«Большое строительство» УкраиныИз года в год
буквально все претенденты на властные «престолы» – как в центре, так и на
местах – обещают восстановить Украину из руин. Пишут целые тома программ и
проектов, в которых ярко живописуют, как страна и граждане заживут, – только,
мол, «выбери меня». Но как только это происходит, словно воды в рот набирают и
разводят руками. Соответственно, руина наша лишь усугубляется.
Действующая власть в марте текущего года запустила программу «Большое строительство». Ее представляют в качестве концептуальной, каковой еще доселе не было на просторах Украины. Проект, по словам его разработчиков, станет драйвером экономического роста в государстве, поскольку один вложенный в строительство доллар аккумулирует еще 7-8 «зеленых» в смежных сферах.
Рекордное изобилиеПрограмма рассчитана на пять лет и финансируется из Государственного фонда регионального развития и «Укравтодора». За 5 лет планируется ввести в эксплуатацию около 24 тысяч километров дорог (в 2020-м – больше 4 тысяч км государственного значения и 2500 км – местного). Также «Большое строительство» предполагает введение в эксплуатацию в этом году 389 объектов социальной инфраструктуры: детских садов, школ, спортивных сооружений, больниц (эти средства поступят из Государственного фонда регионального развития). По подсчетам Центра анализа общественных финансов, на реализацию программы в 2020-м уйдут рекордные суммы: из бюджета выделят 105,6 миллиардов гривен (8% расходной части). 35 миллиардов из этих денег депутаты перенаправили из фонда по борьбе с коронавирусом. Кроме того, государственный «Укрэксимбанк» выдал «Укравтодору» кредит на 19,3 миллиарда гривен. То есть в общей сложности на строительство и ремонт одних только дорог должно поступить около 125 миллиардов гривен (в 2019-м эта сумма составляла 50 миллиардов).
Свои на бобахВсе это, безусловно, здорово, но есть некоторые нюансы, нивелирующие общую эйфорию от «Большого строительства». Например, что средства, затраченные на дороги, в основном пройдут мимо украинской «кассы». Потому как их ремонтом займутся в большей степени иностранные компании, а наши строители этих денег не увидят.
Плюс материалы для реконструкции дорожного полотна – также импортного происхождения, Стоимость того же битума составляет около половины затрат на ремонт дорог, и эти средства уйдут в страны-производители. Может, выгоднее было бы делать полотно бетонным? Оно и надежнее, и цементные заводы в Украине имеются...
Впрочем, в нашем правительстве отечественных дорожников особо никогда не жаловали. И это при том, что многие работы они выполняют за свои деньги, авансом. Не далее чем в конце 2019 года Национальная ассоциация дорожников Украины обращалась к правительству с требованием погасить 2,7 млрд грн долгов за уже выполненные работы (в том числе на трассе Запорожье – Мариуполь). А в 2013-2014 гг. некоторым подрядчикам вложенные деньги за строительные и ремонтные работы не вернулись вовсе...
Местные тоже платятЕще один любопытный момент: определенные объекты в регионах строятся и реконструируются не только за счет государства, но и местных бюджетов. Допустим, стадион в Южном Одесской области: 60% в него вложил городской бюджет, 40% – областной. Но в облгосадминистрации в итоге лавры отдали президентскому «Большому строительству».
В Буче (Киевская область) построили большую школу. Начался процесс в 2015 году за средства местного бюджета, только в следующем на помощь пришли деньги из государственного. В целом город потратил на объект 40 миллионов гривен, держава – 85 миллионов. В Полтаве с 2016 года возводили кардиоцентр. Государство и город профинансировали строительство пополам – вложили по 200 миллионов гривен. То есть все делается, скажем так, на паевом участии, а не только благодаря «Большому строительству».
– Каждая облгосадминистрация провела конкурс среди объектов, нуждающихся в финансировании, по программе «5-5-5»: пять садиков, пять школ и пять спортивных сооружений, которые можно реконструировать в 2020 году. Есть также переходные объекты, недострои предыдущих лет – их тоже надо заканчивать, – говорит министр развития громад и территорий Алексей Чернышов.
Чиновник утверждает, что без «Большого строительства» этого бы сделать не удалось, потому что на программу выделены государственные средства. Но позвольте: правительство ее не утверждало, откуда же они? «Нам удалось» сохранить Государственный фонд регионального развития после пересмотра госбюджета. Он финансировал эти проекты еще до старта президентской программы, продолжает и сегодня», – отметил Алексей Чернышов.
А хватит ли запасов?В следующем году планируется увеличить объемы строительства и ремонта дорог в рамках реализации программы «Большое строительство», заявил заместитель руководителя Офиса президента Кирилл Тимошенко. Хочется безоговорочно верить, но есть ряд факторов, способных на это повлиять. Во-первых, велик риск невыполнения госбюджета страны в доходной части уже в 2020-м. Кроме того, на ближайшие годы выпадают государственные выплаты внешним кредиторам. То есть свободных средств у власти может и не оказаться. И тогда инициативу президента могут посчитать всего лишь пиар-ходом в преддверии местных выборов...
Максим КОРОБЕЦ
Источник Позиция |
ВИБІР РЕДАКЦІЇ
КОМЕНТУЮТЬ
А ЗАВТРА ЗАКОНЧИЛАСЬ ВОЙНА
15709
0
ЯДРЕНОЕ УТРО
14663
0
ЗИГЗАГИ ИСТОРИИ
14481
0
КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ ВОЙНА?
14930
0
НАША ИСТОРИЯ-ЗАБУДЬТЕ!
14857
0
ФАКТОР БЕЛАРУСИ
14401
0
БОЯТСЯ НЕ УСПЕТЬ?
14495
0
НУ, ПОДУМАЕШЬ, УКОЛ!
15883
0
ЗА КУЛИСАМИ ВОЙНЫ
14516
0
Колонка редактора
Шеф-редактор
Сергій ЗНАМЕНСЬКИЙ
Сергій ЗНАМЕНСЬКИЙ
Остання додана стаття:
ОПИТУВАННЯ
В какой Украине вы предпочли бы жить?
Партнери
Автор: administrator
Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач. Ми рекомендуємо Вам зареєструватись або зайти на сайт під своїм ім'ям.
|