Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Почему «Укрзализниця» теряет свой транспортный потенциал

Почему «Укрзализниця» теряет свой транспортный потенциал

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Економіка
Почему «Укрзализниця» теряет свой транспортный потенциал Есть такая украинская народная забава – пилить рельсы, по которым едешь, и курочить вагоны, в которых сидишь. И недаром профильное предприятие избрало себе звонкое имя «Укрзализныця». Красть и зализывать – вот девиз украинских железных дорог. А всякие перевозки – это глубоко вторичные задачи.

Получив в наследство от СССР сеть железных дорог, вполне современный подвижной состав и пользуясь своим географическим положением, «Укрзализныця» могла оказаться наиболее рентабельным и перспективным государственным предприятием Украины. Транзитный потенциал республики был огромен. Однако всё это оказалось глубокой теорией, никак не повлиявшей на практику. Украина и «Укрзализныця» очень быстро исчерпали все свои преимущества, увязнув в воровстве, мелких склоках и политических играх.

При этом бурная деятельность не утихала ни на минуту. Безумные проекты разворовывания денег на изменение ширины колеи на европейский стандарт, которые, предполагалось, должен был выделить Европейский Союз абсолютно безвозмездно, сменяли друг друга. Тем временем износ подвижного состава ставил мировые рекорды. Уже несколько лет украинские составы не могут колесить по Европе. А связи с Россией ослабли настолько, что говорить о транзитном потенциале Украины стало несколько не корректно.
 
Стоит отметить, что по итогам 2020 года АО "Укрзализныця" года ожидает получить убыток в размере 12-14 млрд грн. Неутешительна ситуация и заработными платами, официально средняя зарплата на предприятии составляет около 9 тысяч гривен (чуть больше 300$), но многие железнодорожники говорят, что реальная цифра гораздо ниже. В поисках заработка квалифицированные кадры едут работать в Европу, где ощущается дефицит в грамотных специалистов железнодорожной отрасли. 

Последняя афера, призванная вернуть Украине статус транзитной страны, впечатляет. Речь о так называемом «новом шёлковом пути» в Китай. Железнодорожные вагоны погрузили на паром и увезли почему-то в Болгарию. Потом в Грузию. Через полтора месяца выяснилось, что никто не знает, куда делся железнодорожный состав «Укрзализныци». Говорят, его видели в Казахстане. Обратно он так и не вернулся. Однако ленточки были перерезаны, торжественные мероприятия проведены, а деньги списаны.

Как только Украина ввела санкции в отношении российских компаний, выяснилось, что более 20% подвижного состава, используемого для грузоперевозок внутри Украины, имеют российскую юрисдикцию.

Так и живёт «Укрзализныця» от одного масштабного проекта до другого, хотя возить уже нечего и некуда. Связи с Россией обрываются, а европейское направление ограничено квотами, прописанными в соглашении об ассоциации с Европейским Союзом.

Интересная ситуация с подвижным составом, который обновляется исключительно теоретически. Как только Украина ввела санкции в отношении российских компаний, выяснилось, что более 20% подвижного состава, используемого для грузоперевозок внутри Украины, имеют российскую юрисдикцию. Вагоны российских компаний в срочном порядке выводятся из эксплуатации и отправляются владельцам. И заменить их просто нечем.

Идею перешивки железнодорожного полотна с ширины 1 520 мм на 1 435 мм реализовать вряд ли получится, ведь для этого нужны колоссальные деньги, которых у "Укрзализныци" просто нет.

Впрочем, сокращение грузоперевозок по территории Украины может справиться не только с дефицитом подвижного состава, но и с самой «Укрзализныцей». Предприятие продолжает играть в политические игры в надежде на западные кредиты или бюджетное финансирование.