Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Джон Леннон: кем он был на самом деле?

Джон Леннон: кем он был на самом деле?

Категорія: Культура, Суспільство
Джон Леннон: кем он был на самом деле? Джон Леннон умер и Джон Леннон жив уже ровно сорок лет, с того самого момента, когда 8 декабря 1980 на лестнице дома "Дакота" в Нью-Йорке, где он жил со своей женой Йоко Оно и сыном, у него выстрелил Марк Чэпмен.

Как часто случается с музыкантами, которые умирают молодыми и на пике своей карьеры, Леннон после смерти стал легендой.

Кроме статуса легенды, который из-за своей повсеместности частично теряет силу, Леннон превратился в богоподобную фигуру, вокруг которой современная поп-культура создала настоящий миф.

Легенды окружают героев. Мифы - богов. Именно такого божественного бессмертия и удалось достичь Леннону. Частично это произошло благодаря его образа в художественных произведениях и на экране.

Его изображали безработным бродягой и лидером Лейбористской партии, мудрым старым рыбаком и психоделическим божеством, романтизировав и переписав его жизнь так, что создана мифическая фигура стала реальнее настоящего человека.

Создание этого мифа началось почти сразу после того, как закончилась его жизнь.

Святой, которого неправильно поняли

"Сразу после смерти - всего через несколько часов - из него начали творить этот выхолощенный образ святого, в котором не было ничего от настоящей личности Леннона, его чувство юмора, отношений с другими битлами", - отмечает Роб Шеффилд, журналист журнала Rolling Stone и автор книги Dreaming The Beatles 2017 года.

"Мне всегда нравилось, как об этом сказал Пол в 1980-х:"С момента смерти он стал Мартином Лютером Ленноном".

Естественно, что "Дакота" в первые дни после убийства Джона превратилась для его поклонников на место поклонения, которое завалили морем цветов и скорбных записок.

Сотни людей собрались на лестнице мемориала Линкольна в Вашингтоне, чтобы почтить память Леннона. Радиостанции целыми днями проигрывали только песни Леннона и The Beatles, музыкальные магазины бешеными темпами распродавали альбом Леннона и Оно Double Fantasy.

За считанные дни после смерти на небольшой пражской улочке возвели мурал, который годами превратится в алтарь, украшенный надписями и граффити.

Несмотря на то, что власти неоднократно пытались уничтожить его, он до сих пор остается одной из самых популярных туристических достопримечательностей чешской столицы.

"Понятно, что возвеличивание кумира было первой реакцией людей, шокированных печальной новостью, однако это последнее, чего хотел бы для себя сам Леннон", - считает Шеффилд.

"Он был одним из самых ироничных, саркастических и остроумных людей в мире музыки, а потому изображать его простодушным оптимистом - это очень недооценивать его настоящую личность".

Леннон ни при каких условиях не был святым. Пять лет назад мир увидел юридический документ с заявлением бывшей экономки Леннона Дороти Джарлетт, которая несколько лет жила с ним и его первой женой Синтией.

Джарлетт пишет, что Леннон систематически изменял жене, имел приступы агрессии и жестоко обращался с их маленьким сыном Джулианом.

В интервью Playboy, опубликованном буквально за два дня до смерти, Леннон признался: "Я иногда вел себя жестоко со своей женой, это могла быть и физическая агрессия ... так было с женщинами вообще. Я мог ударить женщину. Я не умел выражать своих чувств и поднимал руку".

Однако такого Леннона мы нечасто увидим в популярной культуре. Например, в фильме Yesterday, снятом Дэнни Бойл в 2019 году. В нем главный герой после аварии просыпается в мире, в котором никто не слышал песен The Beatles и становится безумно популярным, исполняя песни легендарной четверки и выдавая их за свои.

В то момент он встречает настоящего Леннона. Он не умер, а живет скромной жизнью в простой хижине и имеет рыбацкая лодка под названием Imagine. Он философствует о жизни и совсем не стремится внимания мира. Шеффилд помнит другого Леннона.

"Вы можете себе представить Джона, который самостоятельно управляет лодкой?" - говорит Шеффилд.

"Или просыпается в четыре утра, чтобы порыбачить? Во время записи Get Back Джон всегда жаловался, что должен вставать в восемь, когда все, что ему нужно было сделать, это включить гитару".

"Мог ли Джон жить один в хижине без ассистентов и водителей?"

"Он не умел готовить, не умел управлять автомобилем, не мог ничего починить в доме. Как сказал Джордж Мартин,"Джон не мог вкрутить лампочку". Он не продержался бы и недели рыбаком. Но он бы очень посмеялся бы над этим фильмом".

Такие разные Ленноны

Возможно, наиболее адекватный Леннон изображен в рассказе 2013 года "Снодграсс" Иена Р. Маклауда, в котором Леннон предстает в образе 50-летнего ворчливого неудачника.

Как и фильм Бойла, сюжет построен по принципу альтернативной истории. В 1962 году Леннон ушел из The Beatles, потому что дебютным синглом он хотел выпустить Love Me Do (как они и сделали на самом деле), но группа решила иначе.

В рассказе Леннон издалека наблюдает за жизнью, которую он мог бы иметь, если бы не совершил роковую ошибку, а The Beatles без Леннона никогда так и не достигают славы, которую они на самом деле имели.

Писатель и сценарист Дэвид Квантико, который впоследствии написал сценарий для телевизионной адаптации "Снодграсса", отмечает, что "этот сюжет интересен тем, что освобождает от клише о Джоне Ленноне".

"Со временем личности всех битлов обросли мифами, но прежде всего Леннон превратился в фигуру такого немного дерзкого парня, который все время выступал за мир".

"Но он был совсем не таким. У него было сложное детство и запутанное жизни, он употреблял наркотики и алкоголь и не был идеальным отцом и мужем".

"Но именно противоречивость его личности и делают Леннона интересным, а не ложный образ мягкого, миролюбивого отца, который обожает выпекать дома хлеб".

"Он мог быть склонным к агрессии, но боролся за мир. Он был богатым человеком, но предлагал нам "представить мир, в котором не было бы имущества". Он был "героем рабочего класса", но вырос в симпатичном домике на окраине города. все это и делает его таким привлекательным, а не какой картонный образ человека, который не совершил ни одного плохого поступка".

В "Снодграсс" Леннона играет ливерпулец Иен Гарт. Это уже его третья роль битла, которого он сыграл в фильме "Пятый в квартете" Backbeat 1994 о начале группы и отношения Леннона с Сатклифф, первым басистом The Beatles, который трагически погиб в возрасте 21 года.

Фильм Backbeat 1994 рассказывает об отношениях между Ленноном (Иэн Харт слева) и "пятым битлом" Сатклиффом. 

Например, о том, что произошло между Ленноном и менеджером The Beatles Брайаном Эпстайном в 1963 году, когда они вместе провели выходные в Барселоне. Фильм изображает историю нежной и запретной любви между двумя мужчинами. Но являются ли такие предположения обоснованными?

В 2015 году Йоко Оно заявила в одном из интервью, что Леннон считал бисексуальность естественной, однако сам Леннон повторял, что их отношения с Эпстайном были "почти любовным романом, но до реальных действий никогда не доходило".

Пожалуй, больше придерживается фактов один из самых известных фильмов о Ленноне, что снял Сэм Тейлор-Вуд в 2009 году, "Стать Джоном Ленноном" (Nowhere Boy).

История описывает юность Джона и его отношения с матерью Джулией и тетей Мими. И она интересна тем, что изображает музыканта еще до того, как призма славы расщепило его личность на множество граней, в которой каждый ищет и придумывает свою версию того, кем на самом деле был Джон Леннон.

Фантастический Леннон

Впрочем, немало художественных образов Леннона даже и не претендуют на реалистичное исследование его жизни. В серии романов "Анна Дракула" фантаста Кима Ньюмена Леннон, например, он упоминается как лидер лейбористской партии (еще и вампир).

Его можно найти и в комиксах Marvel Пола Корнелла как представителя инопланетной расы Джона Скрулла, который регулярно появляется в образе Леннона.

Кстати, это не единственное появление Леннона в комиксах. В культовой серии комиксов Гранта Моррисона Vertigo 1990-х годов Леннон выступает настоящим поп-идолом, почти богом (что-то вроде индуистского божества Ганеша). Герой также становится свидетелем разговора Леннона и Стюарта Сатклиффа, когда последний решает оставить The Beatles.

"Моррисон интересно изображает мистическую сущность Леннона, - отмечает писатель Дэвид Квантико. - Люди используют его образ в магических ритуалах, так как они представляют каким-то божеством".

Моррисон не первый изображает то, как Леннон влияет на психику людей. В своем комиксе "День святого мире не" 1990 года он рассказывает историю недовольного парня, который собирается убить Маргарет Тэтчер.

Герой покупает книгу Сэлинджера "Над пропастью во ржи", так же как это сделал убийца Леннона Марк Чэпмен.

А как миф о Ленноне повлиял на других битлов? По мнению Шеффилда, посмертная канонизация Леннона сделала плохую услугу Полу, Ринго и Джорджу, ведь они знали и любили настоящего Джона, а не его искусственный образ.

"После его смерти люди несправедливо отыгрались на Маккартни. В течение многих лет никто не выразил ему поддержки и сочувствия, потому что святым пытались сделать другого члена группы".

Конечно битлы, как и многие другие музыканты, почтили память Леннона многочисленными песнями и концертами, которые прежде всего являются размышлениями о потере друга и о его выдающемся таланте.

Джордж Харрисон - в 1981 году песней All Those Years Ago, Маккартни - через год песней Here Today, Боб Дилан - Roll On John в 2012-м и близкий друг Леннона Элтон Джон - в 1982 году песней Empty Garden (Hey Hey Johnny).

От святого и бога до бродяги из ниоткуда - образы Леннона в популярной культуре живут собственной жизнью, далекой от реального человека.

Однако, как отмечает Дэвид Квантико, все они меркнут на фоне мифа, созданного самим Джоном Ленноном.

"Главным творцом мифов о себе был сам Леннон. Вспомните "Балладу о Джоне и Йоко" 1969 года. По сути это созданная им самим легенда, завещание от Джона. Он был очень одержимым собой. Он мифологизировал сам себя, поэтому, наверное, неудивительно, что это сделали и другие".