Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Смотрят в оба, или Безбожное «наблюдение»

Смотрят в оба, или Безбожное «наблюдение»

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Смотрят в оба, или Безбожное «наблюдение» Как ни прискорбно это констатировать, но за все годы независимости украинская власть так и не научилась эффективно управляться с государственными активами. Перейдя в начале 1990-х годов на рыночную экономику, держава просто отдала часть из них на откуп олигархату, а с остатком мучается. Не помогло даже введение такого института, как наблюдательный совет (НС), который должен контролировать деятельностью исполнительного органа того или иного предприятия.
 

Когда Украина подписала Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, то обязалась имплементировать нормы ЕС в части корпоративного управления. Деятельность набсоветов по европейским стандартам является одной из составляющих того документа. Ввиду этого многие украинские госпредприятия перевели свои НС на новые рельсы, в том числе с привлечением к работе в них иностранцев. Сказать, что вместе с ними пришли качественные изменения – покривить душой против истины. Зато какие деньжищи варяги безбожно тянут из госбюджета – уму непостижимо!

 

Дневная «норма»

Особняком в этом ряду стоит «Укрзализныця». В прошлом номере ПОЗИЦИЯ публиковала список зарплат членов наблюдательного совета этого предприятия. Так, вознаграждение главы НС Шевки Аджунера в период с 1 сентября 2018 года по 30 апреля 2020 года составило 13,833 млн грн. За тот же период зарплата членов набсовета Андерса Ослунда, Кристиана Куна и Андреаса Матье составила по 11,733 млн грн. Таким образом, средний уровень ежемесячной заработной платы у главы набсовета составил 690 тыс. грн, у упомянутых членов НС - по 585 тыс. грн.

 

Адомас Аудицкас с 1 сентября 2019 года по 30 апреля текущего года заработал в «УЗ» 3,093 млн грн., зарплата Олега Журавлева и Сергея Лещенко в период с 3 января по 30 апреля 2020-го составила по 1,406 млн грн (в среднем - по 350 тыс. грн в месяц). Но есть еще один весьма любопытный момент: время пребывания иностранцев в Украине. Так, Аджунер пробыл в Украине 267 дней за три года, то есть ему платили по 51 810 грн за день работы. Матье получал 109 657 грн за день, а Кун - 156 444 грн в день. При том, что он параллельно является членом совета директоров казахстанской и литовской железной дорог – и тоже не бесплатно. Бывшего члена НС «Укрзализныци» Даниэля Билака, трудившегося в этой должности до декабря 2019-го, тоже не обидели: за 2018 год получил выплаты в сумме 3,6 миллиона гривен, за прошлый – 4,7 миллиона гривен.

 

По закону для предприятий, где доля государства более 50%, а стоимость компании составляет от 3,7 млрд грн до 9,5 млрд грн, максимально допустимый размер базового годового вознаграждения члена НС составляет до 1,37 млн грн. То есть оклад в этих компаниях должен варьироваться в пределах 100−115 тысяч гривен в месяц. «Лишнее» может набежать за выполнение функций главы НС или участие в работе одного из комитетов.

 

А вы держитесь!

В то же время выплаты членам НС (как и всем украинским чиновникам) на период карантина ограничены суммой 47 тысяч гривен, и этот срок продлен до31июля. Но, как подсчитали экономисты, урезание вознаграждения для членов набсоветов всех государственных компаний и банков экономит среднему украинцу всего... 53 копейки в месяц. При этом в НС «УЗ» находят оправдание своим окладам.

 

- В медицине очень важна доза лекарства, которое дается пациенту. В нашем случае это продолжительность ограничений зарплат. Если их не снять, мы увидим рост числа некомпетентных менеджеров. Они будут работать за меньшие деньги, но это не топ-уровень. Или, что хуже, может стать почвой для возникновения и коррупции. Простым людям может казаться, что зарплата утоп-управленцев слишком высокая, но на самом деле результат их честной работы оправдывает такой уровень,- считает Шевки Аджунер. Который, к слову, возглавляет еще и набсовет «Укрэнерго» и входит в НС «Ощадбанка», где тоже получал миллионы гривен до введения ограничений по зарплатам.

 

А член набсовета «Укрзализныци» Сергей Лещенко на днях отметил, что НС предприятия с марта 2020 года вообще не получает денег. «Сейчас выплаты сокращены - как и во всех компаниях госсектора. Но набсовет «УЗ» до сих пор не подписал дополнительное соглашение по этому поводу. Лично я готов работать на условиях сокращенной зарплаты, однако членам НС разрешается совмещать эту деятельность с другой, тогда как члены правления не могут себе такого позволить, - говорит Сергей Лещенко.

 

Запад нервно курит

А ведь совсем недавно СБУ подготовила для правительства отчет, эффективна ли работа набсовета «Укрзализныци». И выяснилось, что с 2015 года продолжается обесценивание активов компании (ориентировочно на общую сумму 13 млрд грн), что стало причиной хронического невыполнения финансовых планов и приводит к существенному отставанию темпов капитальных инвестиций.

 

В СБУ считают, что это связано, в том числе, со значительным увеличением фонда заработной платы, который с 2016 года вырос с 22,3 млрд грн до 44 млрд грн (в первую очередь, за счет повышения окладов руководителей высшего и среднего звена – набсовета, правления, руководителей департаментов и региональных филиалов). А еще члены НС «Укрзализныци» в 2018-2019 гг. получили выплаты и премии на сумму около 50 млн грн. Знаете, за что? Не поверите - «за улучшение финансово-экономических показателей компании»! И где же то улучшение, а?

 

На днях финансовый эксперт Павел Вернивский опубликовал зарплаты в набсоветах крупных западных компаний:

- «Дойче Бан» - аналог нашей «Укрзализныци» - по уровню дохода в 15 раз больше «УЗ». Наибольший оклад в 2017 году получил председатель наблюдательного совета - 105 тысяч евро за год. 14 членов НС - от 30 до 40 тысяч евро.То есть если глава набсовета «УЗ»ШевкиАджунер получал в среднем 23 тысячи евро в месяц, то его коллега из «Дойче Бан» - 8 750 евро. Компания Airbus - только его прибыль как весь доход «УЗ». Здесь председатель совета получает 200 тысяч евро в год, члены НС - 80 тысяч евро, - отметил аналитик.

 

Но если бы дело ограничивалось одной только «Укрзализныцей». Есть же еще НАК «Нафтогаз Украины»: в 2018 году на зарплаты для его НС потрачено 46 млн грн. А сам глава компании Андрей Коболев, с которым недавно продлили контракт до 2024-го, в 2018 году получил 25,5 миллиона гривен (2,12 миллиона гривен в месяц), не считая 260 миллионов премии за победу в суде над «Газпромом». В «Укрпочте» тоже собрались любители «сладкой жизни». Оклад генерального директора Игоря Смелянского в 2019 году составлял почти 1,5 миллиона гривен в месяц (в 2018-м он получал 571 тысячу), а в текущем его зарплата должна была вырасти до 1,9 миллиона гривен в месяц. Затраты на семерых членов НС предприятия превышают 10 млн грн.

 

Банкиры не жалуются

С 2018 года набсоветами обязали обзавестись и государственные банки. И там оклады «наблюдателей» тоже ошарашивают. Первое место поэтому показателю занял «ПриватБанк», который обеспечивает 50% всей прибыли банковской системы Украины. Уровень зарплаты главы его НС Шэрон Иски установлен по среднесуточной ставке, которая составляет 2 тысячи долларов в день на 10 дней в месяц. «Мы понимаем, что наши зарплаты высоки по сравнению со средними, но они адекватны тому уровню квалификации, ответственности, затраченному времени и усилиям, которые необходимы для этих позиций», - сказала Иски. Рядовой член НС этого банка получает более 500 тысяч гривен в месяц. К примеру, Юлия Мецгер за полгода получила более 3,4 млн грн., сопоставимые суммы в активе ее коллег Романа Сульжика и Ольги Томаш.

 

На второй позиции – «Укрэксимбанк». Член НС Виктория Страхова получила за полгода 1,69 млн грн. Если учитывать возможные надбавки, то ежемесячная «зарплата» членов набсовета сего банка может превышать 300 тысяч гривен. «Ощадбанк» и«Укргазбанк» платят скромнее. Например, Оксана Волчко получила от последнего три платежа на1,13 млн грн в течение прошлого года. Справедливости ради отметим, что вознаграждение членов НС державных банков связано с уровнем финансовых результатов – в отличие от госкомпаний. И все равно банкиры живут не менее «кучеряво»...

 

Вместо послесловия

Вы спросите, а зачем вообще была затеяна реформа корпоративного управления в Украине? Все для того, чтобы казенные предприятия через наблюдательные советы, каждый член которых получает адекватную рыночную зарплату, обзавелись политическим иммунитетом и не зависели от власти и олигархов. Если у них нет НС, значит, менеджмент получает прямые указания от правительства и хозяев.

 

В Украине во многих госкомпаниях набсоветы не созданы по сей день. Среди крупнейших, свободных от независимого наблюдения,- «Энергоатом», Государственная продовольственно-зерновая корпорация, Аграрный фонд, Автомобильные дороги Украины, «Украэрорух» и другие. Суммарно, согласно нормативной оценке Минэкономики, в сфере независимого корпоративного управления должны находиться государственные активы стоимостью около 1,4 триллиона гривен! Но этого не происходит. Почему? Делайте выводы сами – это не сложно.

 

Сказано!

- Наблюдательный совет должен бить себя по рукам каждый раз, когда захочет «порулить» компанией. Члены НС - это визионеры, определяющие правильность развития компании в долгосрочной перспективе. Они амбассадоры, обладающие ярко выраженными профессиональными компетенциями. Единственной метрикой, от которой зависит размер вознаграждения членов НС, может быть количество рабочих дней. Например, в Украине есть международные банки, где члены набсовета работают всего 6 дней в году и получают 2.5−3 тысячи евро задень, - говорит заместитель директора потрансформации «Укроборонпрома» Роман Бондарь.

 

Отметим также, в Минэкоэнергосообщили, что ключевых показателей эффективности для глав и членовНС досих пор не существует, как не обозначена зависимость суммы вознаграждения от этой цифры. Соответственно, оклады набрасывают «на глазок».

 

В тему

В Конституционный суд Украины 15 июня поступило представление 48 народных депутатов. Как отмечают его авторы, включение в состав наблюдательных советов государственных корпораций и монополий, которые распоряжаются финансами и влияют на стратегическое развитие граждан других государств, является угрозой национальной безопасности. По их мнению, иностранец подчиняется законам своей страны и пользуется его защитой, что препятствует привлечению такого лица к ответственности за ущерб суверенитету или экономической безопасности Украины. В представлении идет речь, в частности, об иностранцах в набсоветах НАК «Нафтогаз Украины», «Магистральные газопроводы Украины», «Укрзализныци», «Укрэнерго», «Укрпочты», «Администрации морских портов Украины» и т.д.

 

Максим КОРОБЕЦ

 

 

Источник Позиция