Очень
четко это можно проследить на примере коммунального предприятия «Облводоканал»
Запорожского областного совета: карантин весьма негативно сказался на его
деятельности. Как именно – мы поговорили с генеральным
директором этого КП Сергеем Басанским.
-
С начала карантина практически полностью парализована работа абонентского
отдела предприятия, который занимается его доходной частью. Мы были вынуждены
прекратить прием граждан, закрыть кассы – они не работали с момента объявления карантина
и до 22 апреля, то есть больше месяца. В результате план на март «Облводоканал»
выполнил всего на 58%, и в бюджете предприятия образовалась солидная брешь.
«Поспособствовали» этому финансовому провалу заявления центральной власти, что в
период карантина население может не оплачивать коммунальные услуги (не будет ни
штрафов, ни пени), а также о неприменении санкций к неплательщикам.
- А когда их
можно будет возобновить?
-
Только спустя месяц после официального окончания карантина, так что пока
никаких рычагов воздействия на недобросовестных потребителей мы не имеем. Прискорбно,
но наши люди мало задумываются над тем, что может произойти уже в ближайшем
будущем. А тут все просто: если КП «Облводоканал» не выплатит своим сотрудникам
зарплату, они не выйдут на работу. Произойдет где-то, не дай бог, авария – и ремонтом
заняться будет некому. И это только цветочки.
К
примеру, медики постоянно говорят о необходимости часто мыть руки, но без воды
их рекомендации соблюсти не получится. То есть все взаимосвязано. С одной лишь
разницей: медикам сейчас все усиленно помогают, а предприятиям критической
инфраструктуры – по остаточному принципу, хотя они также находятся в первом
эшелоне борьбы с пандемией.
- Сергей
Владимирович, февральское повышение тарифов на воду в Запорожской области стало
подспорьем для вашего предприятия?
-
В 2018-2019 гг. мы полностью изменили политику тарифообразования.
5 февраля текущего года был установлен тариф, который должен на 100% покрывать затраты
КП. Но наступил март, а вместе с ним карантин – и все пошло насмарку. Хорошо
хоть в декабре 2019-го запустили колл-центр - 0-800-600-110, куда потребители
могут передавать показания своих водомеров. У нас открыто 35 тысяч лицевых
счетов, около 8 тысяч из них воспользовались этой услугой. Если бы не
колл-центр, мы бы вообще ничего не смогли начислить своим абонентам за март.
Что
касается плана, особенно повлияли на его невыполнение так называемые лицензиаты,
которые покупают у нашего предприятия воду по оптовому тарифу. К примеру, на 1
апреля Бердянский водоканал был должен нам около 22 миллионов гривен. На сессии
местного горсовета было выделено 10 миллионов для погашения задолженности, они
поступили на счета КП «Облводоканал», и из этой суммы мы выплатили своим
сотрудникам часть зарплаты, оплатили часть потребленной электроэнергии. Но
проблема все равно остается решенной не до конца, и не только по Бердянскому
водоканалу такая плачевная ситуация.
- То есть
динамика погашения задолженности перед предприятием не радует?
-
Разумеется, нет. Хотя она более-менее ровная: население должно КП
«Облводоканал» порядка 11 миллионов гривен, лицензиаты – 45 миллионов. Понимаете,
какая штука: заводы же не отдают свою продукцию бесплатно, а у нас все наоборот
- отпускаем воду фактически в кредит и от этого страдаем.
- Центральная
власть в связи с пандемией перекраивает госбюджет. Нет ли опасений, что
руководство области вынуждено будет поступить так же и урезать в числе прочего финансирование
вашего предприятия?
-
Об этом нужно спрашивать депутатов Запорожского облсовета. Но приведу несколько
цифр. За пять последних лет КП «Облводоканал» получило из бюджета региона
финансовой помощи на 120 миллионов гривен. По факту эти деньги пошли на выплату
зарплаты работникам предприятия. Но если в 2015 году средняя зарплата у нас
была на уровне 3400 гривен, то на сегодня она выросла до 7300 гривен. А дотаций
из областного бюджета мы берем все меньше, например, в 2019-м – всего 20
миллионов.
Кстати,
для депутатов областного совета мы подготовили презентацию деятельности КП за
2015-2019 годы, где видно, что к ноябрю прошлого года динамика покрытия тарифов
поднялась до 80%, то есть КП было на верном пути. И уже в 2020-м мы планировали
перейти на самоокупаемость. С новым тарифом на 2020 год и процентом выполнения
плана в 93,3% предприятие планировало к концу года получить профицит в 6
миллионов гривен. И депутатский корпус верно требует, чтобы дотации из
областного бюджета были минимальными. Но это может быть только, если будут
погашены долги предыдущих периодов, а платежи станут поступать вовремя.
Презентацию
сделали для того, чтобы у региональной власти было четкое понимание, в какой
ситуации находится предприятие. Вместе нам необходимо определить точечные
«пробоины», чтобы оно работало стабильно. Нужно понимать, что такие структуры, как
наша, вообще без финансового участия собственника на плаву остаться не могут. И
учитывая обилие долгов предыдущих периодов говорить, что КП «Облводоканал»
работает неэффективно, кощунственно. Вся страна сейчас живет в условиях
безденежья, но важно правильно расставлять приоритеты: то ли обеспечить
бесперебойную подачу населению и промышленности воды, газа и электроэнергии, то
ли заниматься благоустройством территории.
- Многие
предприятия и организации сегодня вынуждены отправлять людей в личные отпуска
или переводить сотрудников на удаленный режим работы...
-
У нас численный состав такой, что урезать его дальше некуда – кадровую оптимизацию
мы давно уже провели. Соответственно, снизить фонд оплаты труда не можем.
Условно говоря, из 7 миллионов гривен реально сэкономить тысяч 500, что погоды
не сделает. Опять же, если и отправлять людей в личные отпуска, за что они и их
семьи будут жить? И потом, по окончании карантина они вернутся на работу - как
им в глаза смотреть? Мы на такие меры пойти не можем.
- Отдельная тема
– воровство воды. Как обстоят дела с этим явлением?
-
По тендеру приобрели антимагнитные пломбы, в марте планировали начать их
установку, но снова-таки помешал карантин. Кроме того, объявили торги на
покупку установок по ограничению услуги канализации в высотках для злостных неплательщиков.
С ними будем бороться жестко. Мера, конечно, крайняя, но как еще цивилизованно воздействовать?
Также
нами были разработаны условия пользования водопроводными сетями в населенных
пунктах. Местные органы власти могут своим решением обязать людей вынести
приборы учета в частном секторе в точку их присоединения к водоводу. Тогда
возможности красть воду не будет, да и люди станут рациональнее использовать
ресурс. Во всем мире вода – это ценность, ее берегут, а у нас...
Так
вот, один лишь Новониколаевский сельсовет принял такое решение, а остальные –
молчок. Потому что система наказания нарушителей отсутствует как таковая, и на
предписания наши можно не обращать внимания. Это большая проблема. Обычное
домохозяйство в частном секторе «тянет» в сезон ежемесячно до 30 кубов воды, а
показывает на бумаге 1,5 куба. Соответственно, платит копейки, а «Облводоканал»
терпит миллионные убытки на ровном месте.
В
свое время трубопровод, по которому вода подается в Балабино, Кушугум и
Малоекатериновку, был передан в аренду Запорожскому горводоканалу. Он взял в
аренду сети областного водоканала в 2000 году, чтобы увеличить число
потребителей и сократить тем самым срок погашения кредита от Европейского банка
реконструкции и развития. Когда в 2014-м действие договора истекло, я, тогда
еще работая в городском водоканале, инициировал передачу этих трубопроводов
обратно области. Потому что люди в этих населенных пунктах не привыкли платить
за воду, и предприятие терпело убытки. То же самое происходит сейчас с Вольнянским
и Новониколаевским трубопроводами, которые «Облводоканал» принял на баланс в
2019 году – снова хронические неплатежи и задолженности. Приходится обращаться
с исками в суд...
Одним
словом, между поставщиком и потребителями необходимо упорядочить систему
отношений. На днях направил письмо на имя первого заместителя председателя
Запорожского областного совета Егора Семенкова с просьбой помочь донести условия
пользования водопроводными сетями в населенных пунктах территориям. Если все
начнут играть по четко установленным правилам, КП «Облводоканал» сможет
нормально работать, а люди – пользоваться его услугами.
Максим КОРОБЕЦ