Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » "Формировать учеников как адептов "Русского мира ". Подробности скандала со школьным учебником по истории

"Формировать учеников как адептов "Русского мира ". Подробности скандала со школьным учебником по истории

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Культура
"Формировать учеников как адептов "Русского мира ". Подробности скандала со школьным учебником по историиВ украинские школы могут попасть учебники по истории, к содержанию которых у некоторых специалистов есть серьезные предостережения - из-за сомнительных фактов, которые там озвучиваются.

Что произошло? 

Третьего февраля конкурсная комиссия Института модернизации содержания образования рекомендовала Министерству образования предоставить нескольким учебникам по истории гриф "Рекомендовано". В середине февраля окончательное решение должны принять уже в самом МОН.

Однако уже на следующий день претензии к этому решению возникших у представителей Ученого совета Института украинской археографии и источниковедения им. Грушевского НАН Украины.

Там заявили, что считают положительное решение комиссии в отношении некоторых из учебников неприемлемым из-за обилия сущностных и фактических ошибок.

Эти учебники, среди прочего, говорится в заявлении, толкуют историю освоения Степной Украины в русле концепции "Новороссии", а один из них, например, сравнивает украинцев 18 века с первобытным человеком.

"Появление в школах таких учебников противоречит здравому смыслу. Они не только будут укоренять ложные представления об истории Украины 16-18 веков, но и формировать учеников как адептов "Русского мира", что угрожает нацбезопасности Украины", - говорится в заявлении совета.

Там также указывают на признаки плагиата в некоторых учебниках и призывают отменить решение и создать независимую комиссию из ученых, которые еще раз проверили проекты книг.

"Укоренение российских мифов"

Из обнародованных рецензий экспертов конкурсной комиссии следует, что у части из них было немало претензий к содержанию учебников - несмотря на их дальнейшее одобрение.

"Впечатление, что автор или авторы сознательно преследовали цель внушить мифа о "Новороссии". За кадром остался вопрос освоения запорожцами территорий современной Южной и Восточной Украины и влияния запорожского наследия на дальнейшее развитие края", - пишет один из экспертов.

По его мнению, в проекте изложена ложная российская концепцию основания городов края - Екатеринослава, Севастополя, Симферополя, Херсона, Николаева, Одессы.

"Как можно было - а главное зачем, - омолаживать в учебнике Одессу почти 400 лет, игнорировать казацкие корни Екатеринослава, не увидеть татарские города, в которые были переименованы в Симферополь и Севастополь, а казацкие зимовки на месте Николаева", - возмущается автор рецензии.

Этот эксперт обращает внимание на то, что учебник, по его мнению, распространяет и другие мифы, как: о Малороссии как неотъемлемой части Великой России, о украинском православии как органической части московского, об обреченности Украины, которая находится под внешним управлением.

Другой эксперт вообще критикует недостаточную осведомленность автора учебника в теме, говоря о большом количестве фактологических и концептуальных ошибок.

"Надо отдать должное автору, который неплохо владеет умением писать. Можно даже сказать - имеет "легкое перо". Если бы автор и еще знал, что писать, то был бы хороший учебник", - резюмирует эксперт.

Вместе с тем не все эксперты конкурсной комиссии были столь же критическими в своих оценках - часть из них поставили проекту достаточно высокие баллы.

Депутат Рады Наталья Пипа уже заявила, что готовит обращение в Минобразования, СНБО и СБУ, чтобы те отреагировали на ситуацию.

"Посыл рекомендованных Комиссией учебников: если бы Украина двигалась в российском направлении - и войны бы не было, и вообще, жить было бы лучше. Речь идет не просто об искажении у учащихся представления об украинской истории 16-18 веков, а о вложении в головы 8-классников концепции "Новороссии" и "большого русского брата", - считает депутат.

По ее информации, двое экспертов были резко против того, чтобы рекомендовать Минобразования предоставить учебникам гриф "Рекомендовано", но большинство все же решила иначе.

Ни имен авторов рекомендованных комиссией учебников, ни их самих на сайте Института модернизации содержания образования нет.

Там они упоминаются под номерами 80802, 80704, 80708.