Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Учитель года в Украине: "Школа - слишком ограничена, чтобы раскрывать таланты детей"

Учитель года в Украине: "Школа - слишком ограничена, чтобы раскрывать таланты детей"

Категорія: Культура, Суспільство
Учитель года в Украине: "Школа - слишком ограничена, чтобы раскрывать таланты детей"  Василий Дьяков стал лучшим учителем Украины 2020. На его уроках ученики обсуждают сериал "Школа", фильмы с фестиваля Docudays и снимают собственные видеоэксплейнеры.

Он говорит о кризисе классно-урочной системы, о хайпе и о том, что дети имеют право что-то не учить.

Облачные технологии на его уроках использовали 8 лет в карантин и для дистанционного обучения, классную работу присылали в мейлах, а Холокост изучали по видео из фонда Стивена Спилберга.

Это 50-летний Василий Дьяков - лучший учитель Украины-2020.

После победы в премии Global teacher Prize Ukraine он раздает интервью и ходит на телеэфиры. Но за несколько дней вернется в город Залещики на Тернопольщине, где продолжит преподавать историю, Гражданское общество и Основы здоровья.

Как заинтересовать детей учебой, оторвать от гаджетов и что делать с сорвиголовами, Василий Дьяков рассказал в интервью BBC News Украина.

Идти за детьми

Я за свою жизнь учил разных детей. И родившихся в 70-х, и в 2010-м. Чтобы выбрать правильную методику, нужно понять, какие это дети.

Когда мы говорим о детях поколения Z (11-24 лет) и Альфа (0-10 лет), то неизбежно придем к тому, что это дети - визуалы. Они хотят работать в гаджетах, они - гиперактивные и могут концентрировать внимание только до 10 минут, а то и меньше. Они деятельны и хотят видеть быстрый результат, а еще они хотят знать, зачем им учить то, чему их учат.

Как таких детей заинтересовывать? Если они визуалы, то информацию надо предлагать визуальную, короткую, конкретную с выходом на практическую деятельность.

Приходится искать видео, посвященное истории, на основе здоровья, показывать его детям и обсуждать с ними. Но видео должно быть максимально до 5 минут. Далее внимание теряется.

Современные дети увлекаются фильмами и сериалами. В этих сериалах дети часто видят эмоции, хайповую сторону жизни, но теряют смысл.

Мы на уроках смотрели сериал "Школа" и говорили об уголовной ответственности за хранение и распространение наркотиков. Это то, что делали герои этого сериала. Также там поднимаются темы буллинга, краж в магазинах.

Для детей все это в сериале выглядят прикольно, стильно. Но, когда мы начинаем обсуждать последствия, то дети начинают задумываться.
 

Выйти из пузыря

Дети в своих гаджетах, как в пузырьке. Это пузырь иллюзий, виртуальной жизни. Они часто не знают, какое это жизнь реально.

В школе мы организовали киноклуб и имеем доступ к фильмам кинофестиваля Docudays UA и Children kinofest. И там дети видят мир, например, как школьники в Китае трудно учатся в школе гимнастов.

У детей был шок, когда они смотрели такие фильмы. Спрашивали, неужели такое может быть в мире, реагировали очень эмоционально.

На этой эмпатии и надо с ними коммуницировать. Поколение Z - это мгновенные реакции. Если ты прямо сейчас не отреагируешь, то все за 30 секунд, ты упустил момент.

Мы смотрели один фильм, где парень воровал вещи, и ребята в классе реагировали - вау, какой крутой. Следующий момент - герой уже в полиции, начинается расследование. Я вижу реакцию в классе, мол, как так? Останавливаю фильм. Эту эмоциональную реакцию надо развивать. Просматривать такие фрагменты - это идеальный способ достучаться до ребенка, к его совести.

Но только короткие фрагменты, которые сразу же надо обсуждать, рефлексировать.

Например, тему Холокоста мы изучаем по очень сильными видео из фонда Шоа, который основал Стивен Спилберг и насчитывает тысячи свидетельств жертв Холокоста.
 
 

Дети, которые учат

"Если я учу других, то я осваиваю что-то лучше, чем когда меня учат".

Это китайская пословица я использую на уроках.

Дети под моим руководством снимают короткие видео, где говорят о безопасности - объясняют, что такое отравление, что делать при солнечном ударе.

Мы вместе выбираем видео, которое выступает источником информации. Дети записывают собственный опыт, собственные истории.
 

Надо с ними говорить

Для того, чтобы понять, как заинтересовать детей, не надо за ними наблюдать, с ними общаться надо. На уроках, вне уроков.

Потому урок - это слишком мало, чтобы дети видели все многообразие жизни, чтобы что-то выучили.

В нашей школе очень активная проектная деятельность.

Мы много лет подряд убирали в наших парках, в результате местные жители начали там меньше мусорить. Это же дети убирают. Это был проект "Зеленая революция". После всех этих детских акций, городская власть постепенно начала превращать парк в центр досуга.

Дети сами организовали волонтерский проект - молодежный клуб «Улей», где проходили тренинги по лидерству.

Мои ученики разработали туристический маршрут, три стенда с которым сейчас стоят в Залещиках. Также развивали проект "Демократия в школе", проводили настоящие выборы с презентацией программ, ящиками для голосования.

Когда даешь детям механизмы, показываешь способы реализации, они интересуются. Далее делают это сами - создают команды, предлагают идеи, пишут проекты. Мы в школе это поддерживаем.

Поколение Z - это дети деятельностные, они хотят видеть результат.

Василий Дьяков: "Ребенку надо говорить - это твой выбор, ты имешь на него полное право, ты сам решаешь, но будут и последствия твоих решений"

 

Кризис классно-урочной системы

Творческий процесс - бесконечен. Эта внеклассная проектная работа для детей время важнее и принесет больше пользы для них в будущем, чем все уроки.

Вне уроков в нашей гимназии дети делают очень много. В рамках уроков это все не успеть.

Я считаю, что классно-урочная система переживает кризис. Чтобы я изменил в школе? Я бы уменьшил продолжительность уроков, чтобы дети могли заниматься проектной деятельностью в пределах школы.

Дети поколения Альфа и Z не могут высидеть 6-7-8 уроков по 45 минут. Даже если это будет семь хайповых уроков, дети просто эмоционально будут истощенными. Для таких детей это не подходит.
 

Василий Дьяков: поколение Z (11-24 лет) и Альфа (0-10 лет) это дети - визуалы. Они хотят работать в гаджетах, они - гиперактивные

 

"Дети должны искать свое"

В школе, к сожалению, мы приучаем детей не ценить время. Вот это отсидки уроков убивает всякое желание учиться, потому что ребенок не видит в этом пользы.

Школа - слишком узкая, слишком ограниченая, чтобы раскрывать таланты детей.

Среди моих учеников был парень, который очень увлекался музыкой. Он - очень классный гитарист, жил музыкой, хотя ему приходилось отсиживать этих самых 7-8 уроков. В это время он мог заниматься делом, которое любил, совершенствовать себя, как музыкант.

Хорошо, что родители его понимали. Он получил свои "7" в год по истории и никто ему претензии не ставил. Потом пошел в музыкальное училище. Но не все родители так понимают свои ребенка, ломают через колено, заставляют учить то, что не ее.

Дети должны искать свое место в жизни, искать свои пути успеха. И не обязательно они должны быть простыми.

У меня есть пример, когда я убеждал родителей, чтобы ребенок не шла учиться в вуз, пока он не знал, куда хочет.

Если не знаешь, куда идти, то лучше взять время подумать. Родители поставили его работать менеджером в свой магазин. И за год менеджерской работы он многому научился, и за это ему платили. А потом он пошел учиться на программиста.

Самая большая проблема, чтобы родители слышали и пытались понять своего ребенка. Это очень сложно, если с детства закладывается авторитарный способ общения.

Хочется, чтобы родители формировали демократическую среду в семье, чтобы показывали ребенку право ответственного выбора. "Ты можешь не учиться, ты имеешь право этого не знать. Вопрос в другом - ты несешь за это ответственность. Давай подумаем, как, ты будешь иметь низкий бал".

Надо строить диалог с детьми на партнерских отношениях. С понятиями уважения и с соблюдением определенных правил.

Очень важно проговаривать ребенку: "Это твой выбор, ты на него полное право, ты сам решаешь, но будут и последствия твоих решений".
 

Что изменить в школе?

У нас должна быть индивидуализация образовательного пространства. Чтобы дети понимали, что то, что я знаю, является ценностью. А не является просто, что я что-то правильно сказать и получить оценку. Чтобы это можно было использовать дальше в жизни.

Наши топ-10 учителей, финалистов конкурса, предлагали, как один из вариантов развития образования - школу полного дня. Чтобы дети учились с большим количеством перерывов. Тогда ребенок может иметь время на обед, время на библиотеку. Это классная идея, но все упирается в финансирование таких школ. А еще надо иметь соответствующую среду.
 
 

Что делать с хулиганами?

Обычно горячие головы в школе - это неординарные дети. Они имеют много энергии и протестуют по принципу "Баба Яга против". Против любой системы.

Это люди, которые способны на риски. Я им показываю, что рисковать своим здоровьем, например, гонять на мотоцикле под 150 км, это не путь к успеху. Предлагаю: "Если ты рискуешь, то давай поищем, где можно рисковать с пользой. Чтобы показать, что ты - достоин зарабатывать деньги".

Обычно такие люди идут в предпринимательскую деятельность, потому что это риски.

Был один ребенок в школе - фанат техники, но очень хотел учиться. Я посоветовал маме устроить его куда-то на стажировку, где занимаются техникой. На каникулах он начал работать и расцвел. Ребенок начинает понимать, что за то, что он учится что-то делать, что он что-то уже умеет, ему платят деньги.

Мой совет - ищи варианты. Если ты хочешь кем-то стать, тебе надо это попробовать. Надо детям показывать возможности.
 

Как не выгореть?

Когда усталость и не хочется ни о чем говорить, я готовлю, а еще пишу стихи.

Часто у меня рабочий день длится и после уроков. С детьми общаюсь постоянно - на улице, в парке, в магазине подходят, спрашивают.

Перед тем, как стать учителем, надо понять, действительно ли это твое - будет ли это давать вдохновение, или наоборот - будет мука.

Работать и не выгорать мне помогает любовь к детям, поддержка семьи и команды учителей. Когда есть командный дух, это снижает моральное давление.