Одним из важнейших критериев организации самодостаточной
ОТГ является социально-экономический параметр. Основанием для образования
громады должно быть не только критическое число граждан, проживающих на данной
территории, но и наличие там такой производственной, да и в целом хозяйственной
базы, которая обеспечивала бы функционирование громады – от карьеров по добыче
полезных ископаемых и бензозаправок до крупных промышленных комплексов,
делающих должные отчисления в местный бюджет. Тогда громада не будет надеяться
только на дотации и субвенции из центра, а сможет более-менее самостоятельно
планировать свою деятельность. Только
правильная оценка соотношения трудовых ресурсов, земельных запасов,
промышленных мощностей и достаточного сектора услуг может стать базой для
создания устойчивой территориальной единицы, которая способна не только
финансировать свои базовые расходы, но и генерировать доходы для развития. Мы же
и по этой части умудрились сказать свое слово.
Весьма примечательны показатели анализа бюджетов ОТГ
по итогам прошлого года. Из функционирующих в 2018 г. 665 ОТГ почти 75% были
дотационными. Прежняя власть не
придумала ничего, кроме как решить вопрос методом перераспределения. Почти 16%
ОТГ не только не получали дотации, но и перечисляли в государственный бюджет
реверсные дотации. Эти средства направлялись на поддержку дотационных громад,
и, по задумке реформаторов, такой подход должен был уравновесить ситуацию. Но,
как свидетельствует статистика по первому полугодию 2019-го, такой подход не
работает, и дотационные ОТГ остаются таковыми, несмотря на предоставление им
дополнительного финансирования. Дотационные громады просто стали паразитировать
на этом процессе, попадая во все большую зависимость от центра. О какой
самостоятельности и самоуправлении здесь можно говорить?
Весьма распространенная практика, когда ближайшие к
областному центру села отказываются от объединения с городом. Некоторые руководители таких ОТГ, преследуя
определенные интересы, создают территориальные «островки» вокруг крупных
городов, довольствуясь сбором акцизного налога с нескольких бензозаправок на
территории громады.
Получая налоговые
поступления от крупного предприятия, местные чиновники, допустим, решили
создать свою ОТГ. Их вовсе не волнует, что жители прилегающих к городу сел
ездят на работу в город, пользуются услугами городских медучреждений, а их дети
ходят в городские школы. Такого рода окологородской «сепаратизм» абсолютно
нелогичен с точки зрения перспектив развития и областного центра (ему нужны
земли для расширения), и близких к городу сел (которые пользуются социальной
инфраструктурой города и могли бы иметь долгосрочные перспективы развития путем
интеграции).
Такая организация
децентрализации была выгодна предыдущей власти – Порошенко со товарищи,
поставив в процессе выборов глав ОТГ и местных депутатов своих людей, могли
хоть как-то контролировать процесс на местах. Под ними были не только зависимые
хозяйственные руководители, но и силовики, управляемые и контролируемые из
центра. Для новой команды управленцев, зашедшей во власть, это означает новые
вызовы – силовые ресурсы рассредоточены и координируются не только
президентской вертикалью, партийные вожжи оказались не в руках провластной
структуры, да и собственно сама партийная центральная вертикаль отсутствует.
И как будет перераспределяться, децентрализироваться
реверсный дотационный бюджет в пользу ущербных громад – большой вопрос. А без дотаций и целевых субвенций такие
громады просто рухнут, что вызовет жесткий социальный резонанс в глубинке
страны. И это еще один серьезный вызов новой власти, который может выявить
степень ее самодостаточности.
Сергей ЗНАМЕНСКИЙ