Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Кредитный цугцванг

Кредитный цугцванг

Категорія: Позиція » Статті » Економіка

Кредитный цугцвангЕсли бы в украинском правительстве работали любители шахмат, они бы предвидели, откуда ждать финансовой беды. В этой игре есть такое положение – цугцванг, когда каждый следующий ход лишь ухудшает ситуацию. Что-то похожее происходит в рамках кредитного сотрудничества Украины с МВФ. В Кабмине заседают далеко не шахматисты, поэтому им невдомек, что, выполняя «хотелки» фонда, они толкают страну в сторону экономического уничтожения.


На сегодняшний день денег снова нет, и взять их негде. Продать что-нибудь ненужное не получается, ибо продавать нечего, кроме земли. Но этот козырь пока не достается. Не обнадежил даже глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель. На прошлой неделе он побывал в Киеве, повстречался с нашим президентом Владимиром Зеленским и выдал, что Евросоюз – не банкомат и не благотворительная организация (правда, от слов о «банкомате» вскоре открестился).

 

Боррель отметил, что с 2014 года никакая «другая третья страна» не получала большей поддержки, чем Украина. Речь идет о 14 миллиардах евро, полученных нашим государством за истекшие шесть лет. Но падение ВВП на 11,4% только в этом году свидетельствует, что деньги пошли на неизвестные нужды, но никак не на подъем экономики.

 

- Лучший способ поддержать Украину - это помочь в реформировании страны, но осуществить эти изменения могут только сами украинцы. Избрание президента Владимира Зеленского в апреле 2019 года стало признаком их твердой готовности бороться с коррупцией и ослабить хватку олигархов в стране. Однако, по мнению многих наблюдателей, в последнее время темпы реформ замедлились. Перестановки в правительстве и увольнение реформистских деятелей послали тревожные сигналы относительно готовности сопротивляться чьим-то корыстным интересам, - заявил Жозеп Боррель.

 

Навязчивые «идеи»

Видимо, денег от Евросоюза мы больше не дождемся, потому что взамен партнеры выдвинули простое, но весьма условно выполнимое требование: «Стабильная, процветающая и демократическая Украина - лучший способ стабилизировать наше соседство».

 

Остается МВФ, которому плевать на нашу экономику. Судя по последнему меморандуму о сотрудничестве, его больше волнуют общественно-политические аспекты украинского бытия. Обнародованный в июне этого года документ подписали Владимир Зеленский, премьер Денис Шмыгаль, тогдашний глава Нацбанка Яков Смолий и министр финансов Сергей Марченко. Они позволили расширить масштабы внешнего вмешательства во внутренние дела государства.

 

Согласно пунктам меморандума о сотрудничестве Киева и МВФ, наша власть обязалась:

  • усилить следственные полномочия Национального антикоррупционного бюро путем использования широкого диапазона приемов и техник проведения расследований (получение информации из каналов связи, операции под прикрытием, доступ к компьютерным системам и контроль корреспонденции без необходимости использования ресурсов других органов);
  • внести изменения в процессуальные кодексы и законодательство, регулирующие работу Высшего совета правосудия;
  • пересмотреть (то есть фактически повысить) тарифы на отопление для населения;
  • передать закупку части основных лекарственных средств на аутсорсинг авторитетным международным организациям, в смысле – посредникам (дело Ульяны Супрун живет и побеждает!). Это означает верную гибель отечественной фармацевтической отрасли. А еще - контролировать спрос с помощью финансовых стимулов для поставщиков услуг медучреждений, одновременно предоставляя возможность вводить доплаты для пациентов. Проще говоря, раньше лечиться было дорого, а теперь станет недоступно;
  • оптимизировать школьную сеть начального и среднего образования (читай - ликвидировать), а также «реформировать школьные программы» (в сторону упрощения учебного процесса по принципу приходской школы).
  • Расплатятся за выполнение меморандума, как обычно, рядовые украинцы. Взамен, правда, ровным счетом ничего не получат. Эти «маяки» нам еще с 2015 года подавали дозированно, чтобы не захлебнулись от переизбытка навязанных новшеств. Пять лет назад по Программе расширенного финансирования (EFF) в отечественную экономику было влито $17,5 млрд.

 

 

Дави на газ!

Поначалу МВФ давал некие общие указания, а потом понеслось - повышение пенсионного возраста, снижение необлагаемого налогом минимума пенсионных выплат, рекомендации по работе органов публичной администрации, налоговых служб, повышение налога на доход и налога на недвижимость.

 

Также нам указывали, какие антикоррупционные органы должна создать Украина, как ей изменить законодательство, касающееся судов и прокуратуры. Еще фонд уполномочил себя диктовать нашему парламенту, какие законы принимать. А ничего, что этот орган избирается народом и функционирует за народные же деньги? Явное вторжение в государственную систему Украины было зафиксировано в феврале 2016 года, когда на тот момент глава МВФ Кристин Лагард выразила «обеспокоенность» в связи с уходом с поста министра экономики одного из когорты «десанта варягов» Айвараса Абромавичюса.

 

Но это были только «цветочки». Вишенкой стали преподнесенные под соусом заботы о нашем государственном бюджете действия, снижающие уровень социальной защищенности населения, но при этом настоятельные рекомендации снизить рентную плату за пользование недрами для крупного бизнеса. В сферу интересов МВФ попал газовый рынок и цена, по которой голубое топливо поставляется украинским домохозяйствам.

 

Среди выдвинутых требований было уравнивание стоимости газа украинского производства с ценой импортного сырья. Все мы помним, как фонд «рекомендовал» повысить стоимость газа для потребителей на 280%, называя данную обдираловку не иначе как «рыночной ставкой». Ее внедрение объяснялось «адаптацией к требованиям третьего энергетического пакета ЕС». К слову, в рамках его польскому нефтегазовому концерну PGNiG удалось снизить стоимость для конечных потребителей благодаря ценовому балансу между дорогим заграничным газом и дешевым отечественным сырьем. Стоит ли напоминать, что Украина добывает голубого топлива достаточно для индивидуального потребления? А цена на него выше, чем в Европе.

 

Наклон и падение

Ладно, если бы указания МВФ хоть немного оздоровили нашу экономику. Однако после оглашения условий меморандума кредитор спрогнозировал, что валовой внутренний продукт Украины в этом году упадет на 8,2%. ВВП, как известно, - это общая рыночная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг. Образовавшаяся нехватка потребления, по мнению постоянного представителя МВФ в Киеве Йосты Люнгмана, не должна никого пугать. Все равно у людей нет денег. Это связано со слабым запасом накоплений украинских домохозяйств и ограниченной фискальной поддержкой экономики, объяснил чиновник фонда.

 

Только государственный долг Украины равен 2,5 годовым бюджетам страны. Откуда у населения взяться деньгам, когда, по данным Госстата, если разделить совокупный долг страны на всех ее жителей (официально - 41,9 млн человек), то получается, что каждый украинец, включая младенцев и стариков, должен отдать по 50 тысяч гривен. На базовое потребление средств уже не остается. А к концу года, согласно официальному прогнозу правительства, отношение госдолга к ВВП вырастет до 60%. О каких макроэкономических показателях нам врут, если мы берем новые долги, чтобы только заплатить по старым?

 

Не спасает также выпуск облигаций внутреннего государственного займа. Ставки по ним в валюте за год снизились по самое, можно сказать, дно: если в июне 2019-го Минфин размещал облигации в евро под 4,59%, то в июне нынешнего – уже под 2,2%. Ну, в принципе, это неудивительно: «учредители» украинской пирамиды ОВГЗ сняли лучшие сливки с размещения облигаций в декабре 2019 - июле 2020 года, после чего торговлю этими ценными бумагами начали потихоньку сворачивать.

Вообще-то, это к лучшему. Вымывание банковского ресурса на финансирование дефицита бюджета посредством покупки ОВГЗ (основной покупатель - государственные банки, которые контролируют более половины всех ресурсов банковской системы Украины) лишает отечественную экономику хоть какого-то финансирования и, соответственно, развития. Не будем говорить, что это спланированное удушение, но как минимум непрофессиональный подход к текущему состоянию дел имеет место быть.

 

Безвольный тупик

Мы скрипим, но выполняем требования Международного валютного фонда, который повышает украинцам тарифы выше рыночных ставок. По большому счету, злого умысла в действиях фонда нет. К этому международному кредитору обращаются за «скорой» помощью государства, испытывающие хронический торговый и платежный дефицит. Проще говоря, страны, у которых отток валюты преобладает над притоком.

 

Например, Украина сейчас теряет больше валюты, чем получает. Но по итогам никакого профита от этого не имеет. То есть проблема с получением кредита не решается, а только усугубляется. А все потому, что МВФ банально предлагает наступить на старые грабли, которые привели государство к безденежью. То есть кредитор требует либо повышать налоги, либо уменьшать государственные расходы. А что происходит, когда повышаются налоги по всем сегментам? Правильно: резко ухудшается приток инвестиций в страну, затем наступает стагнация. А в случае урезания социальных расходов общество обречено на нищету и люмпенизацию.

 

Неужели это тупик и выхода нет? Теоретически – есть. «Проредить» ряды персонажей, опустошающих державную казну, выводящих гораздо больше денег, чем приходит в Украину в виде очередных программ поддержки и траншей МВФ. Далее - начать самостоятельно проводить рациональную экономическую политику. Правда, о реальности реализации такой задумки говорить сложно. Хотя бы потому, что существующая система была создана определенными людьми не для того, чтоб вот так взять - и сломать ей хребет. Они ж ее для личного пользования обустраивали! А зачем возрождать экономику, пока работает программа сотрудничества с МВФ?

 

Чтобы прекратить паразитирование на украинском социуме и начать основательное государственное переустройство, достаточно политической воли. На сегодня это последний шанс спасти страну от окончательного разорения.

 

Наша справка

Государственный и гарантированный государством долг Украины с 2009 по 2000 годы (в миллионах гривен):

 

на31.12.2009

316884,6

на31.12.2010

432235,4

на31.12.2011

473121,6

на31.12.2012

515510,6

на31.12.2013

584114,1

на31.12.2014

1100564,0

на31.12.2015

1572180,2

на31.12.2016

1929758,7

на31.12.2017

2141674,4

на31.12.2018

2168627,1

на31.12.2019

1998275,4

на31.08.2020

2338182,2

 

Наталья НЕСТЕРЕНКО

 

Источник Позиция