Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Кто поможет «скорой помощи»?

Кто поможет «скорой помощи»?

Категорія: Суспільство, Регіон
Кто поможет «скорой помощи»? Мы продолжаем знакомить вас с выездными заседаниями депутатской комиссии Запорожского областного совета по проверке медицинских учреждений в условиях пандемии коронавируса и внедрения медицинской реформы в Украине.
 

На этот раз аудиторы посетили коммунальное некоммерческое учреждение «Территориальное медицинское объединение «Областной центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Запорожского областного совета» и пообщались с его главным врачом Константином Малашенко. По его словам, здесь, как и во многих других учреждениях, не все гладко - и проблема не только в пандемии коронавируса.

 

- В средствах индивидуальной защиты у нас дефицита нет. Но существует проблема, которую создал Министерство здравоохранения, - говорит Константин Константинович. - 30 апреля текущего года им был подготовлен указ, согласно которому можно покупать китайские комбинезоны у четко означенного производителя. Они соответствуют нормативам 2017 года. Хорошо это или не очень – пока не знаем. Что касается средств, которые нам выделили по программе техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций, у нас еще остался достаточный запас для того, чтобы в оперативном режиме работать дальше.

 

- Те китайские комбинезоны, которые были доставлены самолетом «Мрия», - чем они отличаются от комбинезонов отечественного производителя, какова их цена?

- Стоимость украинского аналога колеблется от 240 до 320 гривен за комплект. Их мы покупали в самом начале вспышки COVID-19 по 170 гривен, затем цена выросла до 240 гривен. Приобретали комплекты везде, где только можно, и вдруг правительство закупило те самые китайские комбинезоны, но уже по 488 гривен.

 

Нам объяснили, что отечественные производители – фирмы «Славия» и «Технокомплект» - уже не подходят под стандарты и нормы. Хотя до определенного момента эти поставщики напрямую продавали защитные костюмы коммунальным предприятиям, что для нас было весьма удобно. Но в середине марта им было запрещено осуществлять поставки - теперь все только через государственные закупки. Правительство вывело за скобки все то, что производится в Украине, и ситуация в один миг обрела черты бардака. Если раньше требования МОЗа позволяли купить отдельно халат, бахилы, маски, то теперь это должен быть исключительно цельный комбинезон. И многие из лечебных учреждений просто не успевают перестроиться под эти новые правила.

 

- Константин Константинович, сколько защитных костюмов в сутки используют бригады вашего медучреждения?

- Все зависит от числа выездов. На любой, связанный по симптоматике с температурой и пневмонией, врачи едут в спецкостюмах. Диспетчер при фиксации вызова обязан собрать у больного анамнез - был ли он за границей, контактировал ли с носителем коронавируса и так далее. Мы обязательно перестраховываемся, поэтому бригады едут на такие «подозрительные» выезды уже одетыми в защитные комплекты. Например, в апреле мы использовали 358 респираторов и 139 костюмов. Сейчас существует большая проблема с их закупкой: есть средства, но нет поставщика. Лабораторные центры также очень нуждаются в таких комбинезонах. По сути, лаборатории сейчас голые и босые – мы были вынуждены им перераспределить свои комплекты и гуманитарную помощь.

 

- Нужно понимать, есть у центра и другие проблемы...

- У нас существует дефицит средств в 67 миллионов гривен. Из выделенных нам на зарплату пяти миллионов получили только два. Из этой суммы выплачивали доплату медикам в размере оклада и премии за борьбу с коронавирусом, плюс обеспечили почасовую оплату за март. За апрель из этих же денег мы как-то должны умудриться выплатить зарплату. Наша потребность только по этой статье – более 26 миллионов гривен в месяц. Я уже не говорю о покупке и ремонте транспорта, которого катастрофически не хватает в области, о бензине... Кроме того, государством рассчитано, что на один вызов можно потратить 115 гривен в день, тогда как в действительности уходит 152 гривны.

 

- А как насчет финансового плана на текущий год? Он утвержден?

- Глава департамента здравоохранения Запорожской ОГА Виктория Клименко сначала была на карантине, а теперь ушла в отпуск, так что финансового плана пока нет. Он был подан на рассмотрение, но до сих пор не утвержден. Без него, как вы понимаете, финансирование невозможно.

 

Главная проблема «скорой помощи» – отсутствие на местах «неотложки» и понятия медицины как таковой в громадах. Недавно я проехался по Запорожской области и ужаснулся – где у нас достроенные амбулатории? Нигде! А ведь именно они должны брать на себя практически все обязанности на местах. Показательный пример – Приморск: купили новую карету «скорой», а работать на ней некому. Врачей, штата, оборудования просто нет! А кто же будет лечить людей?

 

Или, например, Розовка. Вы знаете, как там «функционирует» больница? Ее просто закрывают. А где прикажете лечиться местным жителям? Вот они теперь и стучат в двери нашей амбулатории. Для нас провести осмотр не проблема, но вопрос в другом: человеку понадобятся лекарства и прочее – наши ресурсы уйдут в этом направлении. В масштабах области это 150-200 вызовов в сутки. Но не отказывать же человеку в помощи. То есть мы тратим свои ресурсы на то, что делать не обязаны.

 

Еще одна масштабная и «долгоиграющая» проблема для региона – дороги. По ним просто невозможно добраться до пациента, и эти неурядицы копятся годами, потому что их никто не решает. Если раньше мы больных возили за 20 километров, то теперь приходится ехать и за 80 км. Потому что, например, ближайшая больница для Каменко-Днепровского или Великобелозерского районов находится в Энергодаре. И она принимает таких больных нехотя, потому что свои деньги тратит на «приезжих».

 

И еще два слова о транспорте: из областного бюджета было выделено на покупку 16 машин для нужд медицины региона 33 миллиона гривен. Сейчас эти деньги Минздрав забрал и сам будет заниматься приобретением автомобилей. И вот районы области, которым не дали транспорт, начинают буквально «отбирать» машины у нас – им не на чем ездить! Иногда доходит до общения в грубой форме, потому что свои авто мы тоже отдать просто так не можем – нет резерва. А новые нам уже два года никто не покупает. Потому что это сумасшедшие деньги по меркам областного бюджета...

 

Вот такая невеселая ситуация в системе здравоохранения по-запорожски. И возникает вопрос: кто же поможет «скорой помощи»?

 

Марина УЛУНОВА, фото автора