Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Виктория ЧЕРНИКОВА: «Нельзя мерить здоровье людей «экономическим эффектом»

Виктория ЧЕРНИКОВА: «Нельзя мерить здоровье людей «экономическим эффектом»

Категорія: Регіон, Здоров'я
Виктория ЧЕРНИКОВА: «Нельзя мерить здоровье людей «экономическим эффектом» Отношение жителей Запорожской области к нынешнему уровню медицины в регионе неоднозначное. Пожалуй, во многом оно зависит от того, насколько своевременную и квалифицированную помощь оказали каждому конкретному человеку. Но зато любое сокращение медицинского обслуживания воспринимаем ревностно.
 
Радикальные изменения могут коснуться и Запорожского областного клинического эндокринологического диспансера. Не так давно стало известно о том, что областное руководство рассматривает вариант с его реорганизацией: планируется создание отделения эндокринологии в составе областной больницы, которая находится на совместной с диспансером территории. В феврале с этим предложением в облсовет обратился департамент здравоохранения Запорожской ОГА. Якобы такое «рациональное предложение» позволит сэкономить для бюджета порядка 7 миллионов гривен в год.

А что будет, собственно, с медицинской стороной дела? ПОЗИЦИЯ обратилась к главному врачу областного клинического эндокринологического диспансера, главному эндокринологу Запорожской области Виктории Черниковой с просьбой разъяснить ситуацию и прокомментировать, что ожидает больных с эндокринной патологией в случае возможной реорганизации.
 
– Вплоть до февраля текущего года даже разговоров на эту тему никто не поднимал, – говорит Виктория Васильевна. – Наоборот, в 2018-м мы хотели сменить свое название на центр, потому что диспансеризация как таковая уже отменена. Но передумали, поскольку с 1 января 2020 года, согласно положениям медицинской реформы, на базе таких учреждений планируется создавать коммунальные некоммерческие предприятия (КНП). Словом, ничто не предвещало беды, и тут такая неожиданная «подножка».
 
Самое интересное, что диалог между департаментом здравоохранения и областным советом проходил без нашего участия – меня как руководителя в эти переговоры даже не посчитали нужным посвятить. И поскольку процесс уже был запущен, пришлось обращаться к депутатскому корпусу облсовета самой. Учитывая, что всестороннего обсуждения данного вопроса не было, депутатские комиссии притормозили решение о реорганизации.
 
– В чем конкретно состоит ее суть?
– Если коротко, департамент здравоохранения ОГА предлагает закрыть диспансер и организовать на базе областной больницы отделение на 30 койко-мест. Стационар нашего учреждения рассчитан на 65 пациентов в день, причем очередь в него, в зависимости от сезона, расписана иногда на две-три недели вперед. Мы бы и рады расшириться, но это невозможно – помещение у нас компактное. И все больные – «профильные», с декомпенсацией эндокринной патологии, других не принимаем.
 
Отмечу, что порядка 70–75% наших пациентов – жители районов области. В Бердянске и Мелитополе есть по 10–15 коек для таких больных, но все остальные едут к нам.
 
Ведь есть и такие районы, где эндокринологов не осталось вовсе! Там трудятся терапевты, исполняющие обязанности эндокринолога – хотя бы затем, чтобы вести отчет по пациентам, получающим инсулин. Недостаток специалистов связан с тем, что при переходе на семейную медицину произошел перекос – врачи стали стремиться туда, где можно больше заработать. А докторам узкой специализации зарплаты не подняли, более того – их же и сокращают в первую очередь.

– То есть загруженность эндокринологов с внедрением реформы только возрастает?
– Постоянно очень высокая загруженность койко-мест – 93–100%, а амбулаторно врачи обслуживают пациентов больше предусмотренной нормы. Наш диспансер, который с 2004 года имеет высшую аттестационную категорию, – это два стационарных отделения, поликлиника, уникальное отделение интенсивной терапии, клинико-диагностическая лаборатория, оснащенная современным оборудованием. Принимаем в год по 1800 пациентов только в стационаре, а в поликлинике – до 30 тысяч человек.

Кстати, мы несколько раз проводили анкетирование больных в стационаре и поликлинике, и только один из них посчитал, что ничего от реорганизации, о которой мы сейчас говорим, не изменится. Остальные – категорически против! Люди не понимают, где они тогда смогут консультироваться, сколько придется ждать своей очереди, чтобы лечь на лечение?
 
В департаменте здравоохранения ОГА целесообразность видят только в экономии средств – 7,1 миллиона гривен. Кто и как высчитывал эту сумму – не знаю. Даже если сократить административный персонал, только миллион в год можно сберечь. И то – лишь в 2019-м, потому что с 2020 года медицинские учреждения переходят на заключение договоров с Национальной службой здоровья Украины, которая будет распределять бюджетные средства. Местной же власти придется нести расходы только по оплате коммунальных услуг в таких учреждениях, а остальным мы должны будем обеспечивать себя сами.
Кроме того, я убеждена, что нельзя мерить здоровье людей «экономическим эффектом».
 
Потому что после на лечение все тех же пациентов с эндокринной патологией будут тратиться куда большие суммы, ведь состояние пациентов ухудшится. Сэкономим сейчас, а через несколько лет получим весьма печальный результат такой реорганизации.
 
– Виктория Васильевна, насколько сложная в Запорожской области ситуация с эндокринными заболеваниями?
– В нашем регионе таких пациентов – около 125 тысяч. Из них 55 тысяч – с сахарным диабетом обоих типов. В Украине им страдает около 1,5 миллиона человек, причем по статистике на одного выявленного диабетика приходится один не выявленный. В нашем диспансере работает школа самоконтроля для таких пациентов – учим их правилам жизни с этой болезнью. Заболеваемость диабетом в Запорожской области достаточно высокая. Раньше существовала государственная программа «Сахарный диабет», действие которой закончилось в 2013 году, а новая принята не была. По ней выделялись дополнительные средства на диагностику, профилактику осложнений, лечение и лабораторное оборудование. Многим сейчас ставится диагноз предиабет – этих пациентов хотят приравнять к больным диабетом.
 
Осложнения при этой болезни нередко доводят человека до инвалидности – слепоты, ампутации конечностей, почечной недостаточности. По статистике, среди диабетиков второго типа, то есть не инсулинозависимых, каждые пять минут у одного развивается инфаркт миокарда, каждые четыре – инсульт, каждые две минуты один умирает от сердечно-сосудистого заболевания. Ежегодно выявляем в области по 4,5–5 тысяч диабетиков.
 
Сейчас диабетики второго типа переданы на попечение семейных врачей. То есть те должны и выявлять, и предотвращать возможные осложнения от коварной болезни. Но для этого нужно обладать широкими знаниями в медицине, достаточным опытом, а он пока есть не у всех «семейных» коллег.

Далее – щитовидная железа. От ее деятельности зависит, например, рождение ребенка без аномалий развития, умственная и физическая его полноценность. Европа, а значит, и Украина – зона йододефицита, этот момент также нужно учитывать и контролировать. Чернобыльская катастрофа еще аукается: все больше у больных выявляется узловых форм зоба, а это уже предраковое состояние. Первый всплеск уже был, ожидается повторный. Опять же, экологическая обстановка в областном центре способствует возникновению онкологических заболеваний. А патология надпочечников и головного мозга? А ожирение, свидетельствующее о расстройстве всех органов и систем? Работы у специалистов Запорожского областного эндокринологического диспансера всегда хватает, к сожалению.

– А тут еще и медицинская реформа «подкралась незаметно»...
– Она, безусловно, нужна стране. Но складывается впечатление, что последствия ее до конца не просчитали, в том числе и на местах. Отсюда и такие малообоснованные предложения о «реорганизации». Она происходит и в других областях, но как? Везде, где функционируют региональные эндокринологические диспансеры или центры, ожидается их перевод в режим коммунальных некоммерческих предприятий. Где отсутствуют – продолжают обустройство отделений при областных больницах. Но в Запорожье диспансер есть. И если мы имеем лучшее на сегодняшний день, зачем его уничтожать? Тем более что главное правило медицинской реформы – не ухудшать качество оказания помощи пациентам.

Впрочем, мы сами еще не в курсе правил по переходу в разряд КНП вторичного и третичного звеньев медицины. Как не знаем перечня услуг, и какие из них будут оплачиваться – ничего не утверждено. Возможно, мы бы сами поработали в новых условиях и решили, что нужно кого-то сокращать, где-то экономить. Все-таки сами себя во многом содержать будем обязаны. И если, допустим, народ массово пойдет к частным специалистам, надобность в диспансерах или центрах отпадет. Хотя в наших нынешних реалиях это маловероятно.
 
– Потому что гораздо дороже?
– И поэтому тоже. Но есть еще и такой момент: многие пациенты годами лечатся в Запорожском областном клиническом эндокринологическом диспансере, хорошо знают весь костяк персонала. И они нам доверяют, не сомневаются в компетентности здешних врачей. У нас также работают узкие специалисты, которые по протоколу требуются пациентам – окулист, невропатолог и другие, работает кабинет УЗИ-диагностики. Кроме того, регулярно оцениваем состояние службы в регионе, выезжаем в районы для приема пациентов, проводим тренинги для докторов первичного звена, ежегодно принимаем активное участие в проведении «Дней диабета» в области совместно с общественными организациями. Разве это не важные аспекты нашей профессиональной деятельности?

В случае же с предлагаемой департаментом здравоохранения Запорожской ОГА реорганизацией уровень доступности помощи для пациентов резко снизится. Ориентируемся на Европу? Так вот, там есть страны, где частная медицина развита, но немало и таких, где приватных клиник немного. И европейские страховые компании сталкиваются с тем, что очередь к эндокринологу растягивается порой на полгода! Нужно ли нам это, если исходить из того, что эндокринная патология в Украине и нашем регионе в частности неизменно набирает обороты?
 
– Виктория Васильевна, то есть вы готовы отстаивать права своих пациентов до последнего?
– Иначе и быть не может. Мы уже обратилась за поддержкой в Киевский и Харьковский институты эндокринологии – рассчитываем на их помощь. И, разумеется, верим в то, что депутаты Запорожского областного совета к нам прислушаются. Никто не открещивается от медицинской реформы, но проводить ее в ущерб пациентам недопустимо. Надеюсь, что доводы, которые я привела, поспособствуют тому, что депутаты проявят благоразумие, если вопрос о реорганизации диспансера будет вынесен на сессию.
 
Максим КОРОБЕЦ, фото Владимира САЛЬНИКОВА
 
Источник Позиция