Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Умер Борис Патон: академик-долгожитель, для которого наука была смыслом жизни

Умер Борис Патон: академик-долгожитель, для которого наука была смыслом жизни

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Наука та IT
Умер Борис Патон: академик-долгожитель, для которого наука была смыслом жизни В возрасте 101 года умер украинский инженер и ученый Борис Патон. Об этом сообщил президент Владимир Зеленский в своем фейсбуке.

Рассказываем, чем он запомнился и сделал для Украины.

В Украине найдется не так много людей, которым ставили памятники при жизни, и среди них - академик и многолетний руководитель Национальной академии наук Борис Патон.

Как ученый, он получил мировую славу в области электросварки, металлургии и технологии металлов.

"Мы развили и применили сварки прежде всего на земле, затем - под землей, в водных пространствах и вне Земли", - рассказывал он о достижениях возглавляемого им Института электросварки, носящий имя его отца Евгения Патона.

С именем Патона-младшего связаны такие технологии, как сварка под флюсом, электрошлаковая сварка, сварка в космосе, а также относительно новое изобретение - электросварки мягких тканей. Последний хирургический метод, правда, почти не известен за пределами Украины и России. Всего в его списке - более 700 изобретений, большинство из которых имеют международные патенты.

Борис Патон запомнится также как бессменный руководитель НАН Украины, переживший пять советских и шестерых украинских лидеров. Более полувека возглавлял уважаемый научное учреждение страны, в 2018 году отметила столетие со дня основания.

Правда, в последние годы жизни Патона все громче звучали призывы уступить место молодому поколению.

Он также стал первым, кто получил звание Героя Украины.

Борис Патон родился в Киеве в символическую для своей будущей карьеры дату - 27 ноября 1918 года. В том же году, который пришелся на бурные времена Гетманщины, по указу гетмана Скоропадского была основана Национальная академия наук Украины.

Его отцом был академик Евгений Патон, который впоследствии основал Институт электросварки в Киеве и в честь которого назван мост через Днепр в столице. А мамой - домохозяйка Наталья Патон.

Закончив школу (без медали, как он вспоминал потом), сын уже тогда известного академика поступил в Киевский политехнический институт. Защищать диплом новоиспеченному инженеру-электрику пришлось в еще одну знаковую дату - 22 июня 1941 года, в день нападения Германии на Советский Союз.

"Как сегодня, помню 22 июня 1941. Мы с однокурсниками спешили в институт. Слышим, где-то над городом уже гудят немецкие самолеты. Добегаем нынешней площади Победы, а здесь воздушный налет!", - вспоминал он.

Первые месяцы своей карьеры молодой специалист провел на заводах в российских городах Горький (ныне Нижний Новгород) и Нижний Тагил, где тогда работал эвакуированный из Харькова танковый завод им. Коминтерна.

"До сих пор, встречая поднятый на пьедестал танк, я внимательно рассматриваю обозримые швы, определяя, каким образом они сварены", - писал ученый в своих воспоминаниях.

Потом началась большая карьера в Институте электросварки. Как рассказывал потом сам Борис Патон, отец заставил пройти его все ступеньки вверх от младшего научного сотрудника, каким он был четыре года, до заведующего отделом, заместителя директора и собственно директора. Эту должность он занял в 1953 году и оставался главным в учреждении до конца жизни.

А почти через десять лет он также возглавил Национальную академию наук, в состав которой уже тогда входили десятки институтов, включая Институт электросварки.

Параллельно с научной Борис Патон стремительно продвигался и в партийной карьере.

Он прошел путь от депутата Верховного Совета УССР к члену ЦК КПСС, которым оставался до распада Союза.


Новая эпоха

Во времена независимости, когда финансирование науки резко сократилось и многие научные проекты просто закрылись, Борис Патон сумел сохранить основные научные школы в Академии.

Его авторитет и опыт почти всегда работали в его пользу, и уважение к нему демонстрировали практически все первые лица государства. С ним охотно фотографировались едва ли не все президенты и премьер-министры.

1998 года, вскоре после основания звание Герой Украины ученый стал его первым лауреатом - "за самоотверженное служение науке".

Некоторое время он входил в Совет национальной безопасности и обороны.

Борис Патон сосредоточен в основном на научной работе и редко делал политические заявления или жесты. Именно поэтому эти редкие случаи так запомнились многим в Украине. В 2009 году, на выборах президента, он стал доверенным лицом Юлии Тимошенко.

А в 2011-м - одним из десяти представителей интеллигенции, которые написали письмо в поддержку политики президента Виктора Януковича.

Судя по его интервью, в которых он осторожно высказывался на мировоззренческие темы, Борис Патон тяготел больше к консервативным, связанных с Советским Союзом ценностям.

Борис Патон оставался авторитетом практически для всех политиков первого эшелона, независимо от партий
В конце 1990-х он возмущался тем, что в стране сносят памятники советским лидерам. А в 2000-х выступал против введения Болонской системы и защищал советскую систему образования, предостерегая против "прокрустово ложе бесконечных реформ".

"Ну почему мы должны копировать западную систему только потому, что она западная? У нас была хорошая система образования. Надо ее совершенствовать, развивать, но не нужно ломать", - говорил академик.

Почтенный возраст

После того, как в 2015 году 96-летнего Бориса Патона раз переизбрали главой НАН Украины, начали звучать все громче голоса о том, что на его место должен прийти молодой человек.

"При всем огромном уважении к Борису Евгеньевичу, его колоссального вклада в развитие науки, нельзя не учитывать его возраст. И, пожалуй, в статусе почетного президента он не стал бы менее уважаемым и востребованным", - писало после его переизбрания "Зеркало недели ".

Академику вспомнили также его собственные слова, сказанные в конце 1990-х о том, что Академия наук "невероятно постарела" - средний возраст доктора наук тогда был 58 лет. С тех пор молодых ученых в учреждении больше не стало.

Однако среди некоторых членов Академии бытовало мнение, что пока на посту главы остается Борис Патон, это гарантирует определенную стабильность учреждении, столкнулась с планами правительства «оптимизировать» ее.

Наука и Бог

Борис Патон владел английским и немецким языками.

Всю жизнь он увлекался спортом: играл в теннис и был мастером спорта по водным лыжам. В 1995 году, когда ему было 77, катаясь на монолыже, он сломал тазобедренный сустав, после чего с этим хобби пришлось распрощаться.

Выписавшись из больницы, академик сразу же поехал в бассейн, где проплыл 400 метров. Этих привычек - плавать по несколько раз в неделю и делать утром и вечером зарядку - он не оставлял до глубокой старости.

Но настоящей его страстью к концу возраста оставалась наука. И одной из проблем, которая его беспокоила, было обесценивание роли фундаментальной науки.

"В науку поверят гораздо больше людей, если она даст интереснее жизнь человечеству, именно обычным людям, а не ученым, - говорил он в одном интервью. - Я за результат в науке, но не за счет того, чтобы закрыть фундаментальные исследования".

Свою жизнь Борис Патон доживал без близких членов семьи. В 2009 году умерла его дочь Евгения, биолог-генетик. А 2013-м из жизни ушла жена Ольга, которая была инженером в Институте механики НАН Украины.

Его старший брат Владимир, который тоже был ученым, умер в 1987 году в возрасте 70 лет.

Бюст Бориса Патона установили в Киеве еще при Союзе, без его согласия. Академик рассказывал, что каждый раз смущался, проходя мимо этого места у Научно-природоведческого музея. Несмотря на то, что Борис Патон рос в атмосфере научного атеизма, на склоне лет ученый рассказывал, что относится к религии с "большим уважением". Он говорил, что она особенно нужна "нашей бедной стране".

"Это не значит, что я верю, что на небесах существует Бог. Но если мы снова отречемся религии, назвав ее дурманом для народа, то сделаем большую ошибку", - сказал он.