Елена КЛИМЧЕНКО: «Не подписали декларацию с семейным врачом - лишаетесь качественного обслуживания»Тема
здравоохранения украинцев сегодня стала волновать еще больше, нежели несколько
лет назад. И это понятно, ведь только в прошлом году эпидемиологический порог
по таким заболеваниям, как грипп и ОРВИ, был превышен в нескольких областях, а
в некоторых случаях доходило даже до летального исхода. Что уж говорить об
онкологических заболеваниях, коих у нас с каждым разом диагностируется все
больше.
Скажем прямо, эта сфера всегда была больным вопросом для Минздрава и давно нуждалась в «исцелении», но полностью переформатировать медицину в Украине решилось только уходящее правительство, затеявшее глобальную реформу. Мы побеседовали на эту тему с депутатом Запорожского областного совета, главой постоянной комиссии по вопросам здравоохранения, материнства и детства Еленой Климченко.
– Елена Васильевна, сейчас многих людей волнует вопрос медицинской реформы. На каком этапе она находится сейчас и что будет дальше? – Сегодня, в связи с выборами нового парламента и скором формировании правительства, мы предполагаем, что грядут изменения и в отношении медреформы. В целом запланировано три этапа реформирования. Первый, который уже реализован, - это преобразование первого звена реформы – амбулатории семейной медицины, другими словами – это семейные врачи. Если ранее они назывались участковыми и за ними были закреплены определенные участки, то сегодня пациент имеет возможность сам выбрать любого доктора, которому он доверяет. То есть если вы живете, например, в Александровском районе Запорожья, но хотите обслуживаться у врача в Вознесеновском, то имеете полное на то право.
Суть такого новшества заключается в следующем: семейный врач - это сертифицированный специалист, прошедший курс повышения квалификации. Это терапевты, получившие сертификат, позволяющий осуществлять лечебную и консультативную практику пациентов. На сегодняшний момент мы имеем два вида семейных врачей – детских педиатров и терапевтов, обслуживающих взрослое население. Положительный аспект реформы заключается в том, что нагрузка на одного врача теперь ограничена – не более двух тысяч заключенных договоров с пациентами, что обуславливает определенный доход в рамках выделенных государством средств на каждого обслуживаемого человека. А это от 350 до 750 гривен в зависимости от возраста пациента и риска заболеваемости.
Вторая категория людей - работоспособное население допенсионного возраста, которое реже обращается за медицинской помощью и имеет меньший риск заболеваемости. Одной из задач созданной Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ) является осуществление контроля через администратора Центральной базы данных eHealth количества заключенных договоров с пациентами. И уже на этом основании проводится начисление заработной платы врачам. Мы надеемся, что трансформация сферы даст возможность медикам уже в ближайшее время ощутить существенное увеличение их зарплат.
– А что делать людям, которые по каким-либо причинам не успели или просто не захотели заключать декларации с семейными врачами? – До 1 апреля 2019 года для таких людей выделялось не 350 гривен, а всего 120, и государство предоставило им отсрочку для подписания договора. Фактически первый этап медреформы был запущен с 1 января текущего года. Но с апреля финансирование было прекращено, и теперь человеку, не имеющий договора, если понадобится какое-нибудь плановое обследование, будет предоставлен тот терапевт, который сможет его принять. То есть у пациента уже исключена возможность самостоятельного выбора специалиста. Сегодня свободен один врач, завтра другой, послезавтра третий и так далее... Таким образом, человек лишается качественного медицинского наблюдения у постоянного врача. К тому же государство просто не перечисляет на такого пациента средства, и он вынужден будет за свой счет проходить все необходимые процедуры. Точнее, он теряет медицинское субсидирование со стороны государства, заложенное в рамках реформы.
– Когда ожидается переход всех медучреждений на второй и третий этапы реформирования? – Это запланировано на начало 2020 года, но пока точно неизвестно, как нынешняя власть будет ее осуществлять. Возможно, продвижение реформы будет отсрочено, но планы на переход узкоспециализированных блоков медучреждений на новый уровень существуют. Под второй уровень подпадают все больничные стационары, а под третий - медзаведения узкой специализации, такие как разного профиля диспансеры. И если все уровни реформы будут реализованы, то с 2020 года пациенты, не заключившие договора с семейным врачом, без его направления не смогут попасть на прием к узкопрофильному специалисту.
– Многие люди не заключили договора с семейным врачом, потому что пользуются услугами частных клиник. Ведь там и современное диагностическое оборудование, и обслуживание иногда значительно лучшего качества. – Здесь все сводится к вопросу софинансирования. В Запорожье немало частных медицинских центров, оказывающих услуги также на базе заключения договоров с семейными врачами. Но в чем тут загвоздка? На законодательном уровне пока не определена роль софинансирования этих клиник. Государство на человека, согласно реформе, выделяет 350 гривен, но пациент сам решает, в какое медучреждение обращаться. Если он выбирает частную клинику, то может к этим имеющимся 350 гривнам доплатить недостающую сумму. Вот данный нюанс в законе как раз не прописан. То же самое касается страховой медицины, где все упирается в отсутствие подзаконных актов. Поэтому я допускаю, что небольшое торможение реформы все-таки будет, так как нет конкретики и последовательности в этом плане.
– Коль мы заговорили о страховой медицине, в Украине есть будущее у такого вида медицинского обслуживания? – За страховой медициной будущее, но сегодня она проходит трудный путь становления. Страховым компаниям очень тяжело в сложившихся обстоятельствах выживать. Они пытаются разрабатывать разные программы по добровольному медицинскому страхованию, но если в них вникнуть, то большинство из них оказываются нерентабельными. Из-за большого числа хронических заболеваний, затраты на лечение которых страховка, оказывается, не в силах покрыть. И поэтому, говоря о плановом серьезном лечении, в существующем законодательном поле страховые компании просто не могут нормально работать.
Да, есть страховые программы, рассчитанные на выявление болезней на ранних стадиях развития и их лечение, но не более. Чтобы в стране была возможность функционирования такого рода медобслуживания, необходима жесткая государственная система перехода, должны быть разработаны специальные субсидируемые пакеты для малоимущих граждан, какую-то ее часть обязать взять на себя работодателей, в остальных случаях долю расходов понесет уже сам человек. Другими словами, есть стандартный страховой пакет, а есть пакет, где пациент доплачивает за предоставляемые услуги. И если вы сами по своей вине усугубили состояние своего здоровья, то и доплачивать за это будете тоже вы. Таким образом, это заставит людей более серьезно относиться к своему здоровью. Кстати, американцы вышли из положения, введя в страховое медобслуживание франшизу.
– Елена Васильевна, вы активно продвигаете на уровне областного совета программы диагностирования и лечения онкологических заболеваний... – С октября прошлого года работаем над реализацией таких проектов. Нами была создана рабочая группа и зарегистрирован проект, касающийся доработки государственной программы «Онкология», ее срок действия истек в 2017 году. И сегодня каждая область в Украине вынуждена своими силами решать эти вопросы. Мы хотим, чтобы программа здравоохранения, действующая сейчас в запорожском регионе, была дополнена диагностическими мероприятиями, направленными на выявление трех видов рака: шейки матки, колоректального рака и рака легких.
На сегодняшний день нами ведется активная работа по этому вопросу с онкологами. 5 сентября состоится всеукраинская конференция, посвященная борьбе с онкозаболеваниями, на которую съедутся специалисты из разных областей Украины и представители Минздрава. Также приедут специалисты из Швейцарии, они поделятся своим опытом создания модели здравоохранения в Европе, как там борются с раком, будет продемонстрирована статистика исследования этих заболеваний и т.д. Я верю, что подобные мероприятия – шаг вперед в борьбе с онкологическими заболеваниями в Украине.
– А как у нас сейчас обстоят дела с программой доступных лекарств? – Ожидалось, что она поможет сократить в стране процент смертности и увеличить число вылечившихся людей. Но, к сожалению, на сегодня фактов, подтверждающих ожидаемый результат, нет. Это программа социальная и имеет спорный характер - нет четкого ответа, что делать с ней дальше: то ли расширять, то ли внедрять какие-то новые новации. Но в ближайшем будущем, исходя из процесса компьютеризации и диджитализации, все лекарственные препараты будут выписываться врачами по электронным рецептам, как это происходит в развитых государствах.
Алексей ВЛАСОВ
Источник Позиция
|
ВИБІР РЕДАКЦІЇ
КОМЕНТУЮТЬ
А ЗАВТРА ЗАКОНЧИЛАСЬ ВОЙНА
15707
0
ЯДРЕНОЕ УТРО
14662
0
ЗИГЗАГИ ИСТОРИИ
14480
0
КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ ВОЙНА?
14929
0
НАША ИСТОРИЯ-ЗАБУДЬТЕ!
14856
0
ФАКТОР БЕЛАРУСИ
14400
0
БОЯТСЯ НЕ УСПЕТЬ?
14494
0
НУ, ПОДУМАЕШЬ, УКОЛ!
15883
0
ЗА КУЛИСАМИ ВОЙНЫ
14515
0
Колонка редактора
Шеф-редактор
Сергій ЗНАМЕНСЬКИЙ
Сергій ЗНАМЕНСЬКИЙ
Остання додана стаття:
ОПИТУВАННЯ
В какой Украине вы предпочли бы жить?
Партнери
Автор: administrator
Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач. Ми рекомендуємо Вам зареєструватись або зайти на сайт під своїм ім'ям.
|