Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Долгое эхо Второй мировой. Часть 3

Долгое эхо Второй мировой. Часть 3

Категорія: Суспільство, Вікно у світ
Долгое эхо Второй мировой. Часть 3 1 сентября 1939 года вооруженные силы Германии вторглись в пределы Речи Посполитой. Британия и Франция, связанные с Польшей военно-политическим союзом, вынуждены были объявить войну нацистскому Рейху. Неожиданно для самих себя Лондон и Париж оказались жертвами собственной политики ублажения агрессора, стремления направить его военную экспансию на восток, против СССР. Хотя и сами видели, что аппетиты и наглость гитлеровского режима росли с каждой уступкой, с каждым новым территориальным захватом.
 
Как выяснилось, ни британцы, ни французы умирать за поляков не собирались. Началась так называемая «странная» окопно-позиционная война, когда линия фронта на Западе вроде бы существовала, но боевые действия почти не велись. К примеру, вместо того, чтобы бомбить противника, английская авиация разбрасывала над позициями вермахта тонны агитационных листовок.

 

Чтобы укрепить свое положение на Балтийском море и в Прибалтике, в начале октября 1939 года СССР заключил пакты о взаимопомощи с Эстонией, Латвией и Литвой. На их территории были созданы советские военные базы. Вскоре в прибалтийских странах к власти пришли коммунисты, которые тут же свергли местные «буржуазно-националистические фашистские диктатуры». В первых числах августа 1940 года эти три государства были включены в состав СССР в качестве союзных республик – разумеется, «по единодушной воле литовского, латышского и эстонского народов». При этом Литовской ССР были переданы районы Белоруссии, населенные в основном литовцами.

 

Насчет «добровольности» вхождения стран Балтии в «семью братских народов» иллюзий не было и нет, но в тех условиях Кремль действовал так, как это диктовала логика безопасности и выживания Страны Советов, на тот момент не готовой к прямой схватке с Третьей империей.

 

Несколькими месяцами ранее, 30 ноября 1939 года, началась так называемая «зимняя» война, по итогам которой в марте 1940 года СССР отторг у Финляндии практически весь Карельский перешеек (житницу этой страны), включая портовый город Выборг и его окрестности, а также Валаамский архипелаг. Причиной краткосрочной, но чрезвычайно кровопролитной, ожесточенной войны стал отказ «белофиннов» от обмена территориями, предложенного Москвой (в случае согласия Хельсинки получил бы территорию на Кольском полуострове, вдвое большую, чем ту, которую передал бы в «добровольно-принудительном» порядке).

 

Стратегическое положение Ленинграда (Северной столицы) аннексия Карельского перешейка заметно улучшила, поскольку раньше советско-финская граница проходила чуть ли не по северной околице Питера. Однако международная репутация СССР оказалась изрядно подпорченной: многие (в том числе люди левых взглядов) стали считать «первое в мире государство рабочих и крестьян» захватчиком – наравне с нацистской Германией и фашистской Италией. Именно эта аннексия впоследствии обусловила вступление Финляндии в войну против СССР на стороне Третьего рейха, что создало серьезные проблемы Красной армии на северных участках фронта и весьма осложнило блокаду Ленинграда.

Тем временем в апреле 1940 года Германия напала на Данию и Норвегию. Датчане сдались без боя. Норвежцы при поддержке англичан и французов сопротивлялись два месяца. 10 мая вермахт вторгся в Голландию, Бельгию и Люксембург. Вскоре они капитулировали.

 

10.05.1940 настал черед Франции. Когда Гитлер решил, что «странная» война ему больше ни к чему (все выгоды от нее уже получены), Вермахт перешел в стремительное мощное наступление на Париж. 27 мая – 4 июня, бросив в панике боевую технику (артиллерию, танки, автотранспорт, боеприпасы), из окрестностей французского порта Дюнкерк унес ноги британский экспедиционный корпус, посланный в помощь континентальному союзнику, но быстро разгромленный немцами. Те легко могли уничтожить бегущих англичан (338 тысяч человек), однако не сделали этого, надеясь в будущем превратить Соединенное королевство в своего подельника и сателлита.

 

10 июня в войну против Франции вступила Италия. В результате хаотичного бегства французских войск 14 июня Вермахт без боя занял Париж. 22 июня представители французского правительства во главе с маршалом Петэном, героем Первой мировой войны, подписали условия капитуляции, продиктованные Гитлером. Почти половина Франции была оккупирована, остальную контролировало марионеточное правительство, квартировавшее в городке Виши. Так называемый «вишистский режим» был послушным и жалким вассалом Берлина. Честь Франции спасли ее патриоты во главе с молодым энергичным генералом Шарлем де Голлем, обосновавшимся в Лондоне, а также партизаны и подпольщики из движения Сопротивления, видную роль в котором играли коммунисты, нравится кому-то этот факт или нет.

 

Дальнейший захват и оккупация Албании, Греции и Югославии стали, что называется, делом техники. Таким образом, к концу апреля 1941 года государства фашистского блока во главе с Германией контролировали территорию, колоссальные промышленные и природные ресурсы всей Европы. В порабощенных и зависимых странах был установлен режим жесточайшего террора и репрессий.

 

Что касается Великобритании, то она оказалась не в состоянии один на один противостоять коричневому монстру, который, по злой иронии судьбы, был вскормлен именно Лондоном и Парижем (а также крупнейшими монополиями США, влившими в экономику Рейха – главным образом в высокотехнологичные отрасли - десятки миллиардов долларов инвестиций). Более того, островная Британия, критически зависимая от поставок сырья и продовольствия из колоний, оказалась в осаде: ее торговые суда то и дело топили немецкие подлодки, а города подвергались массированным бомбардировкам с воздуха.

 

В условиях эйфории от легких побед Гитлер утвердил сверхсекретный план войны против СССР. Как таковой план «Барбаросса» советскому руководству известен не был.Тем не менее, Генштаб РККА верно просчитал его основные параметры – направления и цели стратегических ударов противника, концентрацию сил (вплоть до названия соединений и частей) и т.д. К величайшему сожалению, о неизбежности вторжения немцев в Кремле стало известно только поздно вечером 21 июня.

 

«Директива по дезинформации противника», утвержденная начальником штаба Верховного командования вермахта фельдмаршалом Кейтелем 15 февраля 1941 года, дала свои результаты. О том, почему донесения разведчиков о дате 22.06.1941 были расценены как «провокация», самокритично, подробно и честно в своих мемуарах поведал маршал Советского Союза Г.К. Жуков, до войны – начальник Генштаба («Воспоминания и размышления»).

 

Как бы там ни было, 22 июня 1941 года Вторая мировая война вступила в решающую фазу. Вероломно напав на нашу страну, планетарное зло подписало приговор самому себе. Нисколько не умаляя вклада народов антигитлеровской коалиции в уничтожение «коричневой чумы», личного мужества героев европейского движения Сопротивления, надо помнить, что основная заслуга в деле разгрома Третьего рейха и его союзников принадлежит народам бывшего Советского Союза, в том числе и украинскому.

 

(Начало в предыдущих номерах)

 

Сергей ГРИГОРЬЕВ

 

Источник Позиция