Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Долгое эхо Второй мировой. Часть 4

Долгое эхо Второй мировой. Часть 4

Категорія: Суспільство, Культура
Долгое эхо Второй мировой. Часть 4 75 лет тому назад, 2 сентября 1945 года, капитуляцией Японии, союзника нацистской Германии на Дальнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, завершилась Вторая мировая война – самая жуткая рукотворная катастрофа планетарного масштаба за всю историю человечества. Евроцентричный взгляд на мир концентрирует внимание на потерях и страданиях европейских наций, однако масштаб жертв и разрушений, причиненных самураями народам Китая, Кореи, других стран Юго-Восточной Азии, вполне сопоставим с размахом нацистского варварства.

Несмотря на то, что Третий рейх и его сателлиты оказались поверженными, Японская империя продолжала вести боевые действия против американцев, англичан и китайцев, причем довольно успешно. Под ее оккупацией оставались территории ряда азиатских государств, колоссальные экономические и природные ресурсы, десятки миллионов людей, низведенных до полурабского положения. Стало ясно, что без помощи Советского Союза США, Британия и Китай если и справятся с воинственной империей Микадо, то очень и очень нескоро.

 

Несмотря на то, что на протяжении всей Второй мировой между Москвой и Токио действовал Договор о нейтралитете от 13.04.1941, СССР выполнил обязательства, взятые на себя в ходе Ялтинской конференции (4-12.02.1945) руководителей держав антигитлеровской коалиции – вступить в войну против дальневосточного агрессора.8 августа 1945 года Москва объявила Токио войну, а на следующий день советские войска начали боевые действия на огромном участке фронта – от Сахалина и Камчатки до Пхеньяна, Даляня и Порт-Артура, от советских Улан-Удэ, Читы, Хабаровска и Владивостока до китайских Харбина, Чаньчуня и Мукдена (города в Маньчжурии; будучи формально независимым государством, Маньчжоу-Го являлась фактической колонией Японии, основным плацдармом ее миллионной Квантунской армии, нацеленной на центральный Китай и советский Дальний Восток). Перешли в наступление также частиНародно-освободительной армии, созданной и руководимой китайскими коммунистами во главе с Мао Цзедуном.

 

Сопротивление самураев было сломлено в рекордно короткий срок: уже 14 августа Токио официально принял условия капитуляции, о чем тут же уведомил Москву, Вашингтон, Лондон и Пекин. В Дальневосточно-тихоокеанской операции потери Вооруженных Сил СССР составили 12 тысяч человек, или 0,7% личного состава участвовавших в ней войск. Потери японцев – 84 тысячи убитых солдат и офицеров, порядка 800 тысяч сдались в плен.

 

Акт капитуляции Страны восходящего солнца был подписан 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури». С нашей стороны свою подпись под документом поставил 40-летний генерал-лейтенант Кузьма Деревянко, уроженец с. Косянивка Уманского уезда Киевской губернии (ныне территория Черкасской области), который принимал участие в общем руководстве боевыми действиями на Дальневосточном ТВД. Кузьма Николаевич воплотил в себе лучшие черты украинского народа. Его образ мог бы стать примером для подрастающего поколения. Не потому ли нынешний казенный агитпроп почти не вспоминает о нашем славном земляке, который росчерком своего пера поставил точку во Второй мировой войне?..

 

И еще один важный момент. 6 и 8 августа США подвергли атомной бомбардировке Хиросиму и Нагасаки (так сказать, провели натурные испытания ядерных зарядов на уране-235 и плутонии-239). Никакой военной необходимости в этом беспрецедентном, поистине чудовищном злодеянии, затмившем даже преступления нацистов, не было. Просто заокеанская «демократия», сказочно разжиревшая на войне, решила показать всем и вся (прежде всего СССР), «кто теперь в доме хозяин». Эти апокалиптические взрывы, прогремевшие в финале Второй мировой, одновременно дали символический старт эпохе «холодной войны», глобального противостояния двух систем – капиталистической и социалистической.

 

С распадом СССР конфликт двух систем отнюдь не завершился, ибо место Советского Союза в нем заняла КНР. Несмотря на то, что современная Российская Федерация является капиталистическим государством, она, наряду с коммунистическим Китаем, тоже противостоит коллективному Западу – но уже в силу чисто геополитических причин. Да и ментальных, наверное, тоже.

 

Неверно утверждать, будто «изначально несправедливая Версальская система» 1919 года, определившая границы и правила поведения в Европе после Первой мировой войны 1914-1918 гг., явилась единственной и непосредственной причиной Второй мировой. Куда более важными ее предпосылками стали, во-первых, гигантские инвестиции США в экономику поверженной Германии (не знали, куда деть лишние шальные деньги, нажитые на четырехлетней бойне); во-вторых, мечты правящих кругов Великобритании и Франции о том, чтобы канализировать колониальную экспансию нацистов на Восток, против «колосса на глиняных ногах», как кое-кто именовал СССР; в-третьих, нежелание Парижа и Лондона урезонить своего сателлита Варшаву, которая наряду с Берлином то и дело провоцировала напряженность на континенте и конфликты с соседями.

 

Тем не менее, Версальский договор от 28.07.1919 заложил под политической картой тогдашней Европы множество «мин замедленного действия», которые рванули одна за другой, разнеся в клочья хрупкий 20-летний послевоенный мир. Самая мощная из этих «мин» - насильственное расчленение немецкого народа, передача ряда его территорий (Судет, Силезии и Данцигского коридора) Чехословакии и Польше. Зная, что представлял собой германский нацизм, следует, однако же, признавать: гитлеризм питался единодушной ненавистью разделенных произвольными госграницами немцев к Версальской системе, поэтому лозунг «Ein Volk – ein Reich – ein Fuhrer» («один народ – одна держава – один вождь») находил горячий отклик в тевтонских сердцах. По той же причине политика «собирания германских земель» была, по существу, неизбежной, даже если бы в Берлине правил не экстремистский режим бесноватого фюрера, а классически правый, умеренный, национал-консервативный.

 

В полной мере тема несправедливости межвоенных границ касается и западных регионов Украины, Белоруссии, Литвы, насильственно отторгнутых у них Второй Речью Посполитой. Своими методами этот вопрос решил сталинский СССР. Другими тогда невозможно было. Опять же, лично Сталин настоял, чтобы послевоенная «народная Польша» примерно на треть (с юга, запада и севера) приросла территориями, которые, как считалось ранее, по праву принадлежали довоенной Германии.

 

Что до Второй мировой войны, то она, в отличие от Первой, в корне изменила не только политическую карту мира (прежде всего, конечно, Европы, где появились два противостоящих друг другу военных блока – НАТО и Варшавский договор), но и сами принципы построения международных отношений. По решению ведущих держав антигитлеровской коалиции с целью поддержания долгосрочного мира на всей планете 26.06.1945 была создана Организация Объединенных Наций, в которую со временем вошли практически все суверенные государства.

 

В отличие от своей предшественницы Лиги Наций, созданной в рамках Версальской системы, ООН имеет специальный орган, вердикты которого обязательны для всех. Это Совет Безопасности. Пять великих держав – победителей во Второй мировой войне (РФ как правопреемник СССР, США, Великобритания, Франция, Китай) имеют статус постоянных членов СБ. Эти же державы являются легальными обладателями ядерного оружия. Они и только они пользуются правом вето на любые решения Генеральной ассамблеи и СБ ООН.

 

Возможно, теперь, в ХХI веке, когда выросли и окрепли новые крупные глобальные игроки, появились новые ядерные государства, схема построения глобальной миротворческой структуры выглядит несколько архаично. Не отсюда ли призывы «реформировать ООН в соответствии с реалиями», «дополнить СБ новыми постоянными членами», а кого-то (известно кого), наоборот, «лишить такого статуса»?.. Не отсюда ли как бы альтернативные проекты типа «Большой семерки», «Большой двадцатки», БРИКС, ШОС и т.п.?

 

Как бы там ни было, факт остается фактом: во многом благодаря такому механизму, как СБ ООН, наша планета до сих пор не сгорела в огне термоядерного пожара. К сожалению, в мире вновь беспокойно и тревожно, как и накануне Второй мировой. Удастся ли не допустить Третьей? Дай-то Бог...

 

Сергей ГРИГОРЬЕВ

 

Окончание. Начало в предыдущих номерах

 

Источник Позиция