Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Капитальное «обнуление»

Капитальное «обнуление»

Категорія: Позиція » Статті » Економіка

Капитальное «обнуление» Уж которая по счету власть пытается заставить украинских толстосумов все, что нажито «непосильным трудом», задекларировать в обмен на налоговую амнистию. И ни одной этого сделать еще не удавалось в силу ряда причин, главная из которых – нежелание самих олигархов показывать истинные размеры своих состояний. Плюс непонимание, почему раскрывать карты должны только они, а не все граждане.


Новая власть также не стала отклоняться от заданного предшественниками курса в плане легализации капиталов, о чем и заявила больше года назад. Однако процесс по-прежнему не сдвинулся с мертвой точки, хотя на днях правительство снова обозначило свое желание вплотную вернуться к обсуждению данного вопроса. Премьер-министр Денис Шмыгаль планирует решить его до конца 2020 года, но сначала парламент должен принять законопроект об амнистии капиталов.

 

В целом смысл налоговой амнистии заключается в том, что государство прощает своим налогоплательщикам старые долги и получает дополнительные средства в экономику из «тени». Правительства многих стран периодически прибегают к такой мере – с переменным, правда, успехом. Фокус в том, что успех подобного мероприятия зависит от ряда факторов, а именно – стабильности экономики, нормальной работы судебной системы и доверия к государству. А поскольку со всем этим в Украине беда, граждане (и богатые, и не очень) не стремятся к легализации своих капиталов.

 

Напомним основные положения, с помощью которых власть намерена убедить крупный капитал перейти на новые правила игры. Первое: налоговая амнистия не будет распространяться на капиталы, полученные преступным путем. Хотя как компетентные органы будут определять легальность происхождения денег, не совсем понятно. Второе: амнистия будет касаться активов и доходов, которые были получены без уплаты налогов. Третье: уже определены ставки налогообложения - 5% для денег, которые размещаются на банковском счете, 9% – для денег и активов, размещаемых за рубежом, на наличные в Украине - 18%.

 

Экономисты с известной долей осторожности предполагают, что налоговая амнистия может заинтересовать владельцев активов, которые «прописаны» за рубежом. То есть в основном речь идет о средствах, находящихся в офшорах, но могущих вернуться на Родину в виде внешних инвестиций. Но имеется и загвоздка: за рубежом эти деньги надежно защищены международными арбитражными судами, чьи решения обязательны к исполнению. А переведи средства в Украину – что с ними будет, зная нашу судебную систему? Это и предостерегает граждан от возвращения капиталов домой. Нет гарантий – нет денег, все предельно просто.

 

- Многие отечественные предприятия структурированы через зарубежные юрисдикции. Часто это делают не для налоговой оптимизации, а чтобы все споры проходили через цивилизованные суды. Сейчас компаниям, собственникам надо декларировать свои права владения. И здесь возникает вопрос возможности регуляторного давления на декларанта, - говорит управляющий партнер компании Baker Tilly Ukraine Александр Почкун.

 

На днях президент Владимир Зеленский в очередной раз заявил, что в Украине проведут обещанную налоговую реформу:

- Впереди еще много работы. Часть сделана, остальное, что мы обещали людям, должны сделать стопроцентно. Это и налоговая реформа, и амнистия капиталов, – заявил он на съезде «Слуги народа» 31 августа.

 

Монобольшинство обещало ввести налог на выведенный капитал, как только для этого возникнут необходимые экономические условия; принять стратегию постепенного уменьшения единого социального взноса; избавить Государственную фискальную службу от правоохранительной функции, оставив только сервис; на законодательном уровне гарантировать неизменность действующих условий налогообложения для субъектов малого предпринимательства - физических лиц.

 

Но пока это всего лишь слова. На деле же в Украине - один из самых высоких уровней тенизации экономики в Европе. Даже с небольшими ставками бизнес продолжает искать лазейки для того, чтобы не платить честно. И пока власть не изыщет весомые аргументы для его переубеждения, и налоговая реформа, и амнистия капиталов обречены на провал.

 

А как у них?

В США первую амнистию капиталов провели в 1920-х годах после «Великой депрессии», в Европе Швейцария рискнула после Второй мировой войны легализовать активы Третьего Рейха. В сентябре 1998 года туркам разрешили положить на счета банков неограниченное количество средств, которые не облагались налогами, без подтверждения происхождения этих денег. В результате удалось вывести из тени около 20 миллиардов долларов, и с тех пор Анкара провела еще пять амнистий, охвативших четверть населения страны. В Испании в начале 1980-х годов дали возможность вложить деньги в специальный государственный фонд под небольшой процент на 5 лет. По истечении срока государство вернуло деньги с процентами.

В постсоветских странах амнистию капиталов первым провел Казахстан в 2001 году. За месяц на счета банков поступило 480 миллионов долларов. Власть взамен уничтожила налоговую документацию добровольцев, а еще на 4% снизила НДС и на 5% - социальный налог. А вот в Грузии в 2005 году провернуть схему не получилось: держава рассчитывала привлечь 4 миллиона долларов, но «амнистироваться» решили всего 8 человек на сумму 35 тысяч долларов...

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция