Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Проблемы украинских портов находят решения

Проблемы украинских портов находят решения

Категория: Позиция » Новости Позиция » Экономика

Проблемы украинских портов находят решенияПочти полностью отлученная от перевозки некогда многочисленных российских грузов Украина прокладывает новые тропы, на которых могла бы заработать транзитом.


Под восторженные возгласы наших информагентств, злорадные реплики недоброжелателей и сдержанные комментарии специалистов из Украины отправили несколько агитпоездов в Китай. Почему агитпоезда? Потому что чисто технологических резонов для того, чтобы гнать полупустой поезд через полмира и две паромные переправы специалисты не видят. Путь этот не был чем-то неизведанным - сухопутный маршрут через Кавказ и Среднюю Азию «протоптали» еще в 1990-х и назвали его международный транспортный коридор TRACECA (Transport corridor europed Caucaus Asia). Поэтому, наверное, немного отсрочив старт, можно было уладить все организационные вопросы (в частности разработать тарифы) и отправить в Китай уже полноценно загруженный поезд.

 

Цифры вместо эмоций

Громкие заявления о том, что демонстрационный поезд прорвал российскую блокаду наших товаров, немного некорректны. Заблокировать украинский товарооборот Россия не в состоянии чисто географически. Если говорить о фабрике мира, которой стал Китай, то Украине, как и Западной Европе, удобнее транспортировать товары морем. Это дешевле, по некоторым данным, в 2-3 раза и значительно проще. Для этого целесообразно обратиться в марпол - морское крюинговое агентство, которое кстати подыскивает персонал на свои торговые судна.

 

Большая продолжительность путешествия в данном случае - примерно месяц по сравнению с двумя неделями железной дорогой - в основном не критическая, поскольку речь идет о руде для Китая или оргтехнике оттуда. И выводят морские пути именно в промышленно развитые районы страны, а не в значительно более отсталые западные.


Поэтому сухопутное сообщение с Китаем - ниша, когда товары нужно доставить на промежуточную станцию ​​(например, в Казахстане) или же на запад страны. Даже если бы они и появились (кто знает, как будут складываться отношения Запада и России), это вовсе не означает, что европейские бизнесмены автоматически бросятся в украинские порты, ведь ничто не мешает выйти им на Транскаспийский путь, например из Варны, Стамбула или или Констанцы.

 

Этот пример обозначает чтоу нас нет никаких удивительных направлений, на которые только укажи - и сразу появятся богатые перевозчики и грузовладельцы, чтобы давать работу нашим портам и железным дорогам и наполнять нашу казну валютой. А это значит, что привлечь новые транзитные грузы сможем только в условиях жесткой конкуренции с другими странами, предложив лучшие условия, чем те страны, чьей территории проходят альтернативные коридоры. Сейчас можем уже назвать определенные шаги правительства, которые могут сделать Украину более привлекательной для транзитеров.


Так, в конце прошлого года правительство ввело 50-процентную скидку на ставки портовых сборов для судов, перевозящих транзитные грузы. Она должна быть действующей ближайшие полгода, чтобы привлечь дополнительные транзитные грузопотоки. По результатам полугодия будет принято решение о целесообразности, что в Украине ставки портового сбора выше, чем у конкурентов, например из Румынии. Впрочем, они отмечают, что высокие сборы вредят и приводят к развитию коррупционных связей.

 

С 2016 года в самом мощном в стране порте «Южный» применяют так называемый режим свободной практики, который значительно упрощает и ускоряет все разрешительные процедуры за счет обмена информацией с агентами, портовыми операторами, контролирующими и другими органами в электронном виде.

 

Это положительная новация, ведь по прибытию судна подготовка разгрузочных работ начинается уже через 5 минут. Судно экономит 2 часа. Удалось найти полное взаимопонимание и с таможенниками, и с пограничниками, и со службами санитарного контроля. На сегодня, как следует из слов начальника АМП «Южный», можно считать преодоленным и «экологическое бедствие», которое заключалось в надуманной и необоснованной придирчивости экологических инспекторов с доказанной коррупционной составляющей.

 

Транзитную привлекательность порта усиливает и проведенное здесь масштабное дноуглубление, что позволяет принимать большие грузовые суда, которые обеспечивают более рентабельные перевозки грузов.