Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Смарт-специализация областной власти

Смарт-специализация областной власти

Категорія: Позиція » Статті » Колонка редактора
Смарт-специализация областной власти Несмотря на то, что последние месяц-полтора Украина была погружена в политический процесс под названием досрочные выборы в Верховную Раду, который закончился 21 июля, повседневная жизнь шла своим чередом. Так, 17 июля Запорожская областная государственная администрация в лице и.о. председателя Эллы Слепян вместе с руководством областного совета провели «Спільне засідання Керівного комітету та Робочої групи з розробки проекту Стратегії – 2027».
 

К участию в заседании были приглашены также заинтересованные в этом вопросе депутаты. Оно было построено на обсуждении доклада доктора экономических наук, профессора, заместителя директора по научной работе государственного учреждения «Институт региональных исследований им. М.И. Долишнего НАН Украины» Ирины Сторонянской. Здесь уместно напомнить, что 14 марта 2019 года облсовет принял решение «О разработке Стратегии регионального развития Запорожской области на период до 2027 года» - в соответствии с решением уходящего Кабмина еще от 11.11.2015г. № 932.

 

Не учите нас жить!

Если коротко охарактеризовать тот труд, который проделал целый институт региональных исследований, то можно сказать, что он свелся к характеристике Запорожской области в целом на данный момент и видения исследователями института ее будущего. Если такая задача ставилась перед институтом, то он ее выполнил. Но вот как переломить ситуацию и совершить прорыв в развитии нашего региона в лучшую сторону, участники заседания не услышали.

 

Особенно удивил взгляд разработчиков на миссию, которую они рекомендуют выполнять нашему промышленному региону. Процитирую их видение полностью языком оригинала: «Збереження, інклюзивний розвиток та ефективне використання людського, економічного, історіко-культурного, освітньо-наукового потенціалу області для зростання якості життя мешканців усіх громад регіону». И это для определения миссии региона в таком общем изложении потребовался капитальный труд целого института? Но мы и без этого понимаем, что должны жить лучше. Так и хочется ответить словами незабвенного Остапа Ибрагимовича: «Не учите меня жить, лучше помогите материально!»

 

При определении стратегических целей для Запорожской области разработчики на первое место поставили «розвиток людського капіталу та підвищення якості життя населення... забезпечення інклюзивного розвитку регіону, бізнесу, громади, особи». Каким образом инклюзивное развитие всех вышеперечисленных компонентов повлияет на развитие человеческого потенциала и повысит качество жизни населения, авторы проекта пояснить не удосужились.

 

Главное – сам процесс?

Мне всегда казалось, что базис первичен, а сознание вторично. Так, по крайней мере, утверждают классики понимания функции капитала, на котором держится наш мир. Без материальной основы никакой человеческий ресурс не выживет и инклюзивный процесс не пойдет. В Украине существует серьезная проблема восстановления промышленности, высокотехнологичных производств, балансирования бюджета, эффективного использования энергоресурсов. И на основе этого - снижения себестоимости отечественной продукции и повышения ее конкурентоспособности на международной арене. Только таким путем можно «развить человеческий капитал и повысить качество жизни населения».

 

Разработчики же проекта о вопросах «индустриально-технологического развития экономики на инновационной основе» упоминают лишь в стратегической цели №2, которую они ставят перед запорожским регионом наряду с увеличением туристическо-рекреационного потенциала и развитием бизнес-экосистемы... В общем, все, как у классика: «Смешались в кучу кони, люди...»

 

Особое умиление у присутствующих на презентации проекта вызвало использование докладчиком таких терминов, как SWOT-анализ и смарт-специализация. Наряду с инклюзивными рекомендациями по преобразованию нашего промышленного региона это наталкивает на мысль, что главное в разработке данного проекта - не цель, а сам процесс. Ибо до 2027 года (такие глобальные сроки определял себе Кабмин еще времен Яценюка!) не раз сменятся и правительство в нашей стране, и подходы центральной власти к организации регионов, и сами руководители областной государственной администрации и облсовета.

 

Плясать нужно от печки

Справедливости ради стоит отметить, что заказчики проекта и его разработчики предложили вынести свое детище на широкое обсуждение общественности, а не принимать в узком кругу и не вносить в зал областного совета для утверждения. Бесспорно, в свете современных тенденций - демократичный подход. Но, может, в ситуации, когда и страна, и отдельно взятый регион находятся в кризисной ситуации, нужно не перекладывать ответственность на общественное мнение, широкое обсуждение и круглые столы, а взять ответственность на себя? Возможно, как раз в этом и заключается государственный подход в деле преобразования страны? Наша всеобщая страна советов закончилась почти три десятилетия назад, а мы так этого и не заметили...

 

Тем не менее, проект для широкого обсуждения вынесен, поэтому попробую изложить свой взгляд на запущенный процесс. Нужно плясать, как говориться, от печки, и для начала определить, какие цели может ставить перед собой запорожский регион в соответствии со своим материальным и финансовым состоянием. Хотелось бы услышать от специалистов налоговых органов и финансовых управлений области и районных центров, в каком объеме предполагается собирать налоги в ближайшие год-два.

 

Увязать это с планами уже образованных громад и объемом субвенций, которые они предполагают (!) еще только получить за этот же период. А также уточнить у новой зарождающейся в Киеве исполнительной власти, как она собирается заканчивать территориально-административную реформу (довыборы оставшихся громад, ликвидация райсоветов, судьба райадминистраций и т.д.). Это так, лишь в общих чертах, для понимания сути обсуждаемого вопроса. А то, боюсь, увлечение смарт-пониманием политического процесса уведет областную администрацию и депутатов далеко от настоящей сути происходящего в Украине.

 

Декларативная «мудрость»

Но для начала нужно решить простую задачку, которую поставил себе областной совет еще три года назад, но пока не выполнил: увязать бюджет хотя бы следующего года с ежегодно принимаемым планом социально-экономического развития. А то, как метко в свое время выразился заместитель руководителя Запорожской облгосадминистрации Эдуард Гугнин, этот документ является просто декларацией о намерениях. Совершенно с ним согласен. Так давайте привяжем его в этом, еще текущем году, к реалиям бюджета на 2020-й и не будем строить воздушных замков в соответствии с «мудрыми» рекомендациями науки.

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ, депутат Запорожского областного совета

 

Источник Позиция