Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » По законам советской соборности

По законам советской соборности

Категорія: Суспільство, Регіон
По законам советской соборности Как ни странно, одним из «белых пятен» сравнительно недавней нашей истории является помощь юго-восточных областей Советской Украины в восстановлении народного хозяйства и социальной сферы западных областей в 1944-1945 годах и в послевоенный период.
 

В общем и целом известно, что, несмотря на колоссальные разрушения и невосполнимые людские потери, причиненные боями и нацистской оккупацией, Юго-восток по-братски делился с галичанами и волынянами дефицитными материальными ресурсами, направлял в эти регионы сотни и тысячи гражданских специалистов, учителей и врачей, профессиональных управленцев (в советские и партийные органы), сотрудников правоохранительных органов. Гораздо меньше известно о том, как был организован этот процесс, каков его реальный масштаб, как сложились судьбы людей, командированных в специфичные западные области, и т.д. Сегодняшней публикацией мы попытаемся хотя бы отчасти восполнить данный пробел.

 

В фондах Государственного архива Запорожской области (партархив Запорожского обкома КПУ) хранятся документы, проливающие свет на эту мало исследованную тему. Судя по всему, бескорыстная помощь «братьям за Збручем» стартовала почти сразу же после освобождения нашего края от оккупантов. Об этом свидетельствуют «Докладные записки, отчеты, сведения в ЦК ВКП(б) и ЦК КП(б)У о состоянии сельскохозяйственных кадров, прибывших из восточных областей, и кадрах, посланных на Западную Украину», датируемые 15.02.-27.02.1944, «Справки отдела кадров ОК КП(б)У о работе отделов кадров райкомов КП(б)У, подготовке кадров для промышленности и сельского хозяйства, мобилизации рабочей силы для Донбасса и Западной Украины» за 15.01-11.11.1944, и ряд других аналогичных документов.

 

В частности, в справке о количестве посланных кадров в западные области Украины по состоянию на 5.06.1944 перечислены 26 должностей, которые должны были быть заполнены жителями нашей области в количестве209 человек. Это следующие должности: секретари горкомов и райкомов партии, председатели райисполкомов, заведующие отделами пропаганды, заведующие отраслевыми отделами, инструкторы райкомов, начальники секторов облуполнаркомзага, районные уполномоченные НКЗага, директора машинно-тракторных станций, заведующие районными земельными отделами, агрономы, механики, оперативные работники облфинотделов, заведующие гор- и райФО, заведующие городскими и районными статистическими управлениями, редакторы городских и районных газет, заместители редактора и литературные работники, начальники райдоротделов, народные судьи, районные прокуроры, народные заседатели, спецработники облорганов (Ф. № 102, дело № 939, опись 1).

 

Судя по документам последующих лет, согласия командируемых ехать в регион, где в то время вовсю полыхала Гражданская война между националистическим подпольем ОУН-УПА и просоветски настроенными гражданами, не спрашивали. Особенно если ты член партии или комсомола. Просто спускали разнарядку на райком, а затем контролировали ее выполнение.

27.12.1944 было принято Постановление ЦК КП(б)У «О подборе партийных, советских и хозяйственных работников для западных областей УССР». В соответствии с этим бюро обкома КП(б)У 2.01.1945 приняло решение, которым секретари городских и районных комитетов партии, руководители хозяйственных организаций области обязывались выполнить данное Постановление к 20 января. Поэтому с 4.01. по 12.02.1945 обкомовский отдел кадров отобрал и направил «туда» 399 работников культуры, просвещения и здравоохранения, торговых и оборонных кадров (при плане 420 человек). Да и в целом мобилизационное Постановление заметно активизировало процесс принудительной «откачки» квалифицированных запорожских кадров. Во всяком случае, после него обком буквально «забомбил» нижестоящие инстанции телефонограммами и телеграммами с требованием к такому-то числу предоставить нужное количество работников по указанным специальностям.

 

Прямых отказов и саботажа, естественно, не наблюдалось, хотя глухое недовольство на местах скорей всего имело место. Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что иногда обком повторял свои требования к тому или иному райкому по два-три раза. Тем не менее нижестоящие товарищи, как правило, брали «под козырек». К примеру, 26.01.1945 Мелитопольский горком рапортует «наверх», что-де утвердил для отправки на работу в западные области 10 учителей (фамилии перечисляются), 8 медработников, 5 аптекарей и двоих бухгалтеров.

 

Между тем, далеко не все срывались с насиженных мест, что называется, «из-под палки». Некоторые прямо-таки рвались добровольно поучаствовать в социалистическом строительстве на бывших «всходнех кресах» второй Речи Посполитой. Заявления таких энтузиастов аккуратно подшиты к делу. Так, уже 20.08.1944 (т.е. тогда, когда наши войска еще не вышли на довоенную границу СССР!) колхозные агрономы Ореховского района Александра Ивановна Гаранич и Евгения Дмитриевна Ткалич в своем заявлении на имя зав. отделом кадров обкома партии просят направить их в те края. Причем неважно, в какую именно область – лишь бы на Западную Украину. Главное, «прозьбы неоткажите» (так в тексте заявления – авт.).

Еще один доброволец, счетовод Велико-Белозерской районной больницы Сергей Яковлевич Убей-Волк жалуется в обком на то, что председатель райисполкома т. Акимов придумывает разнообразные поводы, чтобы не отпустить его, Убей-Волка, на работу в Тернопольскую область, хотя письменный вызов оттуда (из Микулинского райисполкома) он получил еще 22.03.1945. «Благополучия счетовод больницы не построит району, не отпускають только лиш по принципиальности ибо есть много работников, что посылают их они не хотят, а хто добровольно желает, не имеет права выехать»,- сетует на своих обидчиков Сергей Яковлевич (стиль его письма сохранен – авт.).

 

Сложно судить о том, что двигало такими добровольцами. Может быть, действительно горячее желание помочь своим единокровным братьям, «настрадавшимся под панской Польшей и немцами», побыстрей построить счастливую жизнь «в семье новой, вольной». А быть может, кое-кто втайне надеялся, что-де «там, за речкой Збруч» и уровень жизни повыше, посытнее, и промтовары качеством получше (как-никак, еще вчера Галиция и Волынь были восточной окраиной Запада!)

Между тем любая командировка в западный регион отнюдь не была увеселительной прогулкой. Скорее наоборот. Для очень многих «схидняков» она завершалась, увы, весьма печально.

 

Яркий пример тому – трагическая судьба нашего земляка Якова Никитовича Переверзева, командированного на должность председателя промартели Подгаецкого района Тернопольской области. 8.06.1945 секретарь Тернопольского обкома партии по кадрам А.Зозулев отправил в Запорожье официальное сообщение о том, что Я.П.Переверзев «20 февраля с.г. был уведен бендеровской бандой и судьба его неизвестна, надо полагать, что т. Переверзев погиб от рук бандитов. Подгаецкий райком КП(б)У выслал семье тов. Переверзева пособие в сумме 3000 руб. и справку на предмет получения пенсии». И таких судеб, если предметно заняться данной темой (почему, кстати, наши штатные историки обходят ее стороной?), обнаружится немало. Вне всякого сомнения, эти люди достойны того, чтобы их память была увековечена должным образом.

 

К слову, жертвами националистического террора вполне можно считать и тех наших земляков, которых бандеровцы под угрозой расправы принудили к «сотрудничеству» в качестве негласных информаторов, а карательные органы СССР репрессировали как «пособников врагов Советской власти». Однако об этом – в нашей следующей публикации.

 

Автор выражает признательность сотрудникам Госархива Запорожской области и лично его директору А.С.Тадееву за содействие в подготовке данной публикации.

 

Сергей ГРИГОРЬЕВ, фото автора

 

Источник Позиция