Постановление Кабинета Министров Украины №856 от 15.11.2017
г. Предусматривала осуществление первой регистрации тракторов, прицепов,
полуприцепов, разбрасывателей удобрений и другой прицепной сельскохозяйственной
техники на основе сертификатов утверждения типа, оформленных в соответствии с
требованиями Технического регламента.
Право оформлять указанные сертификаты было предоставлено
двум учреждениям: государственному предприятию «Научно-технический центр
сертификации «АГРОСЕПРО» Национальной академии аграрных наук Украины (ГП «НТЦ
«АГРОСЕПРО» НААН) и государственному предприятию «Украинский государственный
центр по испытанию и прогнозированию техники и технологий для
сельскохозяйственного производства (ГП «УкрЦИТ»), который подчинен
Министерству аграрной политики и продовольствия Украины.
Накануне внесения изменений в порядке ведомственной
регистрации сельскохозяйственной техники многие участники рынка сомневались в
целесообразности внедрения Постановления КМУ в период весенне-полевых работ -
времени наибольшей загруженности поставщиков техники. Так, ассоциация «Украинский
клуб аграрного бизнеса» (УКАБ) в письме к заместителю министра агрополитики по
вопросам европейской интеграции Ольги Трофимцовой отмечала, что такая срочная
необходимость получения сертификата утверждения типа может привести к тому, что
компании-поставщики не смогут оперативно передать технику клиентам и может
произойти срыв весенне-полевых работ, ведь процедура получения такого
сертификата является сложной и долговременной.
Начало марта 2018 показало полную несостоятельность и
неподготовленность ГП «УкрЦИТ», которое, будучи профильным предприятием
Минагрополитики, должно было взять на себя основное бремя по реализации
положений Постановления КМУ No856 от 15.11.2017 г. В части предоставления
сертификатов утверждения типа на сельскохозяйственную технику накануне
весенне-полевых работ. Так, в течение января-мая прошлого года, именно в период
наибольшей активности на рынке тракторной техники, ГП «УкрЦИТ» смогло
удовлетворить лишь 19% потребностей рынка. Практически весь груз по внедрению
Постановления КМУ No856 от 15.11.2017 г. и ответственность за недопущение
коллапса на рынке техники взяли на себя ГП «АГРОСЕПРО» НААН,
Госпродпотребслужба и отдел «Международной интеграции в сфере технического
регулирования, санитарных и фитосанитарных мер в АПК» Минагрополитики.
Результатом их совместных усилий стало создание оперативной
системы первичной регистрации сельскохозяйственной техники. В частности, время
на прохождение всех процедур, связанных с получением сертификата утверждения
типа на единичные образцы или партии продукции, и ее ведомственную регистрацию
составляло лишь несколько дней. Крупнейшие производители и поставщики
сельскохозяйственной техники на украинском рынке смогли в кратчайшие сроки
получить сертификаты утверждения типа на серийное производство и теперь в
течение 5 лет сами могут выдавать потребителям сертификаты соответствия
утвержденному типу на свою продукцию.
Кстати, стоит отметить, что за последние 5 лет спрос на
всевозможную сельскохозяйственную технику в Украине вырос чуть ли не в 2 раза.
Комментируя ситуацию эксперты отмечают,
что отечественные аграрии буквально разметают тракторы, селки, сенозаготовительную технику, разбрасыватели удобрений,
землеобрабатывающую технику и пр.
Сейчас мы можем уверенно утверждать, что Минагрополитики
удалось в кратчайшие сроки, не навредив рынку сельскохозяйственной техники,
перестроить систему регистрации с постсоветских рельсов на европейские!
Внедрение Технического регламента заставило отечественных
производителей начать приближать свое производство к европейскому уровню. Кроме
того, практическое применение Технического регламента выявило и ряд его слабых
сторон, скажем, таких, как ограниченный срок действия сертификата утверждения
типа на серийное производство, отсутствие процедур для единичных образцов и
партий техники.
Учитывая планы Минагрополитики на 2019 год, есть уверенность, что изменения,
которые произошли 2018 года, это только начало. Так, в планах профильного
министерства на 2019-й год- корректировка действующего технического регламента
для устранения его недостатков, выявленных в прошлом году, и принятие нового
технического регламента, разработанного на основе Регламента ЕС 167/2013,
который максимально приблизит отечественные процедуры утверждения типа к
европейским.
Применение процедур утверждения такого типа, максимально
гармонизированных с аналогами ЕС, без применения системы периодического
мониторинга состояния техники после прохождения указанных процедур является
пустой тратой средств сельхозпроизводителей. Имеется в виду необходимость введения технического осмотра для
сельскохозяйственной техники вроде автомобильного технического контроля.
Зачем испытывать технику при первичной регистрации, если
потом не отслеживаем ее техническое состояние ?!
По теме: