Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Посиделки на пороховых бочках

Посиделки на пороховых бочках

Категорія: Позиція » Статті » Економіка

Посиделки на пороховых бочках Наша повседневная жизнь настолько насыщена событиями личного характера, к которым успешно присовокупился вечно продлеваемый карантин, что за ними мы почти перестали замечать проблемы общенационального масштаба. Причем говорим мы не о боевых действиях на Донбассе – у нас хватает других трудностей, на первый взгляд более мирного характера. Но они могут нанести колоссальный вред жизнедеятельности государства и его населению. В том числе и запорожцам.


Сценарий «большой воды»

Состояние одного из символов нашего города – Днепрогэс – уже давно вызывает озабоченность у профильных специалистов. Когда в сооружении были замечены первые серьезные дефекты, доподлинно неизвестно, но произошло это уже в годы независимости Украины. «В натуре» трещины обнаружили в целом ряде бетонных столпов-«быков» при президенте Леониде Кучме в 1997 году, и тогда же была запланирована реконструкция объекта. Несмотря на то, что эксплуатационный ресурс дамбы Днепрогэса истек еще в 2007-м, с тех пор капитального ремонта сооружение так и не увидело. Хотя в 2009 году тогдашний запорожский мэр Евгений Карташов направил в Кабинет министров письмо с просьбой определить уровень аварийности плотины.

 

За Днепрогэс отвечают два субъекта хозяйствования - «Укргидроэнерго» иЗапорожский городской совет. Первый отвечает запроизводство электроэнергии, второй- затранспортную составляющую. Любопытно, а само состояние дамбы как объекта критической инфраструктуры в целом в чьей компетенции?

 

Зато дорожное полотно на ней латают неустанно. Так, директор «Днепровской ГЭС» Виктор Кучер отметил, что на проезжей части были уложены плиты 1932, 1942 и 1947 годов. «Когда мы раскрыли швы, то обнаружили на плитах раскрытые трещины. Будем их прошивать. Когда мы уложим новый асфальт, все будет красиво», - сказал он. Ну, конечно, красота ведь – страшная сила, а безопасность второстепенна.

 

Отметим, что на балансе «Укргидроэнерго» семь дамб, и все они, по оценкам украинских экспертов, находятся в удовлетворительном и работоспособном состоянии. На гидроэлектростанциях Днепровского и Днестровского водохранилищ созданы специальные подразделения, которые каждый день занимаются вопросами эксплуатации дамб. Кроме того, в июле прошлого года Днепрогэс с рабочим визитом посетила Международная комиссия по большим плотинам ICOLD, и в результате его состояние было признано полностью удовлетворительным.

 

Однако неувязка получается: в августе 2016 года делегация инженерных войск США (USACE) посетила Украину сцелью обследовать состояние Днепровского каскада. И рекомендация была одна - срочно укреплять дамбы! На шести объектах- вКиеве, Каневе, Кременчуге, Каменском, Запорожье, Новокаховке состояние плотин ишлюзов было оценено каккритическое.

А теперь смоделируем ситуацию. Если рухнет Киевская дамба, ее судьба постигнет Каневскую и Кременчугскую. Последним оплотом перед Днепрогэс останется Среднеднепровская (бывшая Днепродзержинская) ГЭС, и тогда Запорожью не поздоровится. В некоторых районах вода поднимется на 8-12 метров, дома и мосты, другие объекты инфраструктуры сметет огромной волной. И даже после ухода воды на всей территории затопления останется до метра ила и мусора, а наружу вырвутся нечистоты и токсичные отходы, что вызовет чудовищную эпидемиологическую ситуацию.

 

Думаете, это похоже на сценарий к фильму-катастрофе? Тогда напомним о событиях 13 марта 1961 года в Киеве, которые вошли в историю под названием «Куреневская трагедия». В этот день прорвало дамбу в районе Бабьего Яра, за которой более 10 лет скапливались сточные воды с Петровских кирпичных заводов. Неизвестно, почему дамбу сделали небетонной, аземляной. Ее прорвало – и грязевой вал шириной примерно в 20 метров и высотой 14 метров смыл целый жилой район вместе сдомами иобщественным транспортом. Потоп продолжался всего полтора часа, но его последствия были катастрофическими. По официальным данным, погибли около 150 человек, но расследование запретили ивообще все засекретили. Напомним, это был 1961 год: в космос полетели, а вот с земными делами управиться оказались не в силах...

 

Атомный риск

Несмотря на то, что с 1986 года прошло уже немало времени, чернобыльская катастрофа до сих пор аукается тревожным звоном по всей Украине. Освежила события тех лет авария на АЭС Фукусима-1 в Японии вследствие сильнейшего в истории этой страны землетрясения и последовавшего за ним цунами. Эта катастрофа в очередной раз доказала, как иногда оказывается слаб человек перед силами природы. И мир все интенсивнее стал отказываться от атомной энергетики в пользу возобновляемой – солнечной и ветровой.

 

В Украине с таким переходом сложнее: АЭС – один из основных столпов национальной энергетики. В Украине действует четыре атомных электростанции: Запорожская, Ровенская, Хмельницкая и Южно-Украинская (всего 15 энергоблоков). За четыре месяца 2020 года они произвели почти 42% всей электроэнергии в стране. Причем Запорожская с ее 6 энергоблоками общей мощностью 6000 МВт является крупнейшей в Европе.

 

В то же время большинство атомных энергоблоков в Украине достигли критического срока эксплуатации, а нарушение правил и срока их использования может привести к техногенной катастрофе. В условиях хронического недостатка финансирования единственный выход – модернизация установок.

 

Как отмечает бывший вице-президент по ремонтам и заводскому производству НАЭК «Энергоатом» Владимир Пышный, в 2019 году была проведена оценка сроков безопасной эксплуатации всех АЭС Украины. По консервативному сценарию пять блоков могут безопасно работать 55 лет, а еще десять – 60 лет.

 

- Чтобы построить новый блок, нужно потратить 4,5 млрд долларов. Для продления срока эксплуатации необходимо около 4 млрд гривен. Поэтому каждый блок должен отработать максимум своих возможностей, - говорит Владимир Пышный.

В то же время и.о. министра энергетики Ольга Буславец заявила, что за все время государство не смогло аккумулировать средства даже на выведение одного блока из эксплуатации. «Уже через 5–10 лет мы будем вынуждены постепенно это делать. На это необходимо 200 млрд грн, тогда как в профильном фонде накоплено только 5 млрд грн.

 

А выводить нужно, потому что атомная энергетика на самом деле не так дешева, как нам расписывают», - сказала она.

Оставим за скобками вопрос лоббирования интересов «зеленой» энергетики, который приписывают многим украинским чиновникам топ-ранга. Но сам факт того, что АЭС – не самый безопасный способ выработки электроэнергии, заставляет подходить к вопросу осторожно и взвешенно. На глубокую модернизацию станций средств в казне нет, минимизировать риски тоже не за что – значит, за каждым объектом необходим строжайший контроль. Но способно ли обеспечить его государство?

 

Дремлющие отходы

С обретением Украиной независимости перед ней встал еще один серьезный вопрос: где хранить отработанное ядерное топливо (ОЯТ)? Ежегодно тратить сотни миллионов долларов на его вывоз в Россию было накладно. В 1996 году Запорожская АЭС начала реализацию проекта сухого хранения ОЯТ, а в 2001-м получила лицензию на ввод хранилища в эксплуатацию. Тендер на его строительство получила американская компания, а первый контейнер с отходами в хранилище загрузили уже 24 августа.

 

Запорожская АЭС первой и единственной в Украине внедрила систему сухого хранения отработанного ядерного топлива, решив проблему его хранения и сэкономив средства для экономики. Комплекс рассчитан на 380 вентилируемых контейнеров хранения – их достаточно, чтобы принять отработанное ядерное топливо за весь период эксплуатации нашей АЭС. Он рассчитан на эксплуатацию в течение 50 лет (с возможностью продления сроков хранения контейнеров до 100 лет).

Строительство ЦХОЯТ, начатое в ноябре 2017 года в чернобыльской зоне, также позволит сократить расходы, связанные с обращением с отходами. Есть у нас и отдельное хранилище ОЯТ чернобыльских реакторов (ХОЯТ-2, построено в 2001-2019 годах за счет Европейского банка реконструкции и развития).

 

Вообще СХОЯТ эксплуатируются во многих странах мира. Но мероприятие это рисковое, несмотря на приличные сроки гарантии сохранности ядерных отходов. Западные государства, по всей видимости, не уверены в надежности этого метода. Зачем им такие проблемы? И в ближайшем будущем они могут найти «козла отпущения», который за деньги согласится сберегать ОЯТ на своей территории. Чем не вариант вечно нуждающаяся Украина? А мнение народа власть по обыкновению не спросит: долги погашать нужно буквально перед всем миром. И это не страшилка – в будущем она может стать явью.

 

Критическая халатность

Кстати, еще один интересный момент: во многих странах есть утвержденный перечень объектов критической инфраструктуры. У нас же такой документ до сих пор не прошел все стадии согласования, хотя речь идет о стратегически важных объектах для обеспечения национальной безопасности.

 

Впрочем, в действующем законе «О кибербезопасности» эти моменты уже прописаны. Согласно ему, объектами критической инфраструктуры могут быть предприятия или учреждения различной формы собственности, деятельность которых непосредственно связана с технологическими процессами или предоставлением услуг, имеющих большое значение для экономики страны. То есть, по идее, в список должны быть включены объекты, связанные с водоснабжением, электроэнергией, атомной энергетикой, дамбы и тому подобное. Но правительство почему-то не спешит узаконить перечень официально. С чем это связано – никто не озвучивает.

 

А в то же время компьютерную безопасность этих объектов еще в 2017 году поставила под сомнение организация «Украинский киберальянс». Оказалось, что самой распространенной ошибкой оказались не слабые пароли или антивирусная защита, а то, что важная информация лежит в онлайне на FTP (протокол передачи файлов по сети) или вообще общем сетевом диске – и притом без пароля.

 

В число таких ресурсов попали управление Национальной полиции в Киеве, Академия МВД, Национальное агентство по противодействию коррупции, «Энергоатом», включая отдел ядерной безопасности Запорожской АЭС (там в открытом доступе лежало все, начиная от чертежей реактора 1984 года и до последних отчетов). То есть, грубо говоря, заходите, люди добрые, и берите все, что плохо лежит. Такая преступная халатность – к сожалению, отличительная черта нашего государства.

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция