Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Аргентина - в огне карантина

Аргентина - в огне карантина

Категорія: Політика, Вікно у світ
Аргентина - в огне карантина28 июня Аргентина отметила своеобразный «юбилей» - сто дней пребывания в карантине, вызванном эпидемией короновируса COVID 19.
 

Несмотря на то что Аргентина находится на краю света, т.е. добраться сюда по суше из мировых центров (Европы, США, и т.д.) невозможно, а по морю надо потратить недели, эпидемия добралась и сюда посредством такого блага цивилизации как авиация. Добралась достаточно быстро.

 

В феврале пациент «зеро», посетив итальянский Милан, вернулся домой в Аргентину рейсом Рим –Буэнос-Айрес в салоне первого класса.Через пять дней он почувствовал недомогание и обратился в «Суис медикал» (швейцарский госпиталь). Пока его там обследовали, делали анализы, никто не подозревал наличие короновируса у пациента и не принимал никаких превентивных мер защиты, таких как маски, перчатки и т.д. Когда был выявлен COVID 19 у больного, то успели заразиться достаточно много людей, включая родных и знакомых пациента, персонал госпиталя, людей, летевших с больным в салоне первого класса. Все эти люди стали источником заражения для других. Так короновирус вырвался на просторы Аргентины. Дальше COVID 19 стали привозить путешественники из Испании, Франции, США и т.д. Всех приезжающих из стран, где бушевала пандемия, стали помещать в карантин на 14 дней, но вирус уже свободно гулял по стране.

 

Аргентина, как и все страны мира, не была готова к такому развитию событий. Не было ни тестов на выявление коронавируса у людей, ни достаточного количества аппаратов ИВЛ (Искусственной вентиляции легких), ни специальных изолированных помещений для лечения больных короновирусом. Между тем количество выявленных случаев COVID 19 в стране росло и перед правительством встал вопрос что делать? Президент Аргентины Альберто Фернандес сразу отметил, что жизни людей важнее всего остального. Сначала были закрыты границы. Нельзя было пересекать границы государства ни туда, ни обратно.

Одним из последствий этого стало сидение 17 граждан Аргентины на мосту, через реку Игуасу в Пуэрто Игуасу, соединяющем Аргентину и Бразилию. Они вышли из Бразилии и пока пересекали мост Аргентина закрыла границы. Обратно в Бразилию их тоже не пустили. Так и сидели они на середине моста. Позже им аргентинские жандармы подвезли матрасы и биотуалет, а бразильцы поставляли воду и подкармливали их. Понадобилось три недели на решение этой проблемы.

 

Далее правительство закрыло все учебные заведения (сады, школы, университеты) на карантин с 16 марта 2020 года. Все перешли на удаленный метод обучения по интернету. Проведя консультации с медиками и другими специалистами, Альберто Фернандес решил ввести карантин на всей территории Аргентины с 00:00 часов 20 марта. Все жители должны были оставаться дома, было запрещено какое-либо передвижение вне дома. Выходить можно было только для покупки продуктов и лекарств по специальным пропускам. Нарушение карантина влекло уголовную ответственность. Если никто при этом не пострадал штраф от 10 000 до 80 000 песо и при наличии заразившихся по вине нарушителей от 3 до 15 лет заключения. Это была первая фаза карантина. На практике фиксировали нарушителей, заводили дела и складывали в стопочку до окончания карантина, когда суды смогут рассматривать эти дела. Карантин вводился не сразу на 100 дней, а подлежал пересмотру через каждые две недели в зависимости от ситуации. Позже эксперты выяснили, что людям психологически легче воспринимать продление карантина на три недели сразу, чем на две. Продлевать стали по три недели.

 

Расчет правительства был в том, чтобы максимально замедлить расползание эпидемии по стране. Это должно было позволить выиграть время для подготовки страны (системы здравоохранения, экстренных служб и т.д.) к лавинообразному распространению коронавируса среди населения. При этом экстренные службы продолжали работать. Полиция контролировала соблюдение карантина. Медики вели работу с больными. Другие обеспечивали нормальное функционирование систем жизнедеятельности населения. Все были обязаны носить маски и перчатки.

 

По началу случаи заражения фиксировались среди состоятельных граждан. Именно они, в силу своей обеспеченности, летали в страны с плохой эпидемиологической ситуацией, заражались там и привозили вирус в Аргентину. Так как они жили в закрытых районах, то локализовать очаги заражения было не трудно. Вирус распространялся в кругу только их общения, но постепенно он стал выявляться у всех слоев населения в том числе и на вижах (в трущобах), где контролировать его распространение было очень сложно. Это случилось где-то через полтора месяца, пришлось все трущобы (в основном в столице и пригородах) взять в двойное кольцо полиции и жандармерии. Медики скрупулёзно от двери к двери проводили проверку на короновирус во всех трущобах и к началу третьего месяца ситуацию удалось взять под контроль. Были отдельные вспышки в домах престарелых, но и их быстро локализовали. В первую неделю июня каждый день выявлялось 500 – 600 новых случаев заражения COVID 19 и количество умерших за сутки не превышало 15. Но тут стали сказываться проблемы, вызванные остановкой экономики и деятельностью оппозиции.

 

Аргентина страна не богатая, большинство населения живёт на зарплату. Если человек не работает, то и нет у него дохода для покупки самого необходимого: продуктов и лекарств. Хотя президент запретил увольнять работников и обязал работодателей платить им зарплату во время карантина, это не очень помогло. Поскольку фирмы не работают (особенно мелкий и средний бизнес), то и доходов нет. Нет у большинства денег на зарплату. Среди интеллигенции нашлись 300 человек, написавших пламенное письмо «Демократия в опасности!» В нем они обвинили президента в установлении в стране инфектатуры, именем общественного здравоохранения — этой обновлённой версии старой формулы «именем национальной безопасности». Что правительство нашло в «Инфектатуре» (смешение понятий "инфекция" и "диктатура") рабочую модель управления, узаконенную экспертами, которые, очевидно, привыкли ставить лабораторные опыты на мышах и не привыкли задумываться о социальных последствиях своих действий. Далее подписанты потребовали от президента отмены карантина. В общем за два с половиной месяца сидения в карантине у одних кончились деньги на пропитание, а у других терпение, началось брожение.

 

По мере локализации вируса, некоторые провинции, в которых нет ни одного случая заражения за последние 80 дней, все же получили возможность снять строгий Карантин, и стали переходить к более мягким условиям Карантина, постепенно достигнув так называемой фазы 5, когда все открыто, можно работать, но соблюдать социальную дистанцию и ношение масок в общественных местах.

 

Из 45 миллионов жителей Аргентины почти половина проживает в столичной агломерации (Буэнос-Айрес и пригороды). Чем выше плотность населения, тем выше скорость распространения вируса среди людей. Поэтому здесь фиксировалось самое большое количество заражений COVID 19. За эти сто дней карантина в Аргентине зарегистрировано порядка 45000 случаев заражения короновирусом, а цифра погибших превысила 1000 человек 21 июня.

 

Оставляя страну в карантине правительство пытается таким образом сохранить жизни людей на фоне парализации экономики в связи с Пандемией и не может сохранить жизненный уровень населения, ежедневно закрываются компании, увольняются люди, парализованы предприятия и строительная сфера. Помощь государства предприятиям практически отсутствует, отсюда и низкая жизнеспособность предприятий, и как следствие сокращение персонала или полное закрытие.

 

С начала июня стали вводиться послабления карантина в Буэнос-Айресе и пригородах. Так были разрешены прогулки по одному часу в день в пригородах, а в столице с 8 июня ночные пробежки с 20-00 до 8-00. Народ, истосковавшийся по свободному передвижению, побежал дружно и массово.При этом, в основной массе, не соблюдались социальная дистанция и у людей не было масок.

 

Так же ситуация осложняется неопределенностью в отношении переговоров по внешним долгам Аргентины (все сроки по их выплате прошли), по которым стране платить нечем учитывая ситуацию с пандемией. А скандальное дело компании Висентин (агропромышленная компания, которую государство решило экспроприировать за долги) только усугубило ситуацию.

 

И так: компания Висентин была спонсором Маурисио Макри на выборах президента Аргентины в 2015 году, когда Маурисио победил. И как пишет газета infobae - Макри имел прямое отношение к деятельности Висентин. Эта компания закупала зерно за рубежом, перерабатывала его, основную массу продавала тоже за рубеж, часть продавала на внутреннем рынке. Как оказалось, часть акций компании имеет зарубежных владельцев. Но скандал разразился из-за Экспресс Кредита, который Висентин взяла в Национальном банке Аргентины BANCO NACION (государственный банк), когда Маурисио Макри стал президентом. Кредит составил $1 300 000 000, который компания «забыла» вернуть государству.

 

В прошлом году Макри выборы проиграл. Президент Национального банка, назначенный новым президентом Аргентины А. Фернандесом, проверяя балансы прошлых периодов, обнаружил долг Висентин. Компании было предложено погасить кредит. Но то ли деньги уже были давно потрачены, то ли из-за объективных причин, Висентин, не смог предложить государству каких-либо приемлемых схем разрешения этого вопроса и тогда, были арестованы все активы совета директоров компании и самой компании, в том числе и бывшего Президента Аргентины Маурисио Макри.Так, как в Аргентине, никогда не арестовывали активы, и частная собственность всегда была неприкосновенной, этот факт вызвал бурю негодования у состоятельной части населения страны. Сегодня Висентин, а завтра любая другая компания. При этом законодательство Аргентина вообще запрещает какую-либо экспроприацию. По стране прокатились многочисленные манифестации, более чем в 70 населенных пунктах, выплеснувших на улицы миллионы граждан, уставших от бесполезного на их взгляд высиживания карантина на дому. Люди устали от бездействия и теперь эта волна энергии выплеснулась наружу, и причина тому затянувшийся, бесконечный карантин, безработица. Лозунги у этих протестов: нарушение прав и свобод, нарушение закона в отношении Висентин. Параллельно Финансовая разведка Аргентины завела уголовные дела на бывшего президента Макри и владельцев Висентин с обвинением в отмывании денег на $ 18,5 млрд.

 

Протесты против национализации компании Висентин (где многие не соблюдали карантинных ограничений) и ночная беготня в столице привели за неделю к тройному росту ежедневного числа зараженных в стране. Сейчас количество ежедневных заражений превысило 2200 и продолжает увеличиваться.

 

Ускоренное увеличение количества ежедневных заражений совпадает с драматической ситуацией, в которой находятся компании. Вопреки их ожиданиям вернуться к нормальной жизни, правительство вынуждено возвращает Фазу 1 (самый строгий карантин) в столичном регионе. Дело в том, что карантин длится 100 дней, и до сих пор нет даты его завершения. Начавшись так быстро, когда еще не кончилось аргентинское лето, когда все отдыхали на курортах и в это время деятельность и продажи в Аргентине замирают, карантин затянулся до невыносимых для экономики пределов. И это смертельно для сферы торговли. Идет массовое закрытие торговых точек и малого бизнеса. Все это ведет к резкому увеличению безработицы и катастрофическому росту бедности, что может привести к серьезным последствиям.

 

В довершение всего, денежная эмиссия для борьбы с дефицитом бюджета уже достигла триллиона песо и будет продолжать расти, но она не может расти бесконечно. Стабильность доллара висит на волоске, столкнувшись с таким увеличением эмиссии наличных денег.

 

В разгар этой действительно драматической картины для экономики Альберто Фернандес завил, что увеличение числа людей, находящихся на улицах населенных пунктов, идущих за покупками, в том числе одежды, это прямая причина роста заражений короновирусом.

 

Но стремление торгового сектора, снова открыть свой бизнес, снова начать торговлю, снова получить доход - это не прихоть, это просто вопрос выживания.

 

Кроме того, полная активизация деятельности в некоторых провинциях не принесла большого облегчения. Большинство секторов деятельности в Аргентине зависят от туризма, а сегодня въезд из других провинций запрещен, поэтому оживление крайне низкое. Другие предприниматели имеют заводы, но они в основном зависят от продаж в столичном регионе. А столица ничего не заказывает, таким образом, даже если твой завод находится в благополучной провинции, говорить об оживлении экономической деятельности не представляется возможным.

 

Альберто Фернандес уверяет, что знает, как выйти из экономического кризиса, вызванного коронавирусом. Но он никогда не объяснял, в чем состоит и как будет работать этот план.

 

Задержки и постоянный перенос сроков по переговорам с кредиторами, экспроприация компании Висентин и решение чилийской авиакомпании «LATAM» покинуть Аргентину – все это только подогревает и так взрывоопасную ситуацию в Аргентине.

 

Жесткость и продолжительность - это два фактора, которые в сочетании один с другим, превращают карантин в Аргентине, в невыносимый для поддержания какого-либо бизнеса. Ситуация также становится все более сложной для тех, кто работает на неформальной основе и живет на средства, на так называемой «временной» или «сезонной» работе. Сегодня они практически перестали получать доход и рассчитывают только на «Чрезвычайный семейный доход», который правительство обещало им в качестве государственной поддержки. Но ещё неизвестно за 100 дней карантина все ли получили обещанные правительством 20000 аргентинских песо, которые даже не позволяют им преодолеть порог бедности.

 

Только 29 апреля стало официально известно о развитии экономической активности в апреле. По оценкам, Indec это рекордное падение почти на 20% по сравнению с тем же месяцем предыдущего года, цифры, которые не наблюдались с начала 2002 года, сразу после начала конвертируемости песо (до 2002 года, песо был равен 1 доллару и не было курса конвертации). Таким образом к концу к 2020 году обвал достигнет 10%, и Аргентина станет одной из стран, наиболее пострадавших от коронавируса в мире, не смотря на такие низкие показатели в численности заболевших.

 

На этом фоне 26 июня поздно вечером после совещания карантинного «Триумвирата» (Президент А. Фернандес, губернатор провинции Буэнос-Айрес Аксель Кисилёв, мэр Буэнос-Айреса Горацио Родригес Ларрета) в президентской резиденции Олибос президент объявил о введении в столичной агломерации жесткого (выходить из дома жителям можно только за продуктами и лекарствами в ближайший магазин или аптеку с соблюдением санитарных норм) карантина с 1 по 17 июля 2020 года, для предотвращения дальнейшего ежедневного роста числа зараженных в этом регионе. Т.к. если этот процесс распространения вируса не остановить, то наступит коллапс системы здравоохранения и медикам придется делать непростой выбор, кого спасать, а кого нет. А задача правительства гарантировать каждому аргентинцу право на медицинскую помощь. Всё, что с нами сейчас происходит — это потому что мы столкнулись с последствиями пандемии, которая спровоцировала сильнейший с 1880 года мировой кризис (В 1880 году в Аргентине бушевали эпидемии холеры и желтой лихорадки). Экономика в любом случае восстановится, а вот жизни умерших людей никогда не восстановятся. С понедельника 29 июня пользоваться общественным транспортом разрешено только работникам экстренных служб, всем остальным запрещено.

 

Далее президент заметил, что люди не представляют сколько стоит свобода, но свобода теряется тогда, когда кто-то умирает. Чтобы быть свободными нужно быть живыми.

 

В заключении президент сказал: - «Я выражаю соболезнования всем, кто потерял кого-то из близких. Они — не цифры статистики, они мужчины и женщины со своими лицами, историей, жизнью и объятиями, и ситуацией, с которой они столкнулись на своём пути. Мы все вам соболезнуем. Все данные показывают, что мы на верном пути. Нам говорили, что мы не правы, когда мы вводили ранний карантин. Оказалось, что мы были правы и не слушали тех, кто ошибался. Нам говорили, что экономика не переживёт карантина, но история показывает, что это не так. Мы не будем опускать руки, попробуем ещё раз все вместе добиться лучших результатов. И никто нас не запутает. Мы великая страна! Мы великое общество! Мы столько всего уже сделали, так далеко прошли, что ещё одно усилие стоит того, чтобы его совершить. Всем спасибо, хорошего вечера!»

 

Марина Богословская, Аргентина, Буэнос-Айрес, 28 июня 2020 года

Специально для газеты Позиция