о существовании таких семей, то обязаны уведомить об этом нас. Или даже анонимно гражданин может позвонить к нам в центр и сделать соответствующее сообщение. В свою очередь мы уже реагируем на ситуацию. Как правило, наши специалисты выезжают по указанному адресу и занимаются оценкой ситуации, точнее – составляют акт оценки потребностей семьи. Если оказывается, что действительно та или иная семья нуждается в помощи, то мы ставим их на учет как «семьи, находящиеся в сложных жизненных обстоятельствах». Иными словами, такая работа называется социальным сопровождением семьи.

 

– На что вы делаете здесь особый упор?

В первую очередь мы стараемся соблюдать интересы ребенка. Наша основная задача состоит в том, чтобы ребенок развивался, получал необходимую заботу и воспитание в своей биологической семье, чтобы у него были и в дальнейшем перспективы для развития. Когда семья живет в неблагополучных условиях, то прежде всего от этого страдают дети. И если мы видим, что родители на протяжении длительного времени ничего не предпринимают для того, чтобы улучшить ситуацию, тогда мы уже пытаемся решить эту проблему другим путем. Нам приходится обращаться в службу по делам детей, где составляется протокол о невыполнении родителями их обязанностей, и тогда уже может стоять вопрос вплоть до лишения таких людей родительских прав, а ребенку подыскивается альтернативная семья.

 

– Как вы относитесь к такому понятию как деинституционализация, которая проводится государством в рамках социальной реформы в стране?

– Сегодня государство делает акцент на том, что ребенку некомфортно воспитываться в институциональных учреждениях: в приютах, интернатах и т.д. То есть в местах, где осуществляется коллективное воспитание, а не индивидуальное, где отсутствует понимание семейных ценностей и самой семьи. Там дети воспитываются согласно коллективной модели воспитания, а именно – живут на всем готовом. За них убирают, стирают, готовят им пищу и т.д. В таком случае ребенку не прививается осознание ответственности за свою жизнь и поведение. Поэтому институции – это неправильно, необходимо культивировать семейные формы воспитания. В связи с чем, государственные органы решили, что правильнее будет помещать детей не в центры реабилитации, а отдавать в приемные семьи или патронатные.

 

– В чем разница между такими семьями?

– Когда ребенок забирается из неблагополучной семьи, где родители не уделяют ему должного внимания, при этом не лишая родительских прав, то семья, куда попадает их чадо, называется патронатной. То бишь ребенка патронатным воспитателям отдают на ограниченное время – от трех до шести месяцев. За это время родители должны «исправиться». А задача патронатных воспитателей – всячески содействовать воссоединению временно разлученной семьи.

 

Нужно отметить, что в нынешних экономических условиях, в которых находится государство, найти таких добровольцев, которые бы согласились взять на себя ответственность за детей и стать патронатными родителями очень сложно, – говорит директор центра социальных служб. – Наряду с этим, остро стоит вопрос подготовки региональных тренеров, обучающих претендентов, желающих впоследствии стать патронатными родителями, а их зарплата оставляет желать лучшего. Не каждый специалист согласится за минимальную ставку выполнять такую серьезную работу, а государство пока не готово оплачивать этот труд достойным образом и финансировать эту сферу. Возможно, в том числе и по этой причине в социальном секторе мы имеем сегодня много неразрешенных вопросов, в то время как в приемные семьи попадают или сироты, или дети, родители которых лишены родительских прав. Такая форма воспитания и опеки приемных детей стала развиваться с 2017 года. На сегодняшний день в нашей области образована первая приемная семья и в этом году в нее уже помещен ребенок. Хочу подчеркнуть, что это очень сложный процесс подготовки таких родителей. Эти люди проходят длительный период обучения и подготовки. Им разъясняют, с чем придется столкнуться, что дети придут к ним особенные, из неблагополучных семей, но как бы там ни было, дети все равно зачастую продолжают любить своих родителей, несмотря ни на что.

 

Изъятие ребенка из родной семьи – всегда болезненный процесс, но государство решило, что он в таких условиях не может находиться, и поэтому изымает его. И чтобы это для него не было так психологически травматично, решили, что лучшей альтернативой может стать опекунская форма воспитания. При этом с детьми работают психологи, объясняя, что это все временно. И правда, надо сказать, что если биологическая семья этого ребенка идет на контакт с социальными службами и делает все возможное для изменения ситуации, впоследствии детей им возвращают. Если же нет, то дети остаются в патронатной семье. Вместе с тем такие семьи получают от государства материальную помощь за их воспитание, и на каждого ребенка выделяется определенная сумма на его содержание. Такая форма опеки действительно намного экономнее обходится государству, чем выделение огромных средств на содержание интернатных учреждений, поэтому эффективнее направлять их в патронатную семью.

 

– Есть ли проблема с детьми-отказниками на уровне перинатальных центров?

– По Запорожской области в 2018 году зафиксировано 26 случаев социального сиротства: эти мамы по факту оставили своих детей в роддомах. На государственном уровне предпринимаются шаги для решения этого вопроса. От лица Министерства соцполитики и Минздрава между центрами социальных служб и медицинскими учреждениями заключаются договора, согласно которым сотрудники перинатальных центров или роддомов в обязательном порядке обязуются уведомлять соцработников о случаях отказа.

 

Прежде всего мы проводим работу с медперсоналом, как необходимо себя вести в подобных ситуациях и выявлять потенциальных отказных мам. Например, женщина лежит на сохранении, а ее никто не навещает, или она плохо ухаживает за собой, или курит. Критериев может быть много, и если сотрудники роддома замечают странное поведение беременной женщины, они сообщают об этом нам. Наш специалист выезжает непосредственно на место и уже разбирается в ситуации подробнее, общаясь с такой мамой и выясняя причины ее поведения.

 

– Какая, на ваш взгляд, главная причина отказа от новорожденного ребенка?

– Основным фактором в большей степени служит нежелательная беременность, когда молоденькие мамы, совсем не приспособленные к жизненным трудностям, рожают детей, а после – не знают, что с ними делать. При этом отец ребенка неизвестен. Случаев беременности несовершеннолетних мам становится все больше. Для подобных инцидентов государство предусмотрело выход из ситуации в виде создания центров матери и ребенка, где помогают беременным девушкам стать настоящими мамами для их будущего ребенка. В Запорожской области такой центр есть в Бердянске. Но одного этого ведомства для области катастрофически недостаточно. Плюс ко всему не каждой женщине, живущей на другом конце региона, удобно ехать в Бердянск.

 

В заключение отметим, что сиротство или отсутствие родительской опеки – большая трагедия для ребенка. Ведь именно благодаря материнской и отцовской заботе малыш ощущает необходимую первую любовь, которую проносит в дальнейшем через всю свою осознанную жизнь.

 

Алексей ВЛАСОВ