Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Сила животворящая

Сила животворящая

Категорія: Позиція » Статті » Колонка редактора
Сила животворящая

Есть такая партия!

 
Выражение, вынесенное в эпиграф, хорошо известно старшему поколению наших читателей. Тем не менее, напомню, что принадлежит оно вождю мирового пролетариата начала прошлого века, и произнес он его в процессе дискуссии о том, есть ли в России сила, способная взять власть в свои руки и отвечать за все. Размышления на эту тему очень актуальны для современной Украины. Только в конце этого выражения сегодня у нас больше подходит знак вопроса.
 

И проблема здесь в первую очередь лежит в плоскости идеологии. На протяжении всех лет после 1991 года у нас в стране шел поиск той общенациональной идеи, которая смогла бы объединить такое разновекторное, многонациональное, квазикультурное государство. Вирус украинского национализма, который был запущен в умы наших сограждан с легкой руки адептов РУХа конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века, так и не дал повсеместных продуктивных всходов. Произошло это по простой причине – его зачинателям и проводникам идеи унитарного мононационального государства было нечего предложить гражданам страны по части того, как в бытовом, повседневном плане жить лучше. Как лучше жить, чем при том заидеологизированном Союзе, из которого мы ушли. А иначе зачем уходили – не для того же, чтобы опять на пустой желудок страдать за голую идею, правда? Поэтому и изыскания сторонников мононационального уклада закончились ничем, украинский РУХ ушел в небытие. А те партии, которые пришли ему на смену, были лишены мыслей о том, какую общенациональную идею развивать. Они в основном боролись за власть и обслуживали власть.

 

И вот сегодня процесс дележа украинских базисных активов подошел к своему логическому завершению. Оставшиеся в госсобственности, еще дышащие предприятия могут быть проданы только по бросовой цене и претендентов на них особо не видно. Их вероятная продажа в наступающем году даст, очевидно, какие-то средства для пополнения бюджета, но это будет пиррова победа нынешней власти – над самою собою, ибо она окончательно перестанет контролировать процессы, идущие в стране. На распродажу могут уйти предприятия атомной энергетики, оборонной промышленности, важнейшие инфраструктурные проекты. Да что там говорить – обычные железнодорожные вокзалы имеют шанс стать частными. Стратегически важные предприятия потому так и называются, что позволяют, занимая командные высоты политической власти, располагать тем промышленным, финансовым и инфраструктурным ресурсом, который саму власть и поддерживает, и обеспечивает ей стратегические возможности для маневра.

 

Особняком в этих процессах стоит вполне вероятная продажа украинской землицы. Здесь важно не то, что она может дать в бюджет – те жалкие 2-3% его наполнения, которые прогнозируются экспертами, ситуацию не спасут. Важность украинской земли заключается в том, что она является последней скрепой, удерживающей как бы вместе тех людей, которые называют себя украинским народом. Ну, так у нас сложилось исторически и ментально, тут ничего уже не изменишь.

 

Конечно, важно и то, что в течение ряда лет после разрешения продажи сельскохозяйственных земель она уйдет во владение крупнейших агрохолдингов, либо целиком зарубежных, либо со значительной долей иностранного капитала. И никакой мелкий частник или даже средний фермер на такой земле не удержится, его уделом станет распашка оврагов. Если те, конечно, не уйдут под охотничьи угодья властьимущих. Так что базисная составляющая украинского государства в виде земли имеет все основания действительно уйти из-под наших ног.

 

Теперь вернемся к началу рассуждений и вспомним о роли партии в этих процессах. Вспомним также о том, что та страна в 20-х годах прошлого века, частью которой и была современная Украина, имела гораздо худшие условия для выживания. Отсутствовал государственный аппарат, страна лежала в руинах после гражданской войны, и находилась в кольце вражеского иностранного отчуждения. Мало того, были невероятно сильны внутренние политические противоречия, процветал бандитизм. Однако именно эта единая политическая партия смогла объединить и поднять страну. Есть ли такая сила сегодня в Украине? Мне кажется, это вопрос больше риторический.

 

За сто лет мы оказались в абсолютно противоположной ситуации. Нельзя сказать – плохо или хорошо то, что от коллективизма тех лет мы пришли к индивидуализму, где каждый может проявить себя. Именно за это, если вы помните, страна Украина голосовала в декабре 1991 года – за переход от общественной собственности на средства производства к частной. Может быть, многие этого тогда не понимали, но историю вспять не повернешь.

 

И если сто лет назад был актуален лозунг «фабрики рабочим, землю крестьянам», то сегодня у нас в стране ради пополнения бюджета и удержания страны на краю пропасти на распродажу выставляются и фабрики, и иные, последние крупные предприятия и государственные структуры. А земля уходит от потомков тех крестьян, которые получили ее сто лет назад, но не смогли удержать в руках. Круг истории замыкается прямо у нас на глазах.

 

Сергей Знаменский

 

Источник Позиция