Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » "У меня просто украли детей": как украинцы теряют детей после развода

"У меня просто украли детей": как украинцы теряют детей после развода

Категорія: Культура, Суспільство
"У меня просто украли детей": как украинцы теряют детей после разводаТысячи родителей в Украине - и мам, и пап - после развода фактически теряют доступ к своим детям. Они годами добиваются свиданий или права на совместную опеку, а некоторых детей в буквальном смысле похищают.

Добиться своего права на заботу и воспитание ребенка, если против выступает вторая сторона, с которой ребенок фактически проживает, практически невозможно.

У государства нет эффективных рычагов воздействия на ситуацию. Это признают и чиновники, и юристы.

А в стране в целом отсутствует культура цивилизованных разводов и совместной опеки, добавляют психологи.

"Не видел детей почти два года"

Двух своих детей - 12-летнего Богдана и 10-летнюю Киру - одессит и моряк Вадим Федоров не видел с осени 2018 года.

Жена ушла от Федорова к другому мужчине еще в 2014 году, пока он был в рейсе, рассказывает мужчина. Ситуация была неприятная, но сначала все было цивилизованно - дети жили с мамой, но каждые выходные отец мог видеться с ними.
 
 
Кроме выплаты базовых алиментов человек оставил детям квартиру в Одессе. Деньги от ее аренды - а это почти $500 - бывшая также могла тратить на детей, рассказывает Федоров. Кроме того, он покупал детям все необходимое по списку, оплачивал дополнительные занятия, врачей и тому подобное.

Так продолжалось почти три года, пока бывшая жена не подала в суд с просьбой перечислить сумму ежемесячных алиментов.

"Суд в мое отсутствие на основании удивительной бумажки на первом же заседании насчитал мне почти 1 млн гривен долга,
- вспоминает Федоров. - В феврале 2018-го я вернулся из рейса, а тут арест всего имущества, запрет на управление автомобилем и запрет на выезд за рубеж".

Уже в марте суд первой инстанции это решение отменил, но с тех пор детей мужчина почти не видел, а любые попытки с ними встретиться или поговорить заканчивались крайне неприятно.

"Дочь звонила и плакала, говорила: "Ты выиграл суд, я тебя ненавижу, мы маму любим, а тебя не хотим". Потом сын позвонил и сказал, что я для них умер",
- жалуется мужчина.

Осенью 2018 апелляционный суд окончательно отменил задолженность и решение вступило в силу.

А вскоре женщина, заблаговременно получив справку о задолженности по алиментам, выехала с обоими детьми за границу и с тех пор не возвращалась. По информации мужа, теперь они проживают в Испании.

Ранее один из родителей мог вывезти за границу детей только по документальной согласия другого родителя, но, по новому закону, разрешение не требуется, если есть задолженность по алиментам.

"Я вообще не против, может, и лучше детям будет жить в Испании, но я хочу знать, где они, хочу иметь возможность позвонить и узнать, что они ели, все у них в порядке, хочу приехать и провести с ними время. Это дети, они мне небезразличны", - едва сдерживает эмоции Федоров.
 
Министерство юстиции на запрос подтвердило историю мужчины.

По их данным, сейчас у Федорова не только отсутствует задолженность по алиментам, но еще и есть переплата в размере более 10 тыс. гривен. Его бывшая жена - в розыске.

По ней также исполнительное производство по препятствование отцу во встречах с детьми, расписание которых определен судом.

Ей также запрещено управлять автомобилем и выезжать за границу, сообщает минюст. Правда, выполнить эти предписания пока невозможно.

"Понятно, что есть папы негодяи, которые не платят алименты или специально не выпускают маму с ребенком на отдых или лечение за границу. На таких надо найти управу, но этот закон был сырой, - жалуется Федоров. - У меня по сути просто украли детей".

В последние годы случаев, когда детей навсегда вывозят за границу без согласия одного из родителей, стало больше. Особенно потому, что стало больше браков с иностранцами, рассказывает Ирина Мороз, партнер юридической фирмы AGA Partners и председатель комитета Ассоциации юристов Украины по гражданскому, семейного и наследственного права.

В таких случаях, если родители не могут договориться мирно, судебные процессы могут тянуться годами, и все равно реализовать реальное право на доступ к ребенку крайне сложно.

"У нас есть процесс с украинской и английской юрисдикцией, когда мать вернулась в Украину без согласия отца, - рассказывает она. - Уже более шести лет отец не может увидеться со своим ребенком".

"Когда доходит до развода и конфликт, в бой может идти весь арсенал, все методы, в том числе в отношении ребенка", - добавляет юрист.
 
 

"За нами гнались и угрожали, что зарежут"

История Екатерины (имя изменено по ее просьбе) похожа на остросюжетный боевик. Старшего сына, которому тогда было три года, похитил бывший гражданский муж. И почти полгода женщина не могла найти ребенка.

Все начиналось мирно. С мужем, крымским татарином, Екатерина познакомилась на работе. Он выглядел респектабельным и солидным мужчиной. Но за три года совместной жизни он радикализировался.
 
"Незадолго до разрыва он отрастил бороду, начал пять раз в день молиться, - вспоминает она. - Он бросил нас, когда нашему второму сыну было пять дней. У меня все болело после родов, и он был недоволен, что я не могу выполнять женскую работу".

После этого он неоднократно приходил к бывшей, угрожал, что заберет сына, выламывал двери в квартиру ночью и даже пытался изнасиловать, говорит она.

Однажды, когда Екатерина отпустила старшего сына увидеться с папой, человек просто исчез вместе с ребенком.

Пять месяцев женщина искала ребенка, обращалась в органы государственной власти, но все было бесполезно.

"Скажу честно, если бы у меня не было второго ребенка, которая тогда была на грудном вскармливании и постоянно нуждалась моего заботы, я бы сошла с ума", - признается женщина.

В конце концов, она получила ордер суда на отнятие ребенка к матери, пока не состоится слушание дела об определении места жительства детей по существу.

Чтобы выполнить законное решение суда, Екатерина наняла частную охрану, автобус, взяла с собой представителя социальных служб и государственной исполнительной службы.

"Когда адвокат сказала, что мне нужна будет частная охрана, я посмотрела на нее как на сумасшедшую. Но хорошо, что я так и сделала. Если бы не частная охрана, полиция бы не справилась", - говорит Екатерина.

Со всем этим конвоем она отправилась по всем местам, где теоретически мог быть ее сын. Женщина признается, что надежды найти его у нее не было, ведь она была в этих местах десятки раз. Она рассчитывала, что отсутствие ребенка покажут многочисленные свидетели, и мальчика можно будет объявить в международный розыск.

Но ей повезло, в одном из мест она нашла ребенка. Говорит, что больше всего боялась, что за эти месяцы мальчик ее забыл, но, к счастью, этого не произошло.

"А дальше был армагеддон, - вспоминает Екатерина. - За нами гнались машины его друзей, Государственному исполнителю угрожали, что ее зарежут. Мы забаррикадировались в автобусе, и потом пересели в машину полиции, которая нас вывезла".

С тех пор Екатерина живет в своей квартире, опасаясь за свою безопасность. Суд, который должен определить место жительства детей, продолжается уже два года, а решения до сих пор нет.

Ее бывший никакого наказания за похищение сих пор не получил, хотя к нему открыто уголовное производство, говорит она. Он также не платит алиментов, детей полностью содержит она.

Бытует стереотип, что в таких ситуациях жертвами становятся женщины, которые крайне зависимы от своих бывших мужчин, а мужчины-похитители - влиятельные бизнесмены или политики.

Но случай Екатерины совсем не такой. Она - современная, независимая женщина с собственным жильем, хорошо зарабатывает, имеет хорошее образование и работала в международных, в том числе правозащитных организациях.

"Я - нетрадиционная жертва домашнего насилия, - говорит она. - И все равно мне было очень непросто".
 

"Вижу ребенка несколько раз в год, когда бывшая жена позволит"

Впрочем, потерять ребенка после развода в Украине можно и без всякого похищения.

Для этого достаточно, чтобы тот из родителей, с кем проживает ребенок, закрыл доступ для бывшего или бывшей. И именно таких случаев в стране больше всего.

Киевлянин Денис Ялухин и его жена разошлись, когда их совместной дочери было 11 месяцев. С тех пор ребенка он почти не видит.

"Я вижу ребенка несколько раз в год, когда бывшая жена соизволит по каким-то причинам ее дать. В этом году я видел дочь в марте в начале карантина и несколько недель назад (в июле)",
- говорит мужчина.

Законных способов видеться с ребенком, если мать категорически этого не хочет, практически не существует, жалуется он.

По его словам, сразу после разрыва он обратился в соответствующую комиссию по вопросам опеки и попечительства, чтобы она выдала рекомендации по посещению ребенка.

Комиссия выделила отцу всего несколько часов по субботам в присутствии матери. Но эти встречи регулярно срывались другой стороной, а если и происходили, то заканчивались скандалами.

Ялухин снова обратился в комиссию с просьбой разрешить свидание с ребенком без присутствия матери и с ночевками, но на это получил отказ. Пришлось идти в суд.

Судебный процесс длился целых два года и вынес решение в пользу отца, но заставить бывшую выполнить это решение не может ни исполнительная служба, ни полиция.

"В июле я приехал к ребенку, мне не открыли дверь. Я вызвал полицию, но полиция этими жалобами подтирается, я уже подал их десятки", - говорит Денис Ялухин.

"Исполнительная служба тоже всячески отбивается. Максимум - открывают производства, но если ответчице хватает характера их игнорировать, эти производства закрывают. На этом все заканчивается",
- объясняет он.