Реєстрація    Увійти
Авторизація

Кому чего мало

Категорія: Позиція » Статті » Колонка редактора
Кому чего мало Еще раз поразмышлять об организации современной украинской власти на местах, а говоря модным теперешним сленгом – самоуправлении, меня побудил разговор с одним из руководителей вновь образованных громад. Собственно говоря, ОТГ – это неофициальное название того, что образуется в результате территориально-административной реформы, но в обиходе оно прижилось и стало расхожим.
 

Так вот, наша редакция уже на протяжении нескольких лет практикует выезды в глубинку области для освещения тамошних агропромышленных, управленческих, социальных вопросов. Безусловно, отталкиваемся прежде всего от вновь образуемых, как предполагается самостоятельных формирований – громад. И вот при подготовке очередной публикации руководитель такой громады стал настойчиво требовать, чтобы в публикации были обязательно расставлены акценты на том, что достижения данной громады есть итог усилий той провластной политической силы, которую он представляет. Заметьте, положительные изменения происходят не в результате деятельности новой власти на данной территории, что предполагается в результате территориально-административной реформы, а партийной структуры, входящей в провластную верхушку. В чем же тогда смысл реформы, если управляющая и направляющая сила осталась, как и 25, и 40 лет назад, наверху?

 

Механизмы этого управления просты до незамысловатости. Да, часть налогов отдали для использования на местах, но наиболее действенные механизмы и жирные куски по-прежнему централизованы. А послушание новых руководителей громад определяется с помощью целевых субсидий центрального бюджета, выделяемых (или не выделяемых) на данную конкретную территорию. Если проводить «правильную» политику центра, определяемую провластной структурой, твой бюджет пополнят дополнительными ассигнованиями. Если же руководитель громады избирался, например, от конкурирующей партийной структуры или просто имеет свое мнение относительно вектора развития территории и целевого вложения денежных средств, то у него могут быть вполне определенные проблемы с наполнением бюджета. Местный бюджет не покрывается за счет средств, собираемых только на территории, и только деньги, выделяемые из центра, помогают громадам существовать и развиваться. Вот и кланяются руководители громад центру по поводу и без оного лишь по привычке. Как бы чего не вышло.

Цивилизованная демократия дает нам пример разделения власти по вертикали на государственную и местную.

 

Государственная занимается политикой, местное самоуправление решает хозяйственные, социальные вопросы на местах. Семь десятилетий ХХ века наши Советы разных уровней благополучно просуществовали лишь потому, что никогда реальной властью и не были. А были лишь декорацией при сильном партийно-государственном аппарате, создавали видимость народовластия. Пока существовала командно-административная система, все было хорошо – сверху спускались директивы, снизу шли рапорты об их выполнении. Фактически такая же практика существовала и примерно двадцать пять лет после обретения Украиной независимости. Всем было удобно: вверху привыкли командовать, внизу – подчиняться. Но пришла беда – вхождение в европейскую семью требует и подходов в организации власти, привычных этой семье. Иначе не примут. Но оказалось, что украинские власть имущие разделить власть не готовы – слишком мало ее останется, чтобы продолжать влиять на процессы. Не понимая того, что в системе капиталистического устройства прямая монополия невозможна. На Западе власть осуществляется более тонкими, манипулятивными методами, которым наши нынешние власть имущие учиться и не могут, и не хотят.

 

Очень точное название у тех этапов, происходящих сегодня в процессе реализации территориально-административной реформы на Украине – децентрализация. Действительно, часть власти регионам делегировали, но реально не отдали. Наряду с вновь образованными громадами (далеко не везде) существуют и отмирающие атавизмы – Советы, которые также по-прежнему финансируются из бюджета. Функции дублируются, работа не эффективна, но караван украинской власти все же куда-то идет. А еще есть районные администрации и мэры городов, которые также являются кусочками власти, по-прежнему замкнутой на центр.

 

Очевидно, в центре предполагалось, что к 2019 году выборов президента и ВР, структуризация власти на местах закончится. Однако процесс оказался нерезультативен, затянулся и сегодня уже не до реформирования местных Советов. И теперь власть входит в период избрания своих центральных органов, не имея четкого представления о том, как будет организована структура ее самой снизу доверху. Потому что следующие десять месяцев будут посвящены делению крупного властного пирога. Однако с какой организацией страны мы все войдем в 2020 год? Ясно одно – только не с европейскими подходами. А скорее с теми, которые ближе и роднее всем нам: там, где два казака, всегда три гетмана. Так что «вхождение» в европейскую семью пока откладывается.

 

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ

 

Источник Позиция